Понимание коммуникативной компетентности в психологической и педагогической науках в контексте преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Байгузева, А. П. Понимание коммуникативной компетентности в психологической и педагогической науках в контексте преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» / А. П. Байгузева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40601/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается понятие «коммуникативная компетентность» с точки зрения психологической и педагогической наук в контексте преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Особое внимание уделено роли структурных элементов коммуникативной компетентности - коммуникативным знаниям, коммуникативным умениям, коммуникативным способностям. Статья предназначена специалистов в области педагогики и широкого круга читателей.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, коммуникативные знания, коммуникативные умения, коммуникативные способности.

Сегодня, благодаря быстрой смене информации и, как следствие, значительному техническому прогрессу, значительное место в профессиональной деятельности и повседневной жизни занимают вопросы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. Важнейшей задачей этапа подготовки бакалавров образования является разработка и внедрение современных образовательных технологий формирования будущих педагогов – предметников, обладающих высоким уровнем коммуникативной компетентности.

Вопросу общения и коммуникации уделяется достаточно много внимания в психологии и педагогике, так как построение эффективного целостного педагогического процесса тесно связано с процессом взаимодействия в рамках модели «учитель – ученик». Поэтому, вопрос о формировании коммуникативных знаний, умений и способностей будущих педагогов-предметников широко представлен в психолого-педагогических исследованиях и методических разработках, имеющих отношение к организации учебно-воспитательного процесса.

Для раскрытия понятия «коммуникативная компетентность» необходимо рассмотреть структурные элементы данного понятия: «коммуникативные знания - коммуникативные умения - коммуникативные способности» в контексте педагогической деятельности будущего педагога-предметника.

Рассматривая коммуникативную компетентность будущего педагога-предметника как многополярное явление, суть которого отражена в его структурных элементах. Коммуникативные знания являютсяведущим элементом и определяют знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения для организации общения в коллективе. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций при выполнении определенной работы в группе.

По мнению Р.С. Немова, элементами коммуникативной компетенции также являются знание личностных особенностей людей, прогнозировать их поведение, влиять на принятие решений оппонентом и так далее, от чего зависит эффективность коммуникации [6, с. 177].

К.Ф. Седов считает, что коммуникативная компетенция – это умение выстраивать эффективную коммуникативную деятельность, в соответствии с культурным кодом населения [7, с. 23].

В контексте преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обладание преподавателем коммуникативными знаниями необходимо с одной стороны донести до обучаемых мысль, например, о том, что нужно делать при наступлении разного рода ЧС, а с другой – успешно взаимодействовать с учащимися при выполнении упражнений и ситуационных задач в рамках озвученной темы.

Особое место в структуре понятия «коммуникативная компетентность» отводится элементу «коммуникативные умения», которое обеспечивает будущему педагогу-предметнику владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности школьников в ходе образовательного процесса. Среди коммуникативных умений можно выделить: умение построения диалога между субъектами целостного педагогического процесса «учитель – ученик» или «ученик – ученик»; умение преодолевать коммуникативные барьеры в процессе обучения; умение построения текста сообщения в адекватную форму; умение получать обратную связь и др. Также следует отметить отдельную группу коммуникативных умений – интерактивные умения, позволяющие педагогу - предметнику создать благоприятную психо-эмоциональную среду в ходе обучения: умение налаживать сотрудничество, признание необходимости руководствоваться принципами профессиональной этики, умение слышать обучаемых. Особое внимание в деятельности педагога-предметника уделяется группе умений, связанных с организацией коммуникации в ходе образовательного процесса: умение адекватно воспринять и оценить активность учащихся при общении, оценивать состояния, желания и мотивы поведения собеседника по невербальным сигналам.

Для реализации успешного преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» необходимо максимальное применение «коммуникативных умений» для раскрытия понятий, составляющих базовые понятия безопасной жизнедеятельности человека: предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, техногенного, природного и социального характера, их прогнозирование, организацию безопасного производства; охрану труда и т.д.

Так, отечественный педагог-исследователь А.В. Мудрик при определении основы коммуникативных умений, фокусирует внимание на таких умениях как: восприятие оппонента (понимание настроения, определение характера); этикет общения (применять правила для установления контактов); сотрудничество при различных видах деятельности (постановка цели, планирование ее достижения; анализ итогов) [1].

По мнению исследователя Р. С. Немова, существуют поведенческие (внешние) и психологические (внутренние) компоненты коммуникативных умений. Поведенческий компонент состоит из вербальной (речевое высказывание) и экспрессивной форм поведения (тон голоса, темп речи, выражение лица, мимика, жесты). Психологические компоненты представляют собой ожидания, мысли, чувства и установки, сопутствующие акту общения [2].

При описании механизма общения как процесса коммуникации, Л.А. Петровская указывает череду коммуникативных умений, особо выделяя умение слышать собеседника. Навык использования адекватной обратной связи также является необходимым коммуникативным умением. Так, например, Л.А. Петровская описывает условия для развития адекватной обратной связи: 1) описательный характер; 2) неотсроченность; 3) обратная связь должна относиться к отдельному поступку и к конкретному человеку [3].

В определении, данном С.Л. Рубинштейном, Б. Тепловой, коммуникативные умения и навыки трактуются как рефлексия коммуникативной способности. Данная рефлексия просматривается, созидается и прогрессирует при практическом общении, что находит свое отражение в коммуникативных навыках и умениях, а особенно в скорости и эффективности приобретения сопутствующих знаний, умений, навыков [4].

Отечественный ученый А.Н. Леонтьев отмечает, что для полноценного общения человеку необходимо располагать определенными умениями: должным образом реагировать на условия коммуникации, обладать грамотной речью и правильно выбирать содержания бесед, совершать корректную передачу информации с помощью средств общения, обеспечивать обратную связь. Если преподаватель владеет данными умениями не в полной мере, то процесс коммуникации окажется малоэффективным [5].

Рассматривая элемент «коммуникативные способности» как часть понятия «коммуникативная компетентность» в рамках педагогической деятельности, необходимо помнить о ее двойной природе: как естественное предрасположение человека к общению и как коммуникативную активность.

В отечественной педагогической науке понятие «коммуникативные способности» получило следующие определения:

- вид способностей, проявляемый в сфере общения и способствующий успешности человека в разнообразных областях деятельности.

(Словарь по профориентации и психологической поддержке. — Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения, Томский центр профессиональной ориентации. Н. Е. Дружинин, 2003);

Опираясь на положение выделенные С. Л. Рубинштейном о ядре и периферии способностей, можно говорить о том, что ядро структуры коммуникативной способности составляют свойства компонентов субъекта общения, а периферию - качества, отражающие степень сформированности коммуникативных умений. По мнению В.А. Ганзена, к основным элементам «коммуникативной способности» относят:

- коммуникативно-информационный (вербальные способности, невербальная активноть;

- когнитивный (перцептивные способности, социальная ориентированность);

- эмотивный (эмпатия, чувство такта, адекватные ответные реакции);

- конативный (организаторские способности)

- креативный (способность к изменениям).

Исходя из этого, можно прийти к выводу, что под коммуникативными способностями понимаются индивидуально-психологические черты педагога, не только преподающего дисциплину «Основы безопасности жизнедеятельности», но и любую другую, удовлетворяющие критериям коммуникативной деятельности и направляющие ее для быстрого и успешного осуществления.

Поскольку общение составляет суть педагогической деятельности, то можно прийти к выводу о том, что коммуникативная компетентность, обладающая сложной структурой и, складываясь из определенной системы научных знаний и практических умений, является отражением профессионального уровня педагога.

Литература:

  1. Козлова, С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. [Текст]/ С.А.Козлова, Т.А.Куликова- М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 432 с.
  2. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] / А.А.Леонтьев. - М.:. Просвещение, 2005. - 214 с.
  3. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников: Дис. … д-ра пед. наук. — Москва, 1980. — 414 с.
  4. Немов, Р.С. Психологический словарь /Р.С. Немов. – М.: Гуманитар. изд. Центр «ВЛАДОС», 2007.
  1. 5.Немов Р. С. Психология в 3 кн.: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. М.: Владос, 2000. — 686 с.
  1. Петровская Л. А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М., 1989.
  2. Седов, К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции / К.Ф. Седов. – М., 2004.
  3. Станкевич П.В., Компетентностно-ориентированный подход к построению основной образовательной программы подготовки бакалавра естественнонаучного образования [Текст] / П.В. Станкевич // материалы доклада. Актуальные вопросы современного университетского образования: Материалы VIII Российско-Американской научно-практической конференции, 17-19 мая 2005 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – С. 518-520.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, коммуникативная компетентность, знание, будущий педагог-предметник, обратная связь, педагогическая деятельность, способность, элемент, адекватная обратная связь, коммуникативная компетенция.


Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей школьников

В данной статье рассматривается актуальная проблема: как правильно построить учебный процесс, который будет способствовать формированию ключевых компетентностей, и как внеурочная деятельность может превратиться в полноценное пространство воспитания и...

Социокультурное проектирование как средство формирования креативной компетентности будущих менеджеров социально-культурной деятельности

В статье автором рассматривается социокультурное проектирование, как специфическое направление в творческой и управленческой практике, методологическая основа которого выступает важным компонентом профессиональной подготовки менеджеров социально-куль...

Профессионально-коммуникативная активность студентов экономического вуза как элемент иноязычной среды

В статье рассматривается один из важнейших элементов иноязычной среды вуза, который способствует естественному развитию профессионально ориентированных знаний на иностранном языке — профессионально-коммуникативная активность. Некоторые составляющие э...

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Взаимосвязь временных перспектив студентов с профессиональной мотивацией

Данная статья посвящена исследованию связи между отношением студентов к временному континууму с учетом собственных представлений об их «прошлом», «настоящем» и «будущем» и профессиональной мотивацией к дальнейшей деятельности по выбранному в учебном ...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста как условие овладения коммуникативными компетенциями

Статья посвящена теоретическому изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что деятель...

Формирование ценностного отношения младших школьников к познавательной деятельности

Статья посвящена одной из сложных проблем современного начального образования — проблеме формирования ценностного отношения младших школьников к познавательной деятельности. Дано определение ценностного отношения, определена структура ценностного отн...

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Педагогическая поддержка творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности

В статье представлена актуальность проблемы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности, рассмотрены компоненты творческого саморазвития, условия реализации педагогической поддержки творческого самора...

Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся старших классов при обучении иностранному языку

В данной статье представлены структура и содержание межкультурной компетенции старшеклассников при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется компетентностному подходу. В статье рассматриваются такие основные понятия как: межкультурная ко...

Похожие статьи

Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей школьников

В данной статье рассматривается актуальная проблема: как правильно построить учебный процесс, который будет способствовать формированию ключевых компетентностей, и как внеурочная деятельность может превратиться в полноценное пространство воспитания и...

Социокультурное проектирование как средство формирования креативной компетентности будущих менеджеров социально-культурной деятельности

В статье автором рассматривается социокультурное проектирование, как специфическое направление в творческой и управленческой практике, методологическая основа которого выступает важным компонентом профессиональной подготовки менеджеров социально-куль...

Профессионально-коммуникативная активность студентов экономического вуза как элемент иноязычной среды

В статье рассматривается один из важнейших элементов иноязычной среды вуза, который способствует естественному развитию профессионально ориентированных знаний на иностранном языке — профессионально-коммуникативная активность. Некоторые составляющие э...

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Взаимосвязь временных перспектив студентов с профессиональной мотивацией

Данная статья посвящена исследованию связи между отношением студентов к временному континууму с учетом собственных представлений об их «прошлом», «настоящем» и «будущем» и профессиональной мотивацией к дальнейшей деятельности по выбранному в учебном ...

Развитие связной речи детей дошкольного возраста как условие овладения коммуникативными компетенциями

Статья посвящена теоретическому изучению проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста как условия овладения коммуникативными компетенциями. На основе анализа современной психолого-педагогической литературы сделан вывод о том, что деятель...

Формирование ценностного отношения младших школьников к познавательной деятельности

Статья посвящена одной из сложных проблем современного начального образования — проблеме формирования ценностного отношения младших школьников к познавательной деятельности. Дано определение ценностного отношения, определена структура ценностного отн...

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Педагогическая поддержка творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности

В статье представлена актуальность проблемы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников во внеурочной деятельности, рассмотрены компоненты творческого саморазвития, условия реализации педагогической поддержки творческого самора...

Структура и содержание межкультурной компетенции учащихся старших классов при обучении иностранному языку

В данной статье представлены структура и содержание межкультурной компетенции старшеклассников при изучении иностранного языка. Особое внимание уделяется компетентностному подходу. В статье рассматриваются такие основные понятия как: межкультурная ко...

Задать вопрос