Статья посвящена разработке технологической карты урока ОБЖ на основе применения в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены различные виды наполнения учебных блоков персонального сайта учителя (ПСУ) как одной из форм использования электронной образовательной платформы Google в процессе обучения. Представлена технологическая карта урока с применением ПСУ на различных этапах обучения ОБЖ.
Ключевые слова: информационные технологии, электронная образовательная платформа, персональный сайт учителя, технологическая карта.
Реализация в процессе обучения современных информационных технологий (ИТ) позволяет сегодня обеспечить более эффективное формирование всех компонентов содержания образования по различным дисциплинам, в том числе по основам безопасности жизнедеятельности. Изучение учащимися раздела "ЧС природного характера и защита от них"направлено на овладение знаниями и умениями по обеспечению безопасного поведения в условиях проявления различного рода опасностей природного характера. [1]
Нам представляется, что при изучении на уроках ОБЖ тем и разделов, связанных с опасными природными явлениями, очень важным является развитие у человека пространственного и образного мышления, которое позволяет визуально работать с графической информацией и знаковым материалом, преобразовывать информацию, размещенную на плоскости и в пространстве. Очевидным является то, что такого рода информацию удобно изучать и передавать при использовании различных средств информационных технологий (ЭОР, дистанционных технологий, электронных образовательных платформ и др.).
Применение на уроках ОБЖ электронной образовательной платформы Google позволяет по-новому организовать образовательный процесс на базе средств ИТ, реализовывать интерактивное взаимодействие между учеником, учителем и системой, использовать в учебном процессе тестирующие и диагностирующие системы, которые содержат задания и упражнения по разделам и темам учебника, а также отслеживать динамику развития творческих способностей ребенка. Содержание электронной образовательной платформы и ее материал во многом определяются индивидуальностью преподавателя. [2]
Персональный сайт учителя служит одним из вариантов применения электронной образовательной платформы на уроках ОБЖ. Стоит отметить, что данная система может также упростить процесс разработки и адаптации собственных учебных материалов, тестовых заданий и др., что актуально в условиях загруженности учителя.
В структуре персонального сайта учителя можно выделить следующие блоки:
- Учебный материал:
При разработке персонального сайта учитель имеет возможность наполнить его учебным материалом, используя готовые оцифрованные или электронные ресурсы, в том числе Интернет, а также создавать авторский материал и применение различных методик (например, так называемая «Методическая копилка»).
Наполнение сайта: мини-лекции, ссылки на веб-страницы, глоссарий, слайды и видео, представляющие собой демонстративный материал, который может использоваться как при изучении новой темы, так и служить дополнением к уже полученным знаниям по предмету.
- Внутренний контроль или самоконтроль:
Для учащихся с точки зрения их личностного развития наиболее важным типом контроля является самоконтроль. Это связано с тем, что в ходе самоконтроля ученик осознает правильность своих действий, обнаруживает совершенные ошибки и анализирует их. Эти действия ученика позволяют ему в дальнейшем предупреждать возможные ошибки и оптимальным образом формировать остаточные знания.
Наполнение сайта: тренажеры и тесты, задания на внимание; контрольные работы.
- Самообразование:
Для включения школьника в процесс самообразования педагог должен выбирать те темы и задания, которые будут соответствовать возрастным интересам учащихся. Персональный сайт учителя поможет ученикам выполнять задания не по требованию учителя, а по собственному побуждению.
Наполнение сайта: ссылки на веб-страницы с библиографическими справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями.
- Внешний контроль:
Задания, направленные на выявление уровня полученных знаний у учащихся.
Наполнение сайта: устный и письменный опрос; зачет; кроссворды; викторины; рабочая тетрадь.
При изложении учебного материала при наполнении сайта по блокам следует опираться на следующие дидактически принципы:
- принцип научности изложения, особенно применительно к терминологии;
- принцип учета межпредметных связей между дисциплинами;
- принцип системности, позволяющий группировать учебный материал посредством введения гиперссылок;
- принцип доступности, способствующий более глубокому усвоению материала;
- принцип наглядности, повышающий мотивацию к изучению учебного материала.
Предложенная структура определяется тем, что в основном персональный сайт учителя используется для организации самостоятельной работы учащихся и должен четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены и каким образом они взаимосвязаны между собой. Самостоятельная работа с использованием ИТ, дистанционных технологий обеспечивает индивидуализацию образования, повышает мотивацию к обучению, способствует приобретению самостоятельности в приятии решений. Процесс обучения становится более технологичным.
Одним из способов технологичного проектирования урока на основе использования персонального сайта учителя является удобная форма структурирования урока в виде технологической карты. Эта форма позволяет структурировать урок в виде таблицы по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели и задачи, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
В традиционном плане учитель, как правило, расписывает в основном содержательную сторону урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность педагогу максимально детализировать урок еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных технологий, методов и средств обучения, а также проанализировать свою деятельность и деятельность учащихся на каждом этапе урока.
Деятельность учителя должна быть многофункциональной и проявляться на всех этапах урока. Деятельность учащихся тоже должна быть разновидовой и проявляться в различных приемах учебной работы, по возможности, охватывая на одном уроке от уровня репродукции до поискового и проблемного, творческого уровня деятельности учащихся.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока, прослеживая карту по вертикали. Например, реализацию учителем целей и задач урока; использование технологий, методов и методических приемов работы, способов активизации познавательной деятельности обучающихся; осуществление оценивания и контроля, рефлексии обучающихся.
В качестве примера рассмотрим разработку технологической карты урока по изучению природных катастроф и ЧС природного характера при изучении ОБЖ в 7 классе на основе использования персонального сайта учителя (ПСУ), где нами определены этапы урока, методы и приемы работы, формы организации учебной деятельности, различные виды взаимодействия обучающихся с ПСУ, а также деятельность учителя и учащихся.
Здесь предложена технологическая карта урока по ОБЖ в 7 классе по теме «Цунами и причины его возникновения» (Таблица 1).
Таблица 1
Технологическая карта урока на тему «Цунами и причины его возникновения». ОБЖ 7 класс
Ф.И.О. учителя: ______________________________
Класс: ______7 класс_________
Дата: ______________
Предмет: ОБЖ
№ урока по расписанию: _____
Тема урока: «Цунами и причины его возникновения»
Цель: актуализировать знания о морских опасных гидрологических явлениях, усвоение знаний, умений и навыков безопасного поведения при возникновении цунами, развитие личностных качеств (через решение учебных задач различного уровня сложности - от репродуктивного до творческого уровня средствами веб-сайта).
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Тип урока: комбинированный с использованием метода беседы и практической работы
Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, выход в сеть Интерне
Характеристика этапов урока:
Этап урока |
Время, мин |
Цель |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы работы с блоками ПСУ* |
ФОУД* |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный |
1 |
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
|||
Постановка темы и цели урока |
8 |
Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. Составление плана работы. |
Вопросы для активизации знаний: 1.Какие морские гидрологические опасные явления вы знаете? 2.Что такое «цунами»? 3.Какие природные катастрофы, связанные с цунами вы знаете? |
Используется блок ПСУ «Методическая копилка» где содержатся вопросы и задания на проверку имеющихся знаний у учащихся об опасных природных явлениях на предыдущих уроках |
Ф |
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует понятие "цунами", формулирует некоторые задачи урока, составляет совместно с обучающимися план урока |
Формулируют тему и задачи урока, пишут в тетради определение «цунами», отвечают на вопросы |
Освоение нового материала |
17 |
Выявление обучающимися признаков и видов цунами, составление правил действия в случае ЧС, развитие умения анализировать. |
Презентация с фото- и видеоматериалами по изучаемой теме |
Используется блок ПСУ «Материалы для учащихся» со схемами, картосхемами и фото- и видеоматериалами, показывающие проявление действия цунами на территории РФ, Японии и т.д. |
Ф |
Роль информатора и демонстратора материала по изучению природных опасностей, в частности цунами |
Осознает цель и задачи урока, ознакомление с содержанием ПСУ и подбора информации по изучению вопросов о цунами в соответствии с целями урока |
Первичное закрепление нового материала |
14 |
Освоение способа проверки |
Задания для организации самостоятельной деятельности учащихся |
Используется блок ПСУ «Внутренний контроль и самоконтроль», с тестовыми заданиями, заданиями на внимание, контрольными работами, направленных на выявление уровня полученных знаний и умений о действиях в случае ЧС природного характера (Цунами) |
И |
Роль информатора, консультанта, возможно тьютора. |
Воспроизведение, анализ, структурирование знаний о цунами, выделение существенных признаков опасного явления, обобщение, выполнение практических работ репродуктивного и творческого характера (исследовательских). |
Подведение итогов урока. Домашнее задание |
5 |
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей |
План урока на доске, представленный (составленный) в начале урока |
Рефлексия (работа в парах или в малых группах), контроль |
П |
Разъясняет содержание домашнего задания |
Оценивают (рефлексия в парах) результаты своей самостоятельной деятельности и урока в целом. |
*ФОУД – форма организации учебной деятельности обучающихся (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).
ПСУ*- персональный сайт учителя
Далее, после проведения урока с использованием технологической карты учитель также оценивает работу обучающихся на уроке (указывает активность учащихся, меру занятости): например, обучающиеся работали активно, все были включены в работу. Подчеркивает наличие или отсутствие дифференциации и индивидуализации обучения, характер самостоятельной работы учащихся: например, репродуктивный или продуктивный (творческий).
В конце дает оценку достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.
Таким образом, разработка технологической карты урока и использование ее учителем в процессе обучения представляет собой определенный универсальный алгоритм деятельности, как самого педагога, так и обучающихся, позволяет оценить эффективность работы учителя и учащихся, применять принципиально новые подходы к организации учебного процесса, в том числе на основе взаимодействия с электронным ресурсом (в соответствии с целями и задачами, типом урока и т.д.).
Литература:
- Вилейто Т.В., Некрасова А.В. Персональный сайт учителя как инструментарий применения электронной образовательной платформы Google на уроках ОБЖ. // Международный научный журнал Педагогика высшей школы. № 3.1.(6.1) / ноябрь 2016, С.48-52
- Образовательный ресурс «Образовательные платформы» / Интернет-портал – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://lektsii.com/