Социальная реклама, побуждающая делать добро | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бырылова, Е. А. Социальная реклама, побуждающая делать добро / Е. А. Бырылова, Александра Мацулевич. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 8-12. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40602/ (дата обращения: 18.12.2024).



За последние несколько лет человечество достигло небывалых высот в самых разных сферах деятельности. Жизнь меняется столь стремительно, что порой мы не успеваем не только изучить, но и вникнуть в суть новых задумок или безумных на первый взгляд идей.

В наши дни невозможно представить жизнь без рекламы. Будучи вездесущей и весьма разнообразной, она стала неотъемлемой частичкой нашего быта. В настоящее время реклама является не просто средством передачи информации, это - инструмент воздействия, способный вдохновить и в тоже время разочаровать, побудить к действиям и создать стереотипы и моду. Она коснулась не только торговли и организации мероприятий, но и социальной среды, в решении таких вопросов как бедность, волонтерская помощь и взаимоотношения людей. Семья, здоровье, общественное благо - наши приоритеты всегда занимают особое место в нашей жизни. Одной из главных ценностей нашего бытия является доброта. Как много способны изменить простая улыбка и вовремя протянутая рука. Открытое сердце, искренность и доброжелательность несомненно могут подарить нам нечто большее, чем деньги, вещи и споры.

К сожалению, в сравнении с предыдущими годами, сегодня мы все чаще слышим истории о грубости, жестокости и равнодушии людей по отношению друг к другу. Зачастую невольно складывается впечатление, что современные подростки и относительно взрослое поколение больше озабочены личными проблемами и делами их совершенно не волнует другой человек. Родители, являясь образцом и авторитетом для детей, не подают им должного примера. С некоторых пор данный вопрос привлекает внимание неравнодушных людей. Создаются разные волонтерские ассоциации, реализуются проекты, направленные на оказание помощи или решение конкретной проблемы. Именно простое население является двигателем процесса деятельности, способной улучшить обстановку. В зависимости от страны и менталитета используются разные методы создания рекламы. Тот же самый подход относится и к темам и проблемам, волнующим множество неравнодушных людей, которые стремятся исправить сложившуюся ситуацию. Всех этих людей и их творчество объединяет единая цель - сделать мир лучше. В свою очередь, социальная реклама является прекрасным инструментом для реализации данной цели.

Страны и компании, создающие какую-либо рекламу, отличаются подходом к ее разработке, оформлению и реализации. При создании афиш, публикаций и объявлений учитываются психология человека, особенности восприятия и мировоззрения. Детали вроде музыки и используемых цветов особенно важны, так как они способны повлиять на эмоции и настроение человека, создать определенную атмосферу, заставить задуматься о какой-либо теме и привести к запланированному рекламщиками результату. В Европейских странах наиболее распространена реклама в виде афиш и плакатов, побуждающих граждан обратить внимание на актуальные и важные для общества вопросы. Основной тематикой Европейских призывов является проблема домашнего насилия, оказание психологической помощи, защита животных, достойное отношение к беженцам и забота об окружающей природе, что также является проявлением доброты.

Создавая рекламу, добровольцы, государство или независимые коммерческие организации преследуют конкретные социальные или благотворительные общественно значимые цели. Люди стремятся побудить население совершать добрые поступки вне зависимости от времени и окружения. Для этого не нужно ожидать благоприятных условий – главное захотеть и начать. С течением времени одной из наиболее популярных форм социальной рекламы стали разнообразные видеоролики. Стремясь изменить поведение незнакомцев, люди демонстрируют наглядный пример, доказывая тот факт, что доброта не требует каких-либо затрат, конкретных условий или физической нагрузки. Можно отметить, что Россия особенно выделяется в данной отрасли. Простые граждане самостоятельно создают клипы, не преследуя каких-либо корыстных целей, вроде желания прославиться.

Государство, коммерческие организации и компании принимают достаточно активное участие в процессе изменения социального поведения современного общества. Надо признать, что наиболее известную социальную рекламу создали и создают специалисты из Таиланда. Каждый видеоролик затрагивает определенную тему, так или иначе связанную с добротой, щедростью души и общественно полезными деяниями. В сочетании с трогательной музыкой и хорошо продуманными деталями видео заставляют лишний раз задуматься о своем быте и вечных ценностях. Ежегодно тайская страховая компания «Thai Life Insurance» [6] создает множество видеороликов, призывающих совершать достойные поступки и быть добропорядочным представителем общества. Так в 2014 году компания представила миру новый клип «Unsung hero», в котором создатели рассказывают историю простого мужчины, который ежедневно совершает небольшие благие дела и поступки: будь то помощь пожилой пенсионерке или желание поделиться своим обедом с бродячей собакой. Мужчина не ждет какой-либо похвалы или награды. Лучшее поощрение для него - простая улыбка или осознание того, что ты смог принести пользу. Другим примером рекламы данной компании является видео «My beautiful woman» о молодой девушке из небольшого Тайского городка. Джейн - студентка. Ее однокурсницы считают девушку скрытной и необщительной. Никто не знает, что у нее есть тайна. Мы видим, что сразу после окончания занятий Джейн торопится домой, не желая провести время с друзьями или знакомыми. Позже становится известно, что несмотря на свой возраст, она является матерью маленькой девочки. В кульминации видео зритель узнает реальную историю появления ребенка. Девушка находит брошенного на окраине младенца и не раздумывая принимает ребенка, становясь для малышки спасением. Видео подобного содержания не способно оставить кого-либо равнодушным. В небольшой истории затронуты такие важные проблемы, как сиротство, грубость и насмешки со стороны ровесников, материнство при отсутствии помощи со стороны.

Время от времени общество непроизвольно рекламирует то или иное действие. Простой жест доброй воли, становится известным благодаря окружающим человека людям и постепенно история распространяется в разговорах и социальных сетях, демонстрируя пример для подражания. В наши дни достаточно много подобных случаев, так, например, в 2013 году в штате Пенсильвания одна американская сервисная компания подошла к такому, казалось бы, бытовому заданию, как мытье окон детского дома, проявив творческую смекалку – служащие очищали окна в разнообразных ярких костюмах персонажей комиксов, вроде Человека паука или Бэтмана. [2] Другим примером проявления доброты являются действия жителя Болгарии, известного как дедушка Добри. 98-летний мужчина пожертвовал все собранные ранее в виде милостыни деньги на помощь другим, в частности на материальную помощь детскому дому и местному храму. Подобные истории не могут остаться незамеченными в эпоху современных технологий и впоследствии автоматически становятся некой рекламой добродетели.

В независимости от страны люди совершают схожие поступки. Нередко в социальных сетях можно встретить фотографии или истории о том, что незнакомец купил кофе для будущего посетителя и доброта, словно бумеранг вернулась к нему спустя некоторое время. Известные певцы, актёры и представители других профессий совершают крупные пожертвования, побуждая людей не оставаться в стороне и оказывать помощь другим. Мэнни Пакьяо [7], знаменитый боксер, не понаслышке знал о бедности. Несмотря на тяжелое детство, мальчик вырос успешным и целеустремленным человеком. Получив первый гонорар, Мэнни Пакьяо построил дома для жителей своего родного поселка Танго. Сегодня на его деньги возведена уже тысяча домов. Джеки Чан - известный актер, деятель и просто оптимист поддерживает школы, борется с экологическими проблемами, защищает животных и занимается разработкой экологически безвредного транспорта [11].

Люди поддерживают мировые акции, нацеленные на привлечение внимания к какой-либо теме и меценатству. Примером подобных акций может послужить всем известный «Ice Bucket Challenge» [10], что в переводе значит «испытание ведром ледяной воды». Целью кампании было повышение осведомлённости о боковом амиотрофическом склерозе и благотворительное финансирование фондов по исследованию этой болезни. По данным «The New York Times», в социальной сети Facebook видеоролики «Ice Bucket Challenge» были упомянуты 1,2 миллиона раз с 1 июня по 13 августа, ещё 2,2 миллиона упоминаний было в Twitter с 29 июля по 17 августа 2014 года.

Иным примером содружества и содействия является деятельность мировых организаций, таких как «Всемирный фонд дикой природы», который проводит разные мероприятия и агитацию к содействию. Также, в последние несколько лет появилось много социальных экспериментов, в которых популярные блогеры осуществляют наблюдение за действиями незнакомцев в разных жизненных ситуациях. Одной из самых распространённых ситуаций является призыв ребенка о помощи, потеря вещей, помощь бездомным.

Как уже отмечалось ранее, подходы разных стран к созданию социальной рекламы весьма разнообразны. Для примера достаточно сравнить такие несхожие страны, как Россия, Германия, Таиланд и Америка.

Главной тематикой Американской социальной рекламы является помощь нуждающимся. Заданная тема имеет ряд направлений, привлекающих внимание общества к актуальным социальным проблемам, вроде борьбы с военными действиями, социализации людей с какими-либо дефектами или трудностями бездомных и малоимущих людей. Главной формой рекламы являются высококачественные фотографии с броским слоганом и ярко выраженными деталями. В плакатах и лозунгах преобладают определенные цвета, чаще черно-белые, что символизирует пустоту, несчастье и какие-либо осложнения. Определенно, в Соединенных Штатах Америки технологии тесно связанны с какой-либо рекламой, поэтому мы без труда можем привести пример всем известные видеоролики, в которых люди покупают товары первой необходимости для не имеющих пристанища людей, или истории, в которых неравнодушные персоны приглашают на выпускной бал юношей и девушек с какими-либо заболеваниями подобно синдрому Дауна.

Немецкая социальная реклама обращает вниманием на такие проблемы, как защита детей, толерантное отношение, сострадание и помощь беженцам, а также бережное отношение к животным. Социальная реклама Германии отличается конкретностью и прагматизмом.

Социальная реклама России имеет множество разносторонних проявлений.

Во-первых, государство и компании создают разные движения, направленные на оказание помощи и распространение добра в обществе. Прекрасным примером подобной деятельности является акция «Двигай добро» [5] в Томске. Добровольцы провели ряд мероприятий, стремясь улучшить настроение горожан. В свою очередь, необходимо отметить, что хорошее настроение одного человека способно «запустить» цепочку процессов, связанных с добротой и человечностью.

Другим чудесным примером, может послужить проект «Добропочта» [12], целью которого является поддержка незнакомых Вам людей. Любой желающий может изучить на сайте анкеты людей, страдающих каким-либо заболеванием и отправить им открытку на какой-либо праздник. Улыбки на лицах больных детей и взрослых являются доказательством, того, что простая открытка с искренними пожеланиями поднимает настроение и придает силы даже в самый трудный час.

Ежегодно возникают новые волонтерские движения. Молодые люди и старшее поколение стремится помочь пожилым людям, инвалидам, сиротам и животным. Добровольцы проводят разные праздники, мастер-классы и благотворительные вечера. Результатом их деятельности являются заметные физические улучшения и настоящие эмоции счастливых людей. Простые граждане делятся в интернете историями из своей жизни, доказывая, что доброта неизменно присутствует в нашей жизни. Так постепенно социальная реклама находит новых последователей и добровольцев.

В 2014 году в интернете появилось видео о замечательном проекте «Ogilvy Sao Paulo» [1] для бразильского госпиталя «Graacc», целью которого было придать бодрости детям, страдающим от онкологических заболеваний. В ходе проекта был создан мультфильм, в котором были продемонстрированы хорошо известные герои с отсутствие волос. Примером рекламы, призывающей к толерантности, является Польская афиша «Цвет твоей кожи не определяет твое будущее» [8], созданная агентством «LOWE GGK». На фотографии можно увидеть кроватки с маленькими детьми. В центральной кроватке лежит темнокожий малыш в костюме уборщика. Необходимо с детства объяснять детям простые истины: цвет кожи не должен влиять на отношение к человеку. Необходимо также воспитывать уважение к труду.

Вне всякого сомнения, в развитии и внимании нуждается проблема инклюзии и социализация людей с определенными особенностями. Современное поколение не обладает информацией о многих заболеваниях и специфических трудностях, с которыми живут многие люди. Часто возникают какие-либо заблуждения и неверные представления о детях и взрослых с аутизмом, синдромом Дауна и интеллектуальной недостаточностью. Истории успеха людей с подобными особенностями не просто вдохновляют, а разрушают стереотипы, способствующие развитию проблем в повседневной и общественной жизни. Примером подобный истории может послужить рассказ 20-летнего Уилла Кларка [4]. Молодой человек с аутизмом испытывает определенные трудности с чтением, построением фраз и письмом. Несмотря на это, юноша смог самостоятельно начать свой бизнес по ремонту и декорированию бит для крикета. Вместо того, чтобы переживать из-за отсутствия некоторых, привычных для нас навыков, Уилл Кларк уделил все внимание своим способностям, что помогло ему найти свое призвание и реализовать свои идеи и цели.

В конце 70-х годов, в Германии появилась программа «Добровольный социальный год» [9], которая быстро завоевала популярность среди немецкой молодежи. К сожалению, об этой программе плохо знают молодые люди из других стран. Множество интересных и действительно полезных идей и проектов не имеют должной социальной и финансовой поддержки, в связи с чем люди не в состоянии прорекламировать акцию или движение добра и реализовать все возможные ресурсы на благо и помощь окружающим. Фонды и добровольческие организации находят партнеров со стороны, но чаще всего вынуждены отказываться от своих задумок в связи с отсутствием трудовых и материальных ресурсов.

Отличным примером сотрудничества являются социальные новости Латвийского первого канала, в которых люди рассказывают о работе фонда «Вера. Надежда. Любовь» при хосписе Святой Софии [3]. В конце репортажа происходит сбор средств на лечение или терапию для больных детей из фонда. Регулярное оповещение населения об успехах и результатах лечения доказывает зрителям пользу от их помощи.

В заключение хочется сказать следующее. Надо всегда помнить, что реклама способна подарить надежду и мотивировать, но в то же время она может стать источником возникновения комплексов и обид. Люди беспокоятся об общественном благополучии, однако примеров рекламы, побуждающей делать добро недостаточно.

Литература:

  1. Анна Вовнякова.17 лучших проектов социальной ответственности. 24.02.2016 URL: http://www.sostav.ru/publication/luchshie-kreativnye-proekty-za-2015-21135.html (дата обращения: 21.12.2016)

2. Доброта года. 03.12.2013 год URL: https://www.adme.ru/rejting-adme/dobrota-goda-595555/ (дата обращения: 30.10.2016)

  1. Латвийское время. ПБК: Фонд « Вера. Надежда. Любовь» Опубликовано: 09.02.2017 URL: https://www.youtube.com/watch?v=3iW_v9z8gKA (дата обращения: 09.02.2017)
  2. Перевод: Юлия Скируха. (оригинал: abc.net.au) Парень с аутизмом открывает свое дело, совмещающее искусство и спорт. 23.02.2017 URL: http://nest.moscow/family/relations/143-inspiration/757-start (дата обращения: 02.03.2017)
  3. Родные города. Двигай добро! Опубликовано: 10.03.2016 URL: https://www.youtube.com/watch?v=eIEzOr5Ql-0 (дата обращения: 30.11.2016)
  4. Трогательная тайская реклама URL: http://rino4ka.ru/content/trogatelnaya-tayskaya-reklama (дата обращения: 30.10.2016)
  5. Этот парень стал чемпионом мира и потратил все призовые деньги на дома для бедных. 26.10.2016 год URL: https://www.adme.ru/zhizn-dobro/etot-paren-stal-chempionom-mira-i-potratil-vse-prizovye-dengi-na-doma-dlya-bednyh-1383515/ (дата обращения: 30.10.2016)
  6. adme.ru 10.06.2014 URL: https://news.tut.by/kaleidoscope/402595.html (дата обращения: 27.10.2016)
  7. FSJ-Freiwilliges Soziales Jahr,или Добровольный социальный год в Германии. URL: http://www.dobrovolets.ru/evs/obshchaya-informatsiya/fsj-dobrovolnyj-sotsialnyj-god (дата обращения: 10.01.2017)
  8. Ice Bucket Challange. Последнее изменение этой страницы: 11:31, 23 февраля 2017. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ice_Bucket_Challenge (дата обращения: 02.11.2016)
  9. IndigoMan. Джеки Чан: немного для себя, остальное - людям! 24.02.2012 URL: http://facepla.net/the-news/2093-jackie-chan.html (дата обращения: 02.11.2016)
  10. URL: http://dobro-pochta.ru/ (дата обращения: 15.12.2016)
  11. URL: http://we-feel.ru/ 2015 (дата обращения: 10.01.2017)
Основные термины (генерируются автоматически): социальная реклама, время, реклама, проблема, помощь, Таиланд, социализация людей, Россия, ребенок, проявление доброты, простая улыбка, GGK, оказание помощи, компания, какая-либо реклама, история, жизнь, доброта, внимание, LOWE.


Задать вопрос