Проведён анализ источников литературы и законодательных документов в области формирования задач по борьбе с алкоголизацией и наркотизацией представителей подрастающего поколения. К основным задачам относятся следующие: формирование у школьников культуры здоровья, социально-психологический мониторинг с формированием групп риска, профилактическая работа на основе развития рефлексивного самосознания, ценностно-смысловой и мотивационно-волевой сфер личности, методическая работа с родителями по привитию у детей и подростков трудолюбия, самостоятельности и этических норм поведения, разработка программ дополнительного образования школьников с включением тем по формированию навыков образа жизни детей и подростков, свободного от употребления психоактивных веществ, формирование у учащихся целостного этноисторического и этнолингвистического сознания, а также профилактика религиозного и национального экстремизма и ксенофобии.
Ключевые слова: дети и подростки, профилактика алкоголизации и наркотизации, аддикция, культура здоровья, здоровый образ жизни.
Ухудшение здоровья детей, подростков и молодёжи отмечено во многих странах, в том числе и в России [1 – 6,8]. Особую тревогу вызывает уровень здоровья подрастающего поколения: за период с 2000 по 2010 годы население Российской Федерации сократилось на 27%, причём преимущественно снизилась численность подростков 10 - 18 лет – на 43%.
По результатам исследований разных авторов здоровых детей в школах РФ насчитывается от 14 до 23 % от общего числа школьников, тогда как результаты углубленных исследований 2005 – 2009 г.г. свидетельствуют о том, что к группе здоровых учащихся можно отнести только 2% подростков. Смертность детей и подростков в России в 2-4 раза выше, чем в развитых странах.
Табакокурение распространено среди детей в возрасте 10 – 11 лет в 13% случаев, среди детей 13 – 14 лет в 47%, а среди 16 – 17-летних встречается уже среди 64% подростков. Дети 13 – 14 лет употребляют алкогольные напитки в 51% случаев, а 82% 16 – 17-летних юношей и девушек приобщены к регулярному употреблению алкоголя. При этом установлено, что заболеваемость психическими и поведенческими расстройствами, связанными с употреблением алкоголя среди подростков, в 5 раз выше заболеваемости среди взрослых. В связи с этим 70% несовершеннолетних, осужденных за те или иные виды преступлений, имеют психические аномалии, 17% из них – умственно отсталые лица. Смертность от психических болезней возросла в 2 раза, что прежде всего связывается со злоупотреблением психоактивных веществ (ПАВ): табака, алкоголя и наркотиков. В 83 раза возросло число венерических заболеваний у детей до 14 лет, что также в большинстве случаев имеет связь с употреблением алкоголя, наркотиков, а также с падением духовно-нравственного потенциала нации.
В России неуклонно растет преступность, связанная с употреблением ПАВ, преимущественно алкоголя. За период с 1990 по 2009 г.г. число преступлений увеличилось в связи со злоупотреблением алкоголя более чем в 2 раза.
По заключению экспертов Всемирной организации здравоохранения при достижении уровня потребления алкоголя на душу населения за год в количестве 8-ми литров наступает процесс необратимого ухудшения генофонда нации. Если в России в 1990 году потреблялось не более 6 литров алкоголя на душу населения, то в 2009 году уже более 18 литров. К злоупотреблению ПАВ в России приобщены около 30 миллионов граждан. При этом установлено, что, если в 1990 году у нас в среднем спивались 30-35 –летние, то в 2009 году - в основном 20-25-летние. В России за пять лет от отравления водкой умерло 230 тысяч человек.
Следовательно, факты, приведенные выше, свидетельствуют о том, что в обществе существует проблема алкоголизации и наркотизации населения. Актуальность данной проблемы в настоящее время возрастает по причине устойчивой тенденции повышения злоупотребления ПАВ представителями подрастающего поколения.
В связи с этим целью исследования явилось: на основании изучения источников литературы по проблеме сформировать перечень задач по профилактике алкоголизации и наркотизации детей и подростков.
Алкоголизм имеет наиболее широкое распространение в обществе, являясь самым массовым среди социальных пороков [2 – 4,6]. В период развития кризисных ситуаций в обществе значительно возрастают явления фрустрации, что непосредственно увеличивает объёмы потребления ПАВ и приводит к появлению деструктивных процессов [4,5,8]. В последние 20 лет отрицательная динамика отмечена в состоянии адаптационного потенциала организма школьников. Это выражается в снижении функциональных возможностей и физической работоспособности у 71,7%, а умственной работоспособности у 96,2% обучающихся [7]. Не последнюю роль в ухудшении психофизиологического статуса учащихся играет возрастающее употребление ПАВ в обществе [1 - 9].
Негативным аспектом проявления в обществе наркотизации и алкоголизации населения служит падение его духовно-нравственного потенциала, что, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие экономики, политики и соблюдение законодательных основ жизни [1,4,8].
В этом направлении следует признать особую роль семьи в воспитании подрастающего поколения. Одним из основных негативных последствий снижения духовно-нравственного потенциала общества, жизненного уровня населения, вовлечение его в процессы алкоголизации и наркотизации является уменьшение роли семьи как ключевого социального института, обеспечивающего общественную стабильность. Так, пьянство одного или обоих родителей в современных условиях является наиболее значимым фактором риска химической аддикции детей и подростков [1,2,4,6]. Происходит разрушение стандартов этики, морали и религиозности общества как основы нравственных стандартов семьи. Немаловажное значение имеет и недостаточная информированность родителей в вопросах формирования установок здорового образа жизни в сознании детей [2 – 6,8,9].
Необходимость безотлагательных мер для формирования здорового, трезвого образа жизни обусловливает общественно-политическую актуальность разработки мероприятий по профилактике правонарушений, связанных с употреблением ПАВ. Именно поэтому значительное внимание со стороны органов власти уделяется совершенствованию законодательства РФ в области противодействия влиянию алкоголизации и наркотизации на жизнь общества. Достаточно привести ряд основополагающих документов, принятых в течение последних 10 лет на федеральном уровне:
- Концепция демографической политики Российской федерации на период до 2025 года, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 года № 1351.
- Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537.
- Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 года № 2128-р).
- Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде: Утверждена заместителем Министра образования и науки Российской Федерации 05.09.2011 года [10].
Результатом анализа указанных документов и источников литературы служит перечень основных задач профилактической деятельности, борьбы с употреблением алкоголя и других ПАВ:
- Формирование у школьников культуры здоровья, начиная с первого класса школы.
- Для выявления отношения детей и подростков к употреблению ПАВ целесообразно проведение социально-психологического мониторинга, на основе результатов которого возможно формирование групп риска.
- С учащимися группы риска необходимо проведение профилактической работы на основе развития рефлексивного самосознания, ценностно-смысловой и мотивационно-волевой сфер личности.
- Необходимо проведение методической работы с родителями по привитию у детей и подростков трудолюбия, самостоятельности и этических норм поведения.
- Программы дополнительного образования школьников должны включать технологии с закреплением навыков образа жизни детей и подростков, свободного от употребления ПАВ.
- Цели и задачи воспитания подрастающего поколения должны соответствовать традициям и духовно-нравственным идеалам народа.
- Формирование у учащихся целостного этноисторического и этнолингвистического сознания, а также профилактика религиозного и национального экстремизма и ксенофобии.
Литература:
- Бахтин Ю.К., Плахов Н.Н. Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды // Педагогика высшей школы, 2015.- № 5.- С. 20.
- Буйнов Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст] / Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования, 2012.- №4.- С.242.
- Каменская В.Г., Котова С.А. Аксиологическая парадигма здоровья в российском образовании // Вестник Герценовского университета, 2007. - №6.- С. 43 – 47.
- Макарова Л.П., Соловьев А.В., Сыромятникова Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый, 2013.- №12 (59).- С. 494-496.
- Плахов Н.Н. Борьба с алкоголизмом и табакокурением – проблема педагогики // Профилактическая и клиническая медицина, 2011. - №3 (40). – С. 476-477.
- Плахов Н.Н. Биологические предпосылки формирования зависимостей // В кн.: Профилактика социальных отклонений: Учебно-методическое пособие / Под ред. В.П.Соломина. – СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена. – 2011. – С. 12-20.
- Сетко Н.П., Володина Е.А. Выявление адаптационного статуса детей при диагностике донозологических состояний // Гигиена и санитария, 2008. -№ 1. -С. 58 – 60.
- Сыромятникова Л.И. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников [Текст] / Л. И. Сыромятникова, И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 660-662.
- Сорокина Л.А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «Естествознание» 5 класс // История и педагогика естествознания, 2013. - № 1. - С. 29 – 30.
- Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде: Утверждена заместителем Министра образования и науки Российской Федерации 05.09.2011.