Корреляция динамики внутреннего валового продукта с ценой моторного топлива | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 17.03.2017

Статья просмотрена: 336 раз

Библиографическое описание:

Волкова, М. В. Корреляция динамики внутреннего валового продукта с ценой моторного топлива / М. В. Волкова, С. Е. Михеев, П. Д. Морозов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 192-198. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40604/ (дата обращения: 16.11.2024).



Введение. В октябре 1960 г. руководителем СССР стал Л. И. Брежнев. Никаких кардинальных новшеств в командную экономику внесено не было, но появился новый фактор, который оказал огромное влияние на эволюцию всей экономической структуры страны.

Начался в больших объемах экспорт нефти (табл.1 [1]) и газа в обмен на импорт продовольствия и прочих несырьевых товаров.

Таблица 1

Объем добычи нефти, экспорт нефти инефтепродуктов вРоссии— Советском Союзе в 1920—1990гг.

Дисбаланс трудозатрат при таком товарообмене был огромен. То есть на 1 час, затраченный на добычу экспортируемых нефти/газа приходилось несколько часов зарубежных затрат на импортируемый в страну товар. Фактически, это означало не мечтательное со времен Адама Смита «международное разделение труда», а вброс на внутренний рынок страны как бы бесплатных импортных товаров. Супердемпинг. Никакая рыночная экономика этого бы не вынесла, поскольку при таком раскладе конкурентоспособность импортных трудоемких товаров относительно отечественных была бы чрезвычайно высокой [2]. Плановая экономика более устойчива по отношению к супердемпингу, но все же темпы роста ВВП постепенно снижались от 7.5 % в 1960-е гг. до до 1.7 % в 1989 г.

Супердемпинг внес свою лепту в агонию экономики СССР в эпоху перестройки и в кризис 90-х. Однако оценить ее численно на фоне прочих разрушительных и не постоянных в те годы новых ”правил игры” в РФ не представляется возможным. Тем не менее, некоторые сведения о влиянии углеводородов на рост ВВП в РФ можно сделать из наблюдений за более стабильным в экономическом и политическом плане странах. Здесь будут рассмотрены Канада, США, Великобритания, Германия, Норвегия, Испания, Франция, Мексика, Италия.

2. Основные понятия. Прежде чем начать обработку статистики, сделаем весьма существенное пояснение, почему решено сопоставлять ВВП с отношением заработной платы к цене бензина.

Назовем абстрактным сырьем [3] ту субстанцию, которая является одним из атрибутов товара и за которую взымается сверхналог, отличный от обычных налогов на трудовую деятельность. Таковы налоги на добычу полезных ископаемых, акцизы, и т. п. Абстрактное сырье может быть представлено в товаре или в услуге в материальном виде (например, газ в полиэтиленовом пакете), а может и косвенно (например, бензин в спиленном бензопилой дереве).

Любой конкретный вид абстрактного сырья имеет одну меру — деньги. Поэтому и совокупная сырьевая часть товара имеет естественную меру — денежную. В рамках одной статьи удобнее, однако, измерять сырьевую часть единицами некоторого эталонного сырья, например, тоннами нефти. Такая мера позволит лучше разглядеть рычаги управления экономическими тенденциями.

Сырьевую долю единицы товара будем обозначать через , а цену единицы эталонного сырья в стране через . Таким образом, цена сырьевой части единицы товара в стране есть .

Вторым атрибутом товара является абстрактный труд, введенный в оборот экономистами еще в 19-м веке [4]. Мерой труда назначим трудочас. Количество трудочасов в единице товара обозначим через . Таким образом, в каждой единице товара существует 2 части: сырьевая, величиной , и трудовая, величиной . Их отношение назовем трудоемкостью товара . Цену трудочаса в стране определим как дробь [5]. В числителе: сумма всех заработных плат и налогов на заработные платы, а также прибылей в стране за год. В знаменателе общее количество выработанных часов в стране. Цену трудочаса в стране обозначим . Таким образом, цена трудовой части единицы товара есть .

Нетрудно заметить, что такое определение трудоемкости зависит от страны, так как отношение цен труда к цене сырья разнится от страны к стране. Для избежания этой вариативности, можно считать трудоемкость только по ценам в одной стране.

Если ограничиться наличием в товаре только двух частей: сырьевой и трудовой, то величину можно называть себестоимостью единицы товара в стране [5]. Если же рыночная цена товара в стране есть , то естественно отношение назвать привлекательностью -производства в стране .

Для того чтобы выяснить каково отношение привлекательностей -производства в разных странах, дадим поработать закону Д. Рикардо [6].

Для возникновения торгового обмена товарами и между двумя странами и , необходимо отличие от нуля дисбаланса Рикардо

Если таможенных барьеров нет и стоимость транспортировки товаров ничтожно мала, то товарообмен приводит к обнулению дисбаланса Рикардо, что проявляется в установлении зависимости

где — валютный курс. То есть и . Поэтому

(1)

где

Легко заметить, что характер закона (1) определяется дисбалансом привлекательности

(2)

привлекательность -производства в стране относительно страны гиперболически повышается до c ростом трудоемкости, когда дисбаланс привлекательности положителен.

3. Зависимость роста ВВП от отношения цены труда кстоимости материалоемкого товара бензин

Пусть и — некоторые страны, — группа трудоемких товаров, — группа материалоемких товаров. Высокая конкурентоспособность страны означает повышенный спрос в мировой экономике на труд в стране . Это влечет переток капитала в -производстве из страны в страну . Если велик, то в стране должен наблюдаться подъем экономики, выраженный в росте ВВП.

Несложно заметить, что для весьма расплывчатого понятия средней цены единицы сырья есть надежный маркер с коэффициентом корреляции, близким к 1. Это цена литра бензина. Она сцеплена с ценой нефти и налогом на производство топлива. В стоимостном выражении доля углеводородов во всем сырье, используемым в экономике, столь велика, что прочие виды сырья можно не принимать во внимание. В свою очередь, нефть главенствует относительно газа, и цена газа обычно сцепляется с ценой нефти специальным договором. Основным же применением нефти является выработка из нее моторных топлив, отношение цен между различными видами которых меняется очень медленно. То есть по цене бензина можно судить о средней цене сырья.

Нетрудно заметить, что уменьшение отношения средней зароботной платы к цене единицы сырья приводит к уменьшению отношения себестоимости трудоемких товаров к материалоемкости. Это повышает конкурентоспособность трудоемких товаров в ущерб конкурентоспособности материалоемких.

Практической проверкой этого утверждения может стать установление зависимости роста ВВП от отношения средней зарплаты к цене бензина. То есть рост ВВП должен иметь отрицательную корреляцию с отношением , где — цена литра бензина, — средняя годовая заработная плата трудящихся страны без учета налогов («грязная»). Проверим выполнение выведенного правила для некоторых стран. Посмотрим, имеется ли связь между динамикой изменения подушного ВВП с тем количеством бензина, который мог себе позволить среднестатистический гражданин на свою годичную зарплату в течение десятилетнего периода, с 2003-го по 2012-й гг., в соответствии со среднегодовой стоимостью бензиа в течение того же периода. Согласно имеющимся данным [7] получаем

Рис. 1. Подушное ВВП и отношение средней зарплаты к стоимости литра бензина в Канаде

Рис. 2. Подушное ВВП и отношение средней зарплаты к стоимости литра бензина во Франции

Рис. 3. Подушное ВВП и отношение средней зарплаты к стоимости литра бензина в Германии

Рис. 4. Подушное ВВП и отношение средней зарплаты к стоимости литра бензина в Великобритании

Рис. 5. Подушное ВВП и отношение средней зарплаты к стоимости литра бензина в Италии

Рис. 6. Подушное ВВП и отношение средней зарплаты к стоимости литра бензина в Мексике

Рис. 7. Подушное ВВП и отношение средней зарплаты к стоимости литра бензина в Норвегии

Рис. 8. Подушное ВВП и отношение средней зарплаты к стоимости литра бензина в Испании

Рис. 9. Подушное ВВП и отношение средней зарплаты к стоимости литра бензина в США

На всех графиках в большей или меньшей степени отражается тот факт, что падение ВВП на душу населения в дальнейшем сопровождается подскакиванием отношения заработной платы к стоимости литра бензина. Что подтверждает обратную связь этих двух сравниваемых показателей.

К негативным последствиям сырьевой ориентации экономики следует отнести возникновение сильной зависимости от прогресса в зарубежной экономике. Развитие добывающей промышленности носит противоречивый и подчиненный характер к этому прогрессу. Экстенсивный рост за рубежом приведет к соответствующему росту потребностей в сырье.

Появление новых ресурсосберегающих технологий, напротив, уменьшает потребности. Еще более угнетается сырьевая экономика драматическим колебанием цен на сырье.

3. Обсуждение результатов. Цена углеводородного сырья составляет заметную долю цены товара, где бы он ни был произведен. В богатой этим сырьем стране, например, такой как Россия, появляется искушение уменьшить цены на все товары посредством снижения цен на углеводородное сырье через снижение акцизов на него. Однако изменение отношения уровня акцизов к прочим налогам приводит к изменению отношений нейтральных цен, а вслед за ними и обычных внутренних цен на различные товары. Причем цены на материалоемкие товары падают в сравнении с ценами на трудоемкие при уменьшении акцизов.

Материалоемкие товары становятся тогда потенциально более конкурентоспособными на мировом рынке, а трудоемкие товары — потенциально менее конкурентоспособными.

Когда экономика становится открытой, особо низкие акцизные налоги на сырье, удельный вес которого велик в каждом товаре — а именно углеводороды — приводят к высокой конкурентоспособности материалоемких товаров на мировом рынке и наращиванию их экспорта. Расплатой за это является неконкурентоспособность трудоемких товаров, проявляющаяся не только на мировом рынке, но при сравнительно низких пошлинах и на внутреннем рынке. Последнее через снижение нормы прибыли в трудоемких отраслях и через отток капитала из них приводит к вытеснению сложного труда простым, к свертыванию отечественного производства, к разрушению экономики. Предел падения есть предел возможностей экспорта сырья.

В странах, лишенных собственного углеводородного сырья, идея снижения цен на все товары в принципе появиться не может. Напротив, необходимость экспортировать трудоемкие товары («труда») в обмен на импорт материалоемких товаров («сырья») автоматически приводит к снижению цены труда по сравнению с ценой сырья. Это обеспечивает мировой спрос на местный труд, что влечет экономический бум с годовым приростом ВВП 10$15$ % в год, то есть на 10$$15 % в год в стране создается больше труда. Последнее обеспечивается увеличением занятости населения и вытеснением простого труда сложным. После исчерпания этих трудовых резервов бум переходит в естественный рост: около 2 % ВВП в год, обусловленный общим научно-техническим прогрессом, и высокая занятость населения (то есть здоровая экономика) сохраняется. Для двух азиатских «драконов»: Южной Кореи (23838 $) и Тайваня (20706 $) — это будущее, а настоящее — пока только для Сингапура (52918 $), Японии (39321 $) и Гонконга (38605 $). В скобках указан подушный ВВП за 2013-й год.

Литература:

  1. Народное хозяйство СССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник / Госкомстат СССР. — М.: Финансы и статистика, 1987. С. 44.
  2. Михеев С. Е. Штраф за труд. // Экономика и современный менеджмент: теория и практика / Сб. статей по материалам ХХХV междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, Изд. «СибАК», 2014. № 2 (34) C. 71–76.
  3. Михеев С. Е. Конкурентоспособность и трудоемкость. // Вопросы механики и процессов управления. СПб. Изд-во «СПб ун-т», 2004. № 23. С. 118–141.
  4. Маркс К. Капитал. Т 1. М.: Политиздат, 1988. 891 c.
  5. Михеев С. Е. Перестройка экономики при открытом рынке. // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2014. № 5 (6). URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/1279.
  6. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Антология экономической классики: Петти, Смит, Рикардо. — М.: Эконов-Ключ, 1993. С. 402.
  7. Калабеков И. Г. СССР и страны мира в цифрах. Справочное издание. — М., 2015. 231 с.
Основные термины (генерируются автоматически): стоимость литра бензина, товар, отношение, ВВП, зарплата, мировой рынок, привлекательность - производства, рост ВВП, цена бензина, цена сырья.


Задать вопрос