В чем же состоит качественный учебный процесс? Ответ на этот вопрос представляется многогранным: для учащихся на первом плане находится интерес к изучаемому предмету; формам и методам обучения; человеку, который ведет занятие; содержанию занятия. Для педагога на первом плане понимание и усвоение студентами учебного материала; собственный интерес к учебной дисциплине; выполнение учебной программы; апробирование новых форм и методов обучения; дисциплина на занятии. Для администрации учебного заведения на первом плане находятся количественные показатели: успевающие и не успевающие, прогулы, дисциплина, кадровая обеспеченность, хозяйственные вопросы, положение учебного заведения среди других такого же типа. Для родителей важно, чтобы их ребенок был «на хорошем счету», получал достойные оценки и чтобы ему было интересно учиться. То есть для разных участников образовательного процесса его качество определяется специфическими факторами.
Есть ли основания считать кого-то из субъектов наиболее значимым в этой ситуации? Для нас таким основанием стали ответы на вопросы о том, ради кого организуется педагогический процесс? Кто является центральным элементом системы «Родители — учащийся — учитель — администрация»? По нашему мнению, именно «вокруг», «для», «ради» и «по поводу» учащегося организуется педагогический процесс. Без учащегося педагогический процесс теряет смысл и цель.
В связи с этим эффективность и качество педагогического процесса, в первую очередь, определяется возможностями этого процесса для восприятия и усвоения учебного материала учащимися и его применения в повседневной жизни и деятельности.
Поэтому следующим нашим шагом должно стать прояснение того, при каких условиях человек воспринимает и усваивает что-либо наиболее активно заинтересовано и прочно. Когда человек отдает свое внимание чему-либо, хочет узнать об этом больше, разобраться, включить нечто в свою жизнь?
Несомненно, одним из условий восприятия является новизна, которая проявляется как неожиданность, внезапность события (временная новизна); резкое выделение события на фоне других (яркость- звуковая, зрительная, кинестетическая, вкусовая, обонятельная, эмоциональная, смысловая).
Примерами такого рода новизны могут быть: неожиданно заданный в процессе лекции вопрос для диагностики понимания или концентрации внимания, перемещение преподавателя в пространстве аудитории;
– приближение и прикосновение к учащимся; включение ситуации в аудитории в контексте изучаемого материала (например, показ таких составляющих педагогического взаимодействия как педагогическое воздействие и ответная реакция учащихся;
– показ прямого и косвенного педагогического взаимодействия; показ различных методов обучения и воспитания);
– переход преподавателя с обычного голоса ни громкую речь или на шепот для сообщения наиболее важной информации; (суждение того, какой метод обучения применяется в данном занятии;
– выявление того, каковы личностные итоги обучения по данной теме или курсу в целом; совместный поиск со студентами и последующее обсуждение личных профессиональных перспектив, задач, шагов по их решению;
– разработка и обсуждение планов и программ личностно-профессионального развития студентов; зрительная новизна создается путем применения наглядных средств (внешний вид, мимика, пантомимика преподавателя;
– применение рисунков, схем, графиков, компьютерных презентаций, других видео материалов.
Кинестетическая новизна создается благодаря движению и тактильному взаимодействию, примером которого может стать обучение ведению занятий в движении или игровое моделирование педагогических ситуаций.
Эмоциональная новизна создается через определение и проявление отношения к изучаемому материалу и процессу обучения. Так, студенты могут выяснить, что в изучаемом предмете и процессе обучения вызывает у них растерянность, вялость, раздражение, страх и т. д. В тоже время они могут знать об эмоциях преподавателя и тех ситуациях, в которых эти эмоции возникают. Возможность осознавать и проявлять различные эмоции в отношении обучения способствует установлению более ясных связей в системе «студент- преподаватель -учебный предмет». «Отрицательные» эмоции студентов и преподавателей могут стать предметом обсуждения, поскольку такие эмоции — знак того, что потребности не удовлетворяются. Обсуждение источников и ситуаций возникновения отрицательных эмоций может прояснить, чего не хватает для каждой из сторон (студентов и преподавателей) для качественного обучения. Применение в педагогическом процессе действенных форм (диспуты, конкурсы, ролевые игры, праздники и т. д.) усиливает эмоциональную составляющую обучения.
Смысловая новизна — становится результатом одного или нескольких из следующих процессов осознание, понимание, размышление. Так, для студентов 1 курса, изучающих курс «Педагогика», важными знаниями, такими как: «педагогика относится к взрослым так же, как и детям»; «обучение и воспитание — процессы, длящиеся всю жизнь»; «различные учебные предметы связаны между собой в систему», «у каждого есть наиболее подходящий способ обучения», «учить других сложнее, чем, кажется со стороны».
Личностно-профессиональному самоопределению студентов помогает (наполнение рефлексивных домашних заданий в форме тематических мини-сочинений: «Чего я хочу достичь в жизни?», «События, оказавших сильное влияние на мою жизнь», «Чему я хочу научиться и что в себе воспитать», «Ближайшие шаги моего развития», «В чем и как мне может помочь педагогика как наука и как практика».
Изложение логической структуры учебного курса (обоснование последовательности разделов дисциплины) позволят студентам создать свое юрода «карту» или «маршрут», по которому им предстоит пройти. Это полезно с точки зрения понимания: что уже пройдено, что изучается сейчас, что будет изучаться дальше. Графическое строение маршрута дает студентам и преподавателю информацию о глубине знаний студента по данной теме.
Подробный анализ понятий, категорий учебного предмета делает понимание студентов более ясным и четким. Они начинают вдумываться и размышлять почему, на каком основании выбираются те или иные слова для определения понятия «целостный педагогический процесс», «методология» и др. Особую ценность в этом плане приобретает этимологический анализ и тщательный разбор научных определений.
Поддерживается такая новизна тем, что после каждого занятия проводится блиц-опрос о том, что нового студенты почерпнули для себя (в позитивном ли негативном плане).
Как же повысить качество образования?
Качество образовательного процесса синтезируется из следующихкачеств:
– качества образовательной программы;
– качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе;
– качества потенциала обучающихся;
– качества средств образовательного процесса (материально-технической, лабораторно- экспериментальной базы, учебно-методического обеспечения, учебных кабинетов);
– качества образовательных технологий;
– качества управления образовательными системами и процессами.
Остановимся на одном из путей повышения качества образования через использование инновационных технологий, а именно: технологии погружения в виртуальное пространство с использованием современных средств обучения — интерактивной доски.
Каждый педагог должен понимать ту роль, которую он может сыграть в формировании личности ученика, личности информационной цивилизации. Педагог должен быть готов использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, в воспитании и развитии своих учеников. Чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.
Как стремительно меняется современный мир! Не успели учителя, ученики и их родители привыкнуть к новым информационным технологиям в образовании, как заговорили о технологиях информационно-коммуникационных. Пока разбирались в чём отличие, осваивали и определяли, как лучше использовать новые возможности, в школах появились новые интерактивные технические средства, использование которых в обучении представляется существенным шагом вперёд.
Использование интерактивных досок в классе способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным.
Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные функции доски.
Работа с интерактивной доской предоставляет новые возможности, как педагогам, так и учащимся.
Возможности для учителей:
– экономия драгоценного времени урока, которое педагог обычно тратит на наглядное объяснение материала
– позволяет преподавателям объяснять новый материал из любого места класса
– создает определенную гибкость, позволяя учителям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов
– позволяет учителям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил, а также упрощая проверку усвоенного материала
– позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
– позволяет легко переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске сохраняя при этом и тот и другой материал, а также возможность повторного воспроизведения его в любой последовательности на уроке
– позволяет учителям вновь использовать созданные материалы и делиться ими друг с другом
– возможности доски, как наглядного пособия качественно нового уровня с возможностями анимации и мультипликации позволяют повысить интерес учащихся к рассматриваемому материалу
– использование интерактивной доски позволяет создать проблемную ситуацию и возможность разрешить её, выполняя виртуальные лабораторные опыты, мини-исследования
– вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Возможности для учащихся:
– предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков, коммуникативных навыков
– всё, что ученик напишет, автоматически сохранится в памяти, так что спустя время письменные ответы можно будет найти в архиве и проверить, например, объективность выставления оценок
– появляется возможность работать более творчески (можно исправить или переделать любой элемент демонстрационного материала), возрастает уверенность в себе
– можно заранее или на уроке подготовить собственный материал.
Важным условием активного восприятия и усвоения может стать связь изучаемого материала с потребностями, интересами, задачами и целями человека. В этом случае, человек начинает искать необходимый или важный для него материал. Потребности, задачи, интерес создают для человека незавершенную ситуацию, энергию и направление поиска.
Например, совершенно разной по активности будет ситуация, когда решается задача построения плана учебного занятия для абстрактной аудитории и когда студентам предлагается разработать план проведения занятий, которое помогло бы им самим лучше изучить ту или иную тему. Таким образом, обучение приобретает жизненное значение для человека.
Первым шагом на пути построения связи «жизнедеятельность- человека-обучение» может стать личностно-профессиональное самоопределение. Сущностью этого процесса является определение человеком (самостоятельно или в обсуждении) ценностных ориентиров своей жизни и деятельности; свое местоположение относительно этих ориентиров; целей и задач, стоящих перед ним в связи с такими ориентирами; шагов достижения целей, препятствий и действий по их преодолению.
Благодаря такому самоопределению (которое обсуждается, а не является скрытым процессом) обучение может стать важнейшей составляющей достижения личных и профессиональных целей. В этой ситуации процесс и содержание обучения приобретают личное значение для человека: он начинает понимать — для чего учится, чему ему необходимо научиться, в чем и как ему полезно изучаемое содержание.
Литература:
- Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 1995.
- Педагогика профессионального образования. Под ред. Сластёнина В.А. –М., 2006.
- Фарберман Б.Л. «Прогрессивные педагогические технологии». Т., 1999 г.