Искусство общения, знание психологических аспектов, определяющих воздействие речи на собеседника очень важны специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты с другими людьми. Актуальность изучения влияния этики и этикета делового общения на эффективность деятельности современного менеджера сферы образования обусловлена тем, что в условиях формирующихся рыночных отношений существует потребность в подготовке специалистов высокого профессионального уровня, способных к продуктивному взаимовыгодному сотрудничеству с другими людьми.
Ключевые слова: менеджер сферы образования, этикет делового общения, этика, руководитель дошкольной образовательной организации
Одним из факторов, влияющих на эффективность управления, в том числе и в сфере образования, считается этика и этикет делового общения. Данная проблема сложна и многоаспектна.
Проблема не соблюдений этических норм делового общения и негативное влияние этого на результативность работы сотрудников организации раскрыто в исследованиях Бронина И. Н. «Этика делового общения», Журавлева И. А. «Этика общения». Психологические аспекты делового общения стали темой изучения Г. В. Бороздиной, Е. Л. Доценко, А. И. Кочетковой. Б. Ф. Ломов рассматривает общение как одну из важнейших самостоятельных категорий психологии и приходит к выводу о том, что сознание человека формируется, проявляется, развивается и в деятельности, и в общении. В. А. Кан-Калик раскрывает многообразие вопросов, связанных со структурой, управлением, моделированием профессионально-педагогического общения; Хусаинова Ю. Д. в работе «Культура общения руководителя» рассматривает анализ этических аспектов деловой культуры руководителя.
Анализ литературы и изучение образовательной практики свидетельствует о том, что проблема этикета делового общения менеджера сферы образования и ее влияние на эффективность управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации остается во многом нерешенной, что и позволяет говорить о наличии противоречия между необходимостью соблюдения современными менеджерами сферы образования норм и правил этики делового общения и недостаточным освещением в методической и педагогической литературе практических аспектов осуществления данного процесса при управлении педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации.
С целью уточнения специфики этикета делового общения менеджера сферы образования и выявления его влияния на эффективность управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации нами было проведено исследование.
Сформулированное выше противоречие обусловило проблему настоящего исследования: выявление влияния этикета делового общения на эффективность управления педагогическим коллективом современной дошкольной образовательной организации и изучении практических аспектов реализации данного процесса.
Объектом исследования является процесс управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации. В качестве предмета выступает этикет делового общения как фактор управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации.
В соответствии с целью были сформулированы задачи исследования:
- Раскрыть понятие и сущность «этики делового общения» на основе анализа психолого-педагогической литературы.
- Охарактеризовать особенности этики делового общения в условиях образовательной организации.
- Выявить специфику этики делового общения в деятельности менеджера дошкольной образовательной организации.
- Изучить влияние этики делового общения на качество управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной организации.
Исследование проводилось в период с сентября 2015 г. по июнь 2016г. и состояло из нескольких этапов.
На первом этапе (сентябрь — ноябрь 2015 г.) проведен сравнительный анализ различных трактовок понятия «этикет делового общения», охарактеризованы его компоненты, также проводилось изучение особенностей этики делового общения в управленческой деятельности современных менеджеров сферы образования; определялись цели и задачи исследования, формулировалась рабочая гипотеза и проектировался план исследования.
Результаты работы в рамах первого этапа раскроем более подробно. В психолого-педагогической литературе деловое общение рассматривается с разных сторон. Традиционно деловое общение можно разделить на прямое и косвенное. По Дебольскому М. С. в деловом общении можно предполагать наличие трех сторон коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Особое внимание надо обратить на виды делового общения «сверху-вниз», «снизу-вверх», «по горизонтали». С одной стороны, все эти знания и навыки делового общения, помогают человеку лучше понять себя, свой внутренний мир, контролировать свои эмоции и понимать других людей.
С другой стороны, эти знания, позволяют лучше понять людей, их психическое состояние, которое наиболее плодотворно способствовало бы их творческому развитию.
Культура педагогического общения невозможна без знания личности каждого педагога, его индивидуальных особенностей. Знания, умения и личностные качества позволяют руководителю более эффективно осуществлять управление педагогическим коллективом. Психологи показывают, что часть педагогических трудностей обусловлены не столько недостатком научной и методической подготовки, сколько деформации сферы профессионально-педагогического общения. Сегодня рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение становятся неотъемлемой составляющей делового общения. Руководитель должен постоянно самообразовываться: изучать, читать современную литературу, посещать семинары, лекции, в том числе связанные и с этикетом делового общения.
Главная задача руководителя развиваться самому, помочь развиваться другим, научить их открывать новое. В настоящее время руководители стараются демонстрировать сотрудникам высокий уровень своих деловых, профессиональных и коммуникативных качеств в конечном итоге для обеспечения эффективности работы организации и все больше внимания уделяют соблюдению правил этики и этикета делового общения при взаимодействии. От современного руководителя требуется умение проявлять такие характеристики в общении с сотрудниками как: педагогическая этика, деликатность, тактичность, доверительный тон общения. Важно отметить, что специфика дошкольного образовательного учреждения состоит в том, что взаимопонимания, взаимоотношения, которые в нем существуют, переносятся на детей.
На основе анализа философской, психологической, педагогической литературы, научных исследований и результатов практической деятельности пришли к следующему выводу: процесс управления педагогическим коллективом дошкольной образовательной организацией будет успешным и результативным, если руководитель осуществляя профессиональную деятельность осознает и учитывает:
‒ необходимость формирования и развития компетенции в области этикета делового общения, который состоит из: соблюдения делового этикета; соблюдения речевого этикета; ограниченностью делового общения определенными временными рамками; реализация делового общения в определенных формах [2,4];
‒ специфику образовательной организации, в которой взаимоотношения, существующие между руководителем и педагогическим коллективом «переносятся» на детей. Считаем, что атмосфера и «тон» общения в педагогическом коллективе, сложившиеся отношения (их этико-моральная сторона) между воспитателями, педагогами и руководителем во многом определяют и эффективность их воспитательных воздействий;
‒ деловое общение в педагогическом коллективе можно представить с одной стороны в виде обмена действиями, навыками и умениями в совместной педагогической и административной деятельности сотрудников образовательной организации, а также обмена познавательным, профессиональным, социальным и жизненным опытом педагогов. С другой стороны, деловая коммуникация обеспечивает избирательную направленность действий сотрудников, стимулирует и поддерживает их поведенческую активность, связана с производством духовных ценностей и созданием образовательных услуг и выступает особой формой реализации совместной социально-значимой деятельности педагогов с моральной стороны;
‒ специфику форм профессионального взаимодействия: деловая беседа, деловые переговоры, педсоветы, семинары, публичные выступления, семинары [1,3].
Считаем, что в настоящее время можно говорить о необходимости формирования и развития компетенции в области владения этикетом делового общения у современного руководителя образовательной организации. Ее основные отражены в нижеследующей схеме.
Литература:
- Андреев И. А. Этика деловых отношений. Санкт-Петербург: «Вектор». -2005 г. — 370с.
- Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989–216 с.
- Психология и этика делового общения. Учебник для вузов. /Под ред. проф. В. И. Лавриненко, 3-е изд., прераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000–327с.
- Соколова М. И. Управление человеческими ресурсами: учеб. /М. И. Соколова, А. Г. Дементьева.-М: ТК Велби Изд-во Проспект,2007.-240с.