В статье представлен опыт работы по формированию правил дорожной безопасности у дошкольников, приводятся примеры работы с детьми в данном направлении.
Общеизвестно, что детство — это уникальный период. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с малышом находятся самые главные люди в его жизни — это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается. Проблема безопасности жизнедеятельности человека в современных условиях — одна из самых актуальных. О безопасности детей можно говорить много и все будет главное. Актуальными во все времена остаются вопросы: Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? В последнее время возросло внимание современной педагогики и практики образования к вопросам дорожной безопасности, что обусловлено главной особенностью современного мира — его высокой динамичностью. Совершенно очевидно, что чем раньше дети получат сведения о том, как они должны вести себя в качестве пешеходов на улице, тем меньше станет случаев детского дорожно-транспортного травматизма. В работе с дошкольниками по формированию навыков безопасного поведения следует помнить о некоторых психологических особенностях, свойственных детям, таких как, детская импульсивность и спонтанность, отсутствие опыта и способности предвидения последствий своих действий — все эти обстоятельства заставляют отнести детей дошкольного возраста к категории пешеходов с повышенным риском. Актуальность и востребованность данной работы определяются потребностями жизни в накоплении ребенком опыта безопасного поведения, важностью целенаправленной деятельности родителей.
Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду». Исследования В. М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции. Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В. М. Федянской, позже были дополнены Э. Я. Степаненковой, М. Ф. Филенко и др. В 1997 году была опубликована Программа Р. Б. Стеркиной, О. А. Князевой, Н. Н. Авдеевой, «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая была разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению.
Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией, владеет современными технологиями, методами и приёмами в данном направлении. При изучении данной темы я руководствовалась программой и методическими пособиями: О. А. Князева, Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольного возраста»; К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора»; Н. А. Извекова «Правила дорожного движения»; Н. Н. Авдеева «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Цель моей работы по данной проблеме — формирование основ безопасности у старших дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения.
Для достижения цели были определены задачи:
- Создание развивающей предметно — пространственной среды для обучения детей правилам дорожного движения.
- Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях через систему обучающих занятий, игр по ПДД.
- Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Для успешной реализации данных задач необходимо гармоничное соединение современных технологий с традиционными формами работы, что позволит организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения, способствовать развитию познавательных интересов детей, логическому мышлению, творческим способностям, умению обобщать, рассуждать, классифицировать, развивать внимательность, быстроту реакции, ориентировку в окружающей обстановке.
Исходя из задач, работу с детьми осуществляла по разработанному перспективному плану через:
— организованную образовательную деятельность детей, проекты, целевые прогулки;
— совместную деятельность взрослых и детей — беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, разыгрывание ситуаций, продуктивные виды деятельности, развлечения.
— самостоятельную деятельность — сюжетно — ролевые игры, дидактические, настольно — печатные игры.
В работе руководствовалась следующими принципами:
— дифференцированный подход к ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
— развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
— сочетание научности и доступности материала;
— наглядность;
— систематичность и последовательность;
— принцип интеграции.
Важно отобрать содержание, которое бы помогло активизировать работу с дошкольниками в данном направлении, увлечь детей дидактически ценной проблемой, делать умозаключения и выводы, развивать детскую практику. Приоритет отдавался индивидуальным и подгрупповым формам работы с детьми, в работе использовала системный подход, чтобы сформировать у детей личностные качества — дисциплинировать, культуру поведения, внимание, а также определенные знания и умения правил дорожной безопасности.
Создание предметно — развивающей среды — одно из важных условий способствующее формированию знаний правил дорожной безопасности у дошкольников, и одной из основных задач является обогащение игровой среды элементами, стимулирующую познавательную активность детей. Развивающая предметно — пространственная среды нашей группы представлена следующими компонентами: набор мягких модулей; наглядно — иллюстративный материал (иллюстрации транспорта, видов светофор, дорожные знаки, сюжетные картинки с дорожными ситуациями); настольный макет «Дорога» (дорожные знаки, игрушечные виды транспорта, игрушки — светофор, дома, фигурки людей); маркеры игрового пространства — «Машина», «Автобус»; атрибуты для сюжетно — ролевых игр с дорожной тематикой; обучающие и развивающие игры — «О чём говорят знаки?», «Угадай знак», «Где спрятался знак?», «Перекрёсток», «Наша улица», «Что говорит жезл?», «Светофор», «Безопасный город», «Транспорт», «Машины» и др.; детская художественная литература — С. Михалков «Моя улица», «Велосипедист», «Скверная история», С. Маршак «Милиционер», «Мяч», В. Головко «Правила движения», О. Бедерев «Если бы…», А. Северный «Светофор», В. Семернин «Запрещается — разрешается»; фотоальбомы — «Моя улица», «Автомобили», «Виды транспорта»; коллекции автомобилей. Уголок «Дорожной безопасности», стал для ребят одним из самых любимых мест развивающей предметно — пространственной среды группы.
Ознакомление детей с правилами дорожного движения начинается с младшей группы. Детей этого возраста учила различать грузовые и легковые автомобили, называть части автомобиля, в совместной деятельности рассматривали иллюстрации, играли в игры — «Машины разные нужны», «Назови машину». Используя игры с несложными правилами и сюжетом, закрепляла у детей умение различать цвета, игры — «Цветные автомобили», «Красный, жёлтый, зелёный», учила ориентироваться в пространстве, игры — «Что изменилось?», «Наша улица». Большое внимания уделяла индивидуальной работе с детьми — рассматривание картинок, игрушек с изображением транспорта, светофора. Знания, приобретенные детьми в младших группах, расширялись и углублялись в последующих.
В средней группе рассказывала детям о значении и видах светофора, транспорта, знаках дорожного движения, культуре поведения в общественном транспорте. Полученные знания закрепляла в дидактических играх и упражнениях: «Включи сигнал», «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор», «Подумай, выбери, объясни», «Сигналы светофора», «Найди пару», «Что изменилось», «Мы — пассажиры».
В старшей группе знакомила ребят с такими понятиями, как переход, проезжая часть дороги, дорожные знаки. Для этого использовала целевые прогулки, беседы, игры, ситуации — «Дороги и дорожные знаки», «Регулировщик», «Составь схему улицы», «Внимание! Сигнал светофора», «Не спеши», «Проведи автомобиль», «Четвертый лишний», «Дорожное домино», «Законы улиц и дорог», «Что было бы, если бы исчезли дорожные знаки», «Угадай, какой знак». Знакомила дошкольников с предупреждающими и запрещающими знаками, работой регулировщика, организовывала различные проблемные ситуации — «Мне купили ролики», «Кто виноват?», «Я еду с родителями в машине». В викторинах, развлечениях — «Приключения Незнайки», «Поможем Андрейке — Неумейке», «Путешествие в Страну Дорожных знаков», дети закрепляли свои знания.
В подготовительной к школе группе проводила с детьми дидактические игры — «Правильно — опасно», «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом», использовала схемы — маршруты «Безопасная дорога до школьного порога», придумывали с детьми рассказы, разыгрывали ситуации на темы — «Мой друг — светофор», «Свои имеет правила шофёр и пешеход», «Мне купили велосипед», построенные на знаниях правил дорожного движения. Теоретические знания детей интегрировала с продуктивными видами деятельности (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), организовывала творческие выставки — «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса», «В стране дорожных знаков».
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных является метод проектов, позволяющий ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя успешно адаптироваться в социуме, объединить педагогов, детей, родителей. В результате применения в работе с дошкольниками технологии проектирования в группе реализованы детско-родительские проекты — «Страна Светофория», «Транспорт, улица, дорога», «Знатоки дорожных правил», «Когда, зачем, почему?».
С детьми старшего дошкольного возраста использую в работе мнемотаблицы. Использование мнемотехники открывает возможности для творчества в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка, помогает усваивать материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Мнемотаблицы являются наглядной моделью, схемой, в которой заложена определенная информация. Мною разработаны и успешно используются в работе с детьми мнемотаблицы — «В стране дорожных знаков», «Дорожные знаки — лучшие друзья водителей и пешеходов», «Смело с мамой я иду, по маршруту своему» и др.
Новое методическое пособие — лэпбук (обучающая папка на заданную тему), можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети, это отличный способ закрепления и повторения материала. В нашей папке — копилке, собран самый разнообразный дидактический материал для занятий с детьми по ПДД — «Стихи о дорожных знаках», «Кроссворды», «Ребусы», «Весёлые вопросы», «Дорожные знаки», «Загадки», «Советы светофора».
В воспитании детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого — либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Необходимо направлять деятельность родителей в русло, созвучное задачам образовательной и воспитательной работы в группе. Родители оказывали помощь в изготовлении атрибутов к играм, подготовке наглядного материала для образовательной деятельности с детьми, оформлении наглядной информации. Для родителей были оформлены ширмы, памятки, проведены консультации — «Учим правила движения, как таблицу умножения», «Безопасность наших детей», «Помни правила движения», «Автомобильное кресло — залог безопасности», «Учись быть пешеходом», проведено родительское собрание «Дорожная безопасность».
Анализируя проделанную работу, можно сказать, что вопрос по формированию дорожной безопасности у дошкольников остаётся актуальным. Дошкольный возраст — период впитывания, накопления знаний. Успешному прохождению этого периода благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста — восприимчивость, впечатлительность. И здесь важна роль взрослых, которые вводят ребенка в социальный мир. В процессе разнообразной деятельности, можно успешно решать задачи формирования у дошкольников знаний дорожной безопасности, способных в рамках своего возраста принимать необходимые решения.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
- Добрякова В. А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. — М.:Просвещение, 1989.
- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М.: Просвещение, 2004.
- Шалаева Г. П. Азбука маленького пешехода. — М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
- Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников. — М.: Просвещение, 2006.
- Извекова Н. А. Правила дорожного движения. — М.: Просвещение, 1982.
- Извекова Н. А. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. — М.: Творческий центр «Сфера», 2006.
- Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. — М.: Издательство Мозаика — Синтез, 2009.