Статья описывает опыт работы школы педагогического мастерства «Моя родина – Россия!» в дошкольном учреждении как одной из форм повышения квалификации педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
Реализация новой политики нашего государства в области образования немыслима без педагога, владеющего высоким профессионализмом. В современном мире, когда очень быстро меняются социально-экономические условия жизни общества, педагог должен отвечать этим новым условиям, ему необходимо постоянно учиться, повышать свою квалификацию, расширять кругозор. Как никакая другая, профессия педагога требует непрерывного самосовершенствования и пополнения знаний, развитие его профессиональной компетентности.
В педагогической науке понятие «профессиональная компетентность» рассматривается с различных точек зрения. Для нас представляет интерес социокультурный подход к осмыслению понятия «компетентность». С этой точки зрения, «профессиональная компетентность педагога» включает:
– личностно – гуманную ориентацию;
– умение системно воспринимать педагогическую реальность и системно в ней действовать;
– свободную ориентацию в предметной области;
– владение современными педагогическими технологиями.
В помощь педагогам существует система повышения квалификации педагогических кадров. Одной из составляющих этой системы является методическая служба образовательного учреждения. Ее работа направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала в соответствии с его интересами и запросами. Реализация данных задач осуществляется посредством различных форм повышения квалификации педагогов.
Одна из форм повышения квалификации системы непрерывного образования – школа педагогического мастерства.
Цель работы Школы Педагогического Мастерства «Моя родина – Россия!» по совершенствованиюпрофессиональной компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста – создание условий для обеспечения непрерывного профессионального развития педагогических работников ДОУ. Задачи, решаемые в процессе работы, следующие:
– способствовать повышению теоретического, научно-методического и практического уровня компетентности педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
– совершенствовать квалификационное мастерство, способствуя творческому поиску для перехода на более высокий уровень самоорганизации путем самообразования;
– стимулировать деятельность воспитателей по изучению традиций, истории и культуры своего народа и родного края;
– повышать творческий потенциал каждого педагога.
Работа ШПМ рассчитана на 2 учебных года по 8 занятий в каждом. Обучение и взаимодействие педагогов носит активный характер и предусматривает использование различных форм и методов: консультации, беседы, выставки методической литературы, семинары, творческие задания, работа с интернет – ресурсами и др.
Тематика занятий первого года «Растим детей патриотами» направлена на повышение научно-теоретического уровня и методологической компетентности педагогических работников учреждения по формированию основ патриотического сознания у дошкольников. Вниманию слушателей предлагаются следующие темы:
– Патриотическое воспитание в системе работы ДОУ.
– Технология патриотического воспитания дошкольников.
– Программы по патриотическому воспитанию для ДОУ. Обзор.
– Воспитание патриотических чувств дошкольников средствами декоративно-прикладного искусства.
– Приобщение детей к народной игровой культуре.
– Особенности ознакомления дошкольников с государственной символикой России.
– Сотрудничество с семьей по вопросам патриотического воспитания.
– Конкурс «Учим детей любить Родину».
Занятия второго года «Моя малая родина» призваны совершенствовать систему патриотического воспитания в ее краеведческом компоненте:
– Региональный компонент в патриотическом воспитании дошкольников.
– Социальный портрет ДОУ.
– Особенности работы по знакомству с родным краем в различных возрастных группах.
– Что и как рассказывать детям о войне.
– Детям о природе родного края.
– Охрана природы Волгоградской области.
– Декоративно-прикладное искусство Волгоградской области.
– Викторина «Родной край люби и знай».
Рис. 1. Посещение мастерской художника в рамках работы ШПМ
Рис. 2. Занятие – экскурсия. Волжский историко-краеведческий музей.
В ходе работы ШПМ были выявлены трудности, с которыми сталкиваются педагоги дошкольного учреждения в ходе реализации задач нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения. Обсуждаемые темы способствовали углубленному изучению вопроса, поиску педагогических идей, формированию современных педагогических позиций, обогатили воспитательный процесс новыми теориями и методиками, дали толчок к самообразованию через обдумывание и переживание полученных знаний. Библиотека методического кабинета, групп пополнилась методическими и практическими материалами, обеспечивающими эффективную реализацию задач нравственно-патриотического воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Творческая переработка полученной на занятиях ШПМ информации позволила совершенствовать сложившийся опыт работы и применить полученные знания в практической деятельности. Кроме того, выполнение практических заданий способствовало обновлению и обогащению развивающей предметно-пространственной среды групп по нравственно-патриотическому воспитанию.
Рис. 3. Серия буклетов «Природные парки Волгоградской области»
Активное взаимодействие педагогов групп, специалистов ДОУ в рамках ШПМ помогло в формировании коллектива единомышленников и в тоже время повысило творческий потенциал каждого. Педагоги ДОУ проводят мастер-классы: «Организация краеведческой макросреды в ДОУ», «Я приглашаю вас в музей!» и т. д., участвуют в профессиональных, творческих конкурсах нравственно-патриотической, краеведческой направленности различных уровней и занимают призовые места:
– городской конкурс детского экологического творчества «Эко-инфо» – 3 педагога (1 место и диплом участников);
– областной конкурс учебных и методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися, воспитанниками – 1 педагог (диплом участника);
– всероссийский конкурс «Я профессионал» (материал по краеведению) – 1 педагог (диплом первой степени).
Итак, организация работы ШПМ «Моя родина – Россия!» в ДОУ является эффективной формой работы и составной частью системы повышения квалификации педагогических работников. Сотрудники дошкольного учреждения совершенствовали свои теоретические и методические знания и практические умения в вопросах нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В ходе самостоятельной подготовки к занятиям ШПМ, выполняя практическую работу по разным темам, педагоги по-новому взглянули на край, в котором мы живем, его историю, природные богатства, земляков.
Перспектива в работе дошкольного учреждения по воспитанию нравственно-патриотических чувств дошкольников – более активное сотрудничество с семьями воспитанников, как источником и звеном передачи социально-исторического опыта. Наша задача – активнее вовлекать взрослых членов семьи в жизнь детского сада, используя разнообразные формы сотрудничества для формирования у них интереса к вопросам патриотического воспитания, возникновения желания расширять и углублять имеющиеся знания.