Статья посвящена эффективности применения тестового контроля при подготовки обучающихся старших классов к ЕГЭ, рассматриваются достоинства и недостатки тестирования в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова: тест, тестирование, контроль, обучение чтению
Современная система обеспечения педагогического контроля крайне несовершенна. Недостаток критериев оценивания, нерегулярность проверки заданий, трата времени на обработку результатов контроля негативно влияют на процедуру преподавания в целом.
Для решения многих вышеперечисленных трудностей на сегодняшний день предлагается применять тестирование как средство контроля навыков чтения на английском языке у обучающихся старших классов.
Тестирование является одним из самых эффективных средств контроля в обучении иностранному языку. В последнее время, в связи с реформированием образования, тестовый контроль все чаще используется в школьных оценочных системах, которые являются составляющими системы оценки качества обучения. Для всей системы образования в большей степени это является важным в целях аттестации выпускников школы, а также в целях отбора абитуриентов профессиональных учебных заведений. Как показала практика, традиционные методы контроля здесь непригодны. Считается, что тестирование — это объективный, экономичный, демократичный и корректный способ выявления учебных достижений. Именно педагогическое тестирование позволяет сравнивать и сопоставлять субъекты образования по различным параметрам, а также оценивать такие характеристики обучающихся, как целеустремленность, усидчивость, гибкость мышления, собранность, упорство. По мнению многих учителей, тестирование даёт возможность сделать процесс педагогического контроля наиболее результативным, а также направляет его на использование современных информационных технологий.
Рассмотрим подробнее, что представляет собой тестирование как средство контроля, какие оно выполняет функции, виды тестовых заданий, а также постараемся выделить преимущества и недостатки тестирования в образовании.
С точки зрения А. Н. Щукина,«средства контроля — это учебные материалы, которые используются для проверки уровня владения языком» [5, c. 300].
Единого мнения о том, что представляет собой тест не существует. С английского языка слово «test» переводится как проба, проверка, испытание. Мы же под словом «тест» чаще всего понимаем выбор одного ответа из нескольких предложенных.
С точки зрения А. Н. Майорова тест — это «инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, изменение которых возможно в процессе систематического обучения» [4, с.30].
Тест является составной частью тестирования. Основное требование к тестовому заданию состоит в том, что оно должно иметь однозначный правильный ответ. Согласно мнению А. Н. Щукина, тестирование представляет собой «метод исследования, предусматривающий выполнение испытуемыми специальных заданий — тестов, с помощью которых оценивается уровень владения языком, определяются интересующие исследователя особенности личности испытуемого» [5, c.48].
Основателем тестологии принято считать Ф.Гамильтона. В конце XIX века для оценки индивидуальных особенностей человека он самостоятельно разработал и начал широко внедрять тестовые задания.
Впервые в педагогике тестирование было применено Дж.Фишером в 1864 г. в Великобритании. Он создал книгу, представляющую собой вопросы и ряд ответов к каждому из них. В России тестирование появилось позже, в 1910 году. Оно было предложено таким ученым, как Г. И. Россолимо.
Для полного представления о тестировании как средстве контроля необходимо выяснить какие в принципе существуют тестовые задания.
В. С. Аванесовв своей книге выделяет два основных вида педагогических тестов: традиционные и нетрадиционные.
Традиционный педагогический тест представляет собой метод диагностики испытуемых, в котором они отвечают на одни и те же заданий в одинаковое время, в одинаковых условиях и с одинаковой оценкой. К нетрадиционным тестам можно отнести интегративные, адаптивные, критериально-ориентированные и нормативно-ориентированные тесты. Интегративным можно назвать тест, состоящий из системы заданий, отвечающих требованиям интегративного содержания, тестовой формы, возрастающей трудности заданий, нацеленных на обобщенную итоговую диагностику подготовленности выпускника образовательного учреждения. Адаптивный тест представляет собой вариант автоматизированной системы тестирования, в которой заранее известны параметры трудности. Задачей критериально-ориентированных тестов является стремление выяснить какие элементы содержания учебной дисциплины были усвоены тем или иным испытуемым [1, с.12–16].
Однако, помимо всего прочего, в практике обучения иностранному языку и в методической литературе получили широкое распространение тесты, ориентированные на критерий и тесты, ориентированные на норму.
Тестирование также имеет целый ряд функций, которые успешно реализуются в образовательном процессе. Например, Н. Ф. Ефремова выделяет следующие функции тестирования: диагностическая, контрольно-оценочная, обучающая, развивающая, мотивационно-побудительная, воспитательная, организационная, стандартизирующая, информационная, управленческая, демократизирующая, социально-экономическая, гуманистическая [2, c.59].
Немаловажным является то, что совокупность составленных тестовых заданий должна соответствовать требованиям к качеству теста. В методической науке имеется ряд формул для определения качества теста. В. А. Коккота акцентирует внимание на пяти показателях качества теста, таких как «валидность, надежность, дифференционная способность, практичность и экономичность» [3, с.9].
Единый Государственный Экзамен по английскому языку является достаточно сложным и комплексным. Он состоит из четырех разделов. Раздел «чтение» в системе других разделов состоит из трех типов тестовых заданий, направленных на проверку различных умений обучающихся:
- Задание № 1 проверят понимание основного содержания текстов (на соответствие);
- Задание № 2 проверяет понимание структурно-смысловых связей текста (на заполнение пропусков);
- Задание № 3 проверяет умение полностью и детально понять смысл текста (тест из семи вопросов).
На выполнение каждого из заданий рекомендуется отводить по 10 минут. В совокупности выполнение всего раздела чтения должно занимать не более 30 минут.
Здесь могут использоваться публицистические, научно-популярные, художественные и прагматические тексты. Для базового уровня это краткие тексты информационного и научно-популярного характера, для повышенного используются публицистические и научно-популярные тексты, для высокого уровня художественный и публицистический текст.
Очевидным является то, что чем раньше учитель начнет готовить к ЕГЭ обучающихся, тем эффективнее они выполнят его. Для успешного выполнения раздела чтение учащиеся должны владеть всеми его видами, иметь навыки работы с тестовыми заданиями, четко видеть поставленную цель и применять различные стратегии в зависимости от коммуникативной задачи.
На наш взгляд особенность тестирования как средства контроля навыков чтения заключается в следующем:
– в первую очередь, тесты могут помочь сконцентрироваться на извлечении информации с необходимой для этого полнотой и глубиной;
– подстёгивая умственную деятельность учащихся, тест требует минимального использования продуктивных форм;
– тест — идеальный механизм адаптации, так как сам материал теста работает как подкрепление;
– облегчая и ускоряя понимание, тест предоставляет возможность предъявить большие требования к объёму чтения.
Тестирование, как и любое другое средство контроля, имеет свои преимущества и недостатки. Мы постарались выделить наиболее существенные из них.
Пожалуй, основной недостаток тестирования — это возможность угадывания, хотя при наличии четырех вариантов ответа к одному вопросу, процент угадывания одного правильного крайне невелик. Также среди недостатков тестирования можно выделить нехватку или полное отсутствие учебников с тестовой формой заданий и сравнительно небольшое количество специалистов, хорошо владеющих методом тестирования в сфере образования. Кроме того, чтобы подготовить для обучающихся специальные КИМы, учителю необходимо потратить определенное время, что порой представляет некоторую сложность. И, наконец, учитель не видит глубину знаний обучающихся, он может лишь поверхность судить о том, насколько широко они знают его предмет.
Тестирование имеет также ряд преимуществ перед другими методами контроля в образовании. На наш взгляд, это высокая скорость проверки качества усвоенных знаний и умений; осуществление полного охвата учебного материала; отсутствие таких факторов, как настроение учителя, уровень его квалификации при оценивании ответов; объективность оценивания; ориентированность на современные технологии и требования в образовании; уменьшение времени выполнения заданий.
Очевидно, что тестовый контроль — далеко не единственное средство проверки знаний и умений учащихся. Существует множество других не менее эффективных средств. Однако использование тестирования оправдано на старшем этапе обучения иностранному языку, в классах, где учащиеся будут сдавать Единый Государственный Экзамен.
Тестирование является существенным шагом на пути к формированию методики контроля за усвоением обучающимися учебного материала, оно вносит значительный вклад в реформирование системы образования в России. Внедрение тестового контроля даёт возможность реализовать мягкий переход от субъективных оценок результатов обучения к объективным. Однако тестирование ни в коем случае не должно полностью заменить традиционные методы контроля в педагогике, оно призвано лишь в некоторой степени дополнить их.
Литература:
- Аванесов, В. С. Композиция тестовых заданий: учебная книга. 3-е изд., доп. — М.: Центр тестирования, 2002. — 240 с.
- Ефремова, Н. Ф.Тестовый контроль в образовании: учебное пособие.− М.: Логос, 2007. − 368 с.
- Коккота, В. А. Лингводидактическое тестирование: Научно-теоретическое пособие / — М.: Высшая школа, 1989. −127 с.
- Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования.− М.: Интеллект — центр, 2001. − 296 с.
- Щукин А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: Учебное пособие для преподавателей и студентов.− М.: Филоматис, 2004. − 396 c.