Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 15.03.2017

Статья просмотрена: 2641 раз

Библиографическое описание:

Парфенова, Е. Н. Развитие новых туристических продуктов в России и их специфика / Е. Н. Парфенова, В. Н. Орищенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 243-245. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40589/ (дата обращения: 18.12.2024).



Индустрия туризма представляет собой одну из наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, а также форм торговли услугами. Во многих странах мира туризм развивается как целостная система, которая направлена на предоставление различных видов туристических услуг и продуктов. Туризм дает возможность познакомиться с историей, культурой, обычаями, духовными и религиозными ценностями страны, ее природой, местными особенностями кухни и менталитетом народов стран мира.

Туристская индустрия в Российской Федерации проходит непростую стадию адаптации к новым экономическим условиям, которые связаны с очередной волной финансово-экономического кризиса, введением санкций странами Европейского союза и США, ростом курсов мировых валют, падением цен на нефть и девальвацией рубля. В связи с этим, структура направлений туристических потоков России стала стремительно меняться. До введения санкций, русские туристы предпочитали уезжать отдыхать за границу, а сейчас они делают свой выбор в пользу России. Переориентация туристов на внутренний рынок туристских услуг дает большую возможность для современных исследований, дискуссий и обсуждений, что является очень актуальным. До недавнего времени, туристская отрасль России была совершенно не развита, имела множество проблем с качеством предоставляемых услуг и далеко не идеальным сервисом обслуживания. Теперь же государство стало более заинтересовано в дальнейшем развитии международного туризма на территории России, так как доход, получаемый от туристской отрасли, значительно пополняет бюджет страны. Сегодня, в рыночной борьбе за туристов, Россия конкурирует с другими странами. Что бы занимать лидирующие позиции, прежде всего, нужно разработать свой отечественный туристский продукт, который пользовался бы спросом как у русских туристов, так и у иностранных. Не маловажным является вопрос его грамотного и эффективного продвижения на рынок [3, с.5]. Необходимо создать интересный и качественный турпродукт по привлекательной цене, а также разработать новые маршруты для организованных туристических групп. Продукт должен иметь «красивую» и «заманчивую» упаковку, а для быстрого проникновения на рынок нужно заниматься его рекламой.

Почти все страны мира имеют совой туристический бренд, который бы ассоциировался у туристов с определенной страной. Россия такого бренда не имеет. По инициативе Федерального агентства по туризму, с июня по декабрь 2016 года был проведен первый этап открытого Всероссийского конкурса «Туристический бренд России». Участники данного конкурса должны придумать некие комбинированные обозначения (бренд), в состав которых входят изобразительные и словесные элементы. Данный бренд должен обеспечить узнаваемость Российской Федерации как привлекательного туристического центра и способствовать продвижению отечественного туристского товара.

Многие эксперты, которые занимаются исследованием въездного туризма, сходятся во мнении, что у иностранцев совершенно мало информации о нашей стране. Это во многом связано с тем, что туроператоры в основном предлагают всем давно уже известные туры в Москву, Санкт-Петербург и маршрут «Золотое кольцо России». В последнее время стали пользоваться популярностью и такие направления как Краснодарский край, в частности город Сочи и его Олимпийские объекты, а также полуостров Крым. Но этого недостаточно для такой большой и обширной страны, которая имеет множество неизведанных и скрытых от глаз туристов интереснейших мест. Как выше было сказано, Россия нуждается в разработке и продвижении нового туристического товара.

В последнее время большой популярность за рубежом пользуется гастрономический туризм. В России данное направление вообще не развито. Гастрономический туризм представляет собой знакомство туристов с национальной кухней страны. Можно разработать отдельные туры и маршруты, которые будут включать посещение этнических ресторанов, знакомства туристов с рецептами национальных блюд и их дегустацией, а также проводить кулинарные курсы. Если более глубоко вникать в данное направление, то можно разработать туры, которые будут включать только, например, дегустацию молока, кваса и т. п.

Большой популярность и спросом у туристов будут пользоваться специальные туры, которые будут поступать в продажу на определенные праздничные дни, и соответственно, эти туры раскроют сущность, тематику, истоки и историю данного праздника, ознакомят туристов с памятными местами праздника. Например, разработать отдельные туры на 9 мая и 23 февраля. Оба этих праздника в России ассоциируются с патриотическим уклоном, а у иностранных туристов вызывают неподдельный интерес. Программа тура может включать посещение исторических и военных объектов, сооружений, памятников и мемориалов, а также возможность туристов на пару дней оказаться в военных полевых условия, пожить в палатках, попробовать военную полевую кухню.

Еще одним перспективным направлением в России будет так называемый садовый туризм. В программу садового туризма можно включить маршруты посещения ботанических садов, парков, парников и предприятий по выращиванию различных сортов цветов и растений. Так же включить в маршрут лечебно- оздоровительные процедуры с использованием полезных свойств цветов и растений.

Российская Федерация имеет протяженные горные системы. Кавказ — является одним из излюбленных мест отдыха для альпинистов, горных туристов и горнолыжников. Соответствующая инфраструктура присутствует для данных групп. Но необходимо более масштабно продвинуть данный товар для обычных туристов: заинтересовать их местными пейзажами, чистым и целебным горным воздухом, а также, редкими и малочисленными народами, проживающими в Северном Кавказе и разработать экскурсию с посещением их поселений.

Наша страна имеет множество полезных ископаемых и ресурсов. Туристический маршрут, который будет проходить по месторождениям нефти или газа, станет особенно интересным для деловых туристов, школьников и студентов, специальность которых связана с добывающей отраслью. Разработать туристический маршрут в одном из регионов России, который занимается добычей этих ресурсов, не составит большого труда и будет включать маршрут по месторождениям нефти и газа.

Узнаваемость территории и возникновение стихийного бренда туристского товара возможно через художественные произведения литературного жанра или кинематографию. Их герои, сюжеты и события, которые происходят на определенных территориях страны, являются мощным инструментом позиционирования территории и их узнаваемости у туристов. Такой маркетинговый ход пользуется большой популярностью у маркетологов за рубежом. Например, город Верона, расположенный в Италии, ассоциируется с выдающимся и бессмертным произведением У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Улица Лондона, Бейкер-стрит, стала известной благодаря произведениям Артура Конан Дойля, в котором автор рассказывает про частного детектива Шерлока Холмса. Произведения культового американского писателя Дэна Брауна «Инферно» и «Код да Винчи» являются подробными путеводителями по достопримечательностям Рима и Флоренции. Предприимчивые итальянские турфирмы организовывают пешие туристические маршруты по сюжетам этих книг. По сюжету «Кода да Винчи» был снят одноименный фильм, который снимался в Италии и стал наглядным презентационным материалом для миллионов кинолюбителей по всему миру [1, с.5].

Данной практики продвижения туристского товара у России практически нет, хотя многие известные русские произведения великих писателей нашей страны, узнаваемы за рубежом и туры с таким уклоном могли бы пользоваться большим спросом у туристов.

Совсем молодое направление в туризме — это полярный туризм. За рубежом стали продавать индивидуальные туры в северную Арктику и Антарктику. Спрос на данные туры набирает популярность. В России множество городов, которые расположены за полярным кругом — Мурманск, Норильск, Воркута, Нарьян-Мар, но они не пользуются спросом у туристов, так как турфирмы предлагают и пропагандируют путевки и туры в основном в теплые, экзотические места. Туры, разработанные в этом направлении, могут включать экскурсии по данным городам, их достопримечательностям, а также экспедиции в сопровождении с гидом-полярником в открытые северные просторы.

Набирает популярность эко-туризм. Туристы, уставшие от цивилизации, предпочитают отдыхать на необитаемых островах, территориях, не тронутых цивилизацией. Настоящий экологический тур предполагает отказ от всех благ и оставляет туриста наедине с природой. Данное направление в России совершенно не развито, хотя наша страна обладает большими территориями, которые не тронуты человеком. В России 2017-ый год объявили годом экологии. В связи с этим Общероссийская Общественная организация «Зеленый патруль» составила «Экологический рейтинг субъектов РФ» по итогам зимы 2016–2017 годов, в десятку лучших регионов вошли: Тамбовская область, Республика Алтай, Алтайский край, Чувашская Республика, Москва, Ульяновская область, Белгородская область, Чукотский АО, Санкт- Петербург и Тюменская область. Целесообразно было бы разработать эко-туры именно в эти регионы России, что стало бы весьма перспективным. Это было бы эффективным методом продвижения туристического товара на рынок туриндустрии, потому что современные туристы все больше предпочтений отдают отдыху на чистом и свежем воздухе, красивой природе. Но главное условие эко-туризма заключается в том, что туристы должны очень бережно относиться к местам, которые они посещают, место ночевки, например, должно выглядеть после ухода туристов так же, как и до их прихода — чистым.

Немного похожим на эко-туризм является направление агротуризм. Но в этом направлении туристы отправляются не в безлюдное место, а совсем наоборот. Туристы приезжают в какую-нибудь деревню, где отлично развито сельское хозяйство. Это может быть как молочная ферма, так и винодельческий завод с плантациями, и другие варианты. Туристы будут выполнять ту работу, которую выполняют фермеры — косить траву, доить коров, выращивать и собирать овощи, фрукты. В обмен на работу турист получает бесплатную комнату или даже деревенский домик для проживания, где еда тоже будет бесплатной, но зато собранной им вручную с грядки. Российская Федерация гордится своим неплохо развитым сельским хозяйством и агропромышленной отраслью. Агротуризм мог бы в значительной степени заинтересовать туристов из разных стран мира и тем самым поспособствовать продвижению туристского товара России.

Гостевой туризм или туры по обмену домами уже набирает большую популярность в разных странах мира. На наших широтах такая практика не слишком распространена. Существуют специальные сайты и базы данных людей, которые готовы предложить свое жилье в обмен на ваше на определенный период времени. Одним главным аспектом этого обмена является совпадение в периоде отдыха обменивающихся сторон. Для России данная практика продвижения туристского товара была бы очень полезна и эффективна.

Таким образом, разработка и продвижение туристического товара на рынок является одним из ключевых элементов развития туристической индустрии в России. Необходимо заметить, что продвигаемый бренд страны должен совпадать с его внутренним содержанием. Россия находится на начальном этапе формирования и разработки новых товаров для туристов. Опыт зарубежного продвижения туристических товаров на рынок может быть использован нашей страной.

Разработка маршрутов по регионам нашей страны и их продвижение позволит создать современный высокоэффективный комплекс. В регионах России сосредоточено множество интересных объектов и мест, а их продвижение поспособствует росту экономики как регионов, так и страны. Эффективная и обоснованная стратегия продвижения России и ее регионов на внутреннем и внешнем туристических рынках позволит сформировать уникальный имидж и повысить свою конкурентоспособность перед другими странами конкурентами.

Литература:

1. Волков С. К. Маркетинговое продвижение России как туристического направления. — Волгоград: ВолгГТУ, 2016. — 129 с.

2. Фазлиев С. Ш. Маркетинг туристического бренда на современном этапе // Проблемы современной науки и образования. — 2016. — № № 18 (60). — С. 36–40.

3. Абазян А. Г., Горбачева Д. А., Секисов А. Н. Маркетинг в туристской индустрии: учебное пособие. — Краснодар: КГУКИ, 2015. — 118 с.

4. Зенченко С. В., Леденева Е. О. Методические основы формирования стратегии развития туризма в регионе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. — 2016. — № № 3 (54). — С. 71–76.

5. Туристический бренд России: первые итоги // Ростуризм. URL: http://www.russiatourism.ru/news/12157/ (дата обращения: 11.03.2017).

Основные термины (генерируются автоматически): россия, турист, российская Федерация, страна мира, тур, регион России, туристический товар, туристский товар, гастрономический туризм, туристический маршрут.


Задать вопрос