Использование нетрадиционных технологий в продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 21.03.2017

Статья просмотрена: 1009 раз

Библиографическое описание:

Фомина, И. Н. Использование нетрадиционных технологий в продуктивной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии / И. Н. Фомина, О. Н. Лепехина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 497-501. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40547/ (дата обращения: 16.11.2024).



Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…

Э. Успенский

В нашем ДОО воспитываются дошкольники с интеллектуальной недостаточностью. У таких детей возникают трудности при выполнении сложных по координации движений, снижена скорость и ловкость выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений. У них долго и с большим трудом формируются серии движений, нужные для формирования двигательных навыков, способствующих пространственным ориентировкам детей (ориентировке в собственном теле, в окружающем пространстве, на плоскости листа, в схеме противоположного тела и т. п.). Снижена зрительная память.

Грубое сенсорное недоразвитие выражается в том, что даже в предметной деятельности они не учитывают пространственные признаки предметов, действуют силой, не умеют пользоваться «поисковой», результативной пробой. Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка по различным признакам. Все это затрудняет формирование количественных представлений, не позволяет детям осуществлять счет на основе зрительного или слухового восприятия. Дети допускают ошибки в счете предметов, звуков и т. п.

Существенное недоразвитие касается не только функционирования отдельных анализаторов (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического), но и, главное, их слаженной работы, что составляет основу сенсорно-персептивной способности.

Особенности мышления сочетаются с нарушенной динамикой мыслительных процессов. Для детей с ОВЗ характерна замедленность мышления. У некоторых из них отмечается недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, иногда со склонностью к резонерству и побочным ассоциациям. У этих детей значительно выражены нарушения целенаправленной интеллектуальной деятельности, отмечается также недоразвитие внутренней речи. Значительное затруднение вызывает у них понимание условия и удержание в памяти словесного задания.

Детям свойственна познавательная пассивность, связанная со снижением интереса, а также несформированная произвольная деятельность и самоконтроль. У них отсутствует интерес к выполнению математических заданий, нет целенаправленных действий, низок уровень самостоятельности, критичности по отношению к результатам своей деятельности, слабое внимание к содержанию заданий. Пространственно-временные представления оказываются наиболее несформированными.

Сложность развития пространственных представлений у детей проявляется, прежде всего, в том, что они, ориентируясь в схеме собственного тела на наглядном уровне, недостаточно владеют словесными обозначениями пространственного расположения частей тела, что тормозит формирование других видов пространственной ориентировки. Дети испытывают трудности в выявлении пространственных отношений между несколькими предметами (между, вокруг) в наглядном плане. Детям сложно ориентироваться в сторонах собственного тела и словесно определять направления — справа и слева от другого объекта. Они затрудняются сложить из частей целое, например, разрезную картинку, выполнить постройку из кубиков по образцу.

Дошкольникам синтеллектуальной недостаточностью характерно:

‒ отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему;

‒ крикливость, раздражительность, расторможенность;

‒ позднее формирование предпосылок к речи и предметным манипуляциям;

‒ недостаточно сформированный процесс восприятия;

‒ медленное усвоение нового материала, даже после многократного повторения;

‒ замедление темпов запоминания;

‒ нарушение концентрации внимания, трудности переключения внимания;

‒ колебания психической активности;

‒ быстрая психическая истощаемость и др.;

‒ расстройства речи (алалия, позднее появление речи, системное недоразвитие речи, дизартрия, эхолалия и др.);

‒ нарушение коммуникативной функции речи;

‒ незрелость эмоционально-волевой сферы;

‒ практически отсутствует продуктивная деятельность.

Дети с нарушением интеллекта до окончания периода дошкольного возраста без целенаправленного коррекционно-педагогического воздействия практически не овладевают продуктивной деятельностью.

Таким образом, возникла необходимость создать педагогические условия для формирования у детей с интеллектуальной недостаточностью интереса к продуктивной, в том числе и изобразительной, деятельности посредством использования нетрадиционных техник и игровых технологий, которые стимулировали бы творческий потенциал детей, развивали их художественно — творческие способности.

Поэтому, образовательная деятельность протекает в форме эмоционально насыщенной, привлекательной для ребенка игры, построенной на тесном его взаимодействии со взрослыми.

Продуктивная деятельность направлена на:

‒ развитие зрения и движений (мелкой моторики рук), чувственно-двигательной координации;

‒ обогащение сенсорного опыта;

‒ конструирование зрительных образов;

‒ эмоциональную отзывчивость.

Продуктивная деятельность — это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного развития и воспитания детей. Для того чтобы нарисовать, слепить, сделать постройку предварительно надо хорошо познакомиться с изображаемым предметом, запомнить его форму, величину, конструкцию, расположение частей, цвет. Для дошкольников с интеллектуальной недостаточностью большое значение имеет постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм и пространственного положения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов через игру.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Для эффективного развития навыков продуктивной деятельности у дошкольников с ОВЗ педагоги применяют современные игровые технологии.

Игра— содной стороны, является ведущим видом деятельности, ас другой, всвязи сособенностями развития дошкольников синтеллектуальной недостаточностью, является единственным инструментом педагогического воздействия.

Наиболее эффективной игровой технологией для работы с дошкольниками с ОВЗ является сказкотерапия.

Сказкотерапияэто воспитание и коррекция сказкой. Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, побуждает их к речевому контакту, но и помогает побороть свои страхи, негативные черты личности, развивает личность, при необходимости корректирует поведение. Это самый древний метод воспитания и образования. А также эффективный способ коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Сказка предполагает погружение в особую сказочную обстановку, в которой может проявиться нечто нереализованное. В ней материализуются мечты, появляется чувство защищенности, спокойствия.

Сказка, с одной стороны, связана с волшебством, а, значит, с творчеством, с созиданием, с другой стороны — она заставляет задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. Сказка активизирует и эмоциональные, и когнитивные процессы. Она одновременно учит ребенка осуществлять логические операции и мыслить образами. Таким образом, сказка помогает формировать навыки игровой и продуктивной деятельности.

Основные направления работы:

‒ чтение сказок и беседа о прочитанном;

‒ инсценирование, заучивание сказок, восприятие их через движения;

‒ коррекционно — развивающая игровая деятельность по сюжетам сказок;

‒ продуктивно-творческая деятельность.

Все это проводится с целью закрепления материала и отражением его в продуктивно-творческой деятельности.

Используемые сказки для данной работы:

‒ Бытовые (Колобок, Курочка Ряба);

‒ Волшебные (Кот в сапогах);

‒ Поучительные (Золотая рыбка);

‒ Героические (Сивка-Бурка).

Целью работы со сказкой является закрепление материала и отражение его в продуктивно-творческой деятельности. Для продуктивной работы педагоги рассказывают разные виды сказок — бытовые, волшебные, поучительные, художественные, дидактические, психо-коррекционные. Дидактические сказки — созданы для повествования детям о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе).

Для реализации всех поставленных задач в группе компенсирующей направленности создана полифункциональная предметно-развивающая среда. Деятельность детей проходит в обстановке эмоционального благополучия. Вариативно — творческие занятия и личностно-ориентированный подход в обучении позволяют дошкольнику погрузится в ситуацию успешности и успеха, необходимой для гармоничного развития ребенка.

Для того, чтобы сказка стала игровой технологией необходимо придерживаться следующих правил организации инновационной деятельности:

‒ Простое прочтение сказки не несет в себе терапевтической нагрузки. Поэтому следует обыграть, проинсценировать, тщательно проанализировать, сделать оценки и выводы по ее содержанию.

‒ Содержание сказки должно соответствовать возрасту, психофизическим особенностям развития, потребностям и возможностям ребенка.

‒ Содержание сказки и используемые методические приемы по ее анализу должны в полной мере решать поставленные педагогические задачи.

‒ Передача ребенку знаний, правил поведения, сглаживание конфликта в процессе знакомства с содержанием сказки и его анализом должно проходить в уместной, ненавязчивой, дружеской и искренней обстановке.

‒ Знакомство ребенка со сказкой должно быть дозированным. Сначала это может быть просто рассматривание иллюстраций к сказке и знакомство с ее героями. Затем описание и анализ поступков героев. После чего выражение своего отношения к героям сказки и их поступкам, а также определение правильной модели поведения.

Таким образом, в детском саду продуктивная деятельность отражает впечатления детей с ОВЗ о прочитанных сказках. Нетрадиционные техники, применяемые педагогами в продуктивной деятельности, раскрывают перед детьми с интеллектуальной недостаточностью большие возможности для выражения разнообразных эмоций, способствуют формированию у детей предпосылок изобразительной деятельности и игры, проявлений в деятельности элементов творчества, оказывают благотворное влияние на развитие личности, поведения и общения.

C:\Users\Useer\Desktop\Работа 2\фото работа\IMG_3293.JPG

C:\Users\Useer\Desktop\Работа 2\фото для проекта игротерапии\P1070658.JPG

C:\Users\Useer\Desktop\Работа 2\фото для проекта игротерапии\P1070651.JPG C:\Users\Useer\Desktop\Работа 2\фото для проекта игротерапии\IMG_3264.JPG

C:\Users\Useer\Desktop\Работа 2\фото работа\IMG_3279.JPG C:\Users\Useer\Desktop\Работа 2\фото по работе на отправку\Рисунок1.jpg

Литература:

  1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. ч. I. М. «Скрипторий», 2003. — 80 с.
  2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. ч. II. М. «Скрипторий», 2003. — 72 с.
  3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии».— СПб.: «Златоуст», 1998. — 352 с.
  4. Казакова Т. Н. Развивайте у дошкольников творчество. М. — 1985.
  5. Капшук О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О. Н. Капшук–Изд.2-е. Ростов н/д: Феникс, 2011.
  6. Комарова Т. Н. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.// Дошкольное воспитание.-1998.-№ 10. — С.65–67
  7. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Издательство КАРО Санкт-Петербург 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): продуктивная деятельность, ребенок, сказка, интеллектуальная недостаточность, продуктивно-творческая деятельность, содержание сказки, дошкольник, образ, правило поведения, собственное тело.


Похожие статьи

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование игровых технологий в формировании основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ

Использование игр как средства развития предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Похожие статьи

Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сказкотерапии

Использование технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности (рисование)

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Использование игровых технологий в работе с детьми с ОВЗ

Использование игровых технологий в формировании основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности

Использование нетрадиционных методов и средств в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников

Использование арт-терапевтических технологий в коррекционной работе с обучающимися с ОВЗ

Использование игр как средства развития предпосылок к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Работа с детьми с множественными нарушениями здоровья с помощью сказкотерапии

Использование педагогом-психологом элементов сказкотерапии в работе с детьми ОВЗ, направленной на формирование экологической культуры дошкольников (из опыта работы)

Задать вопрос