Вопросы подготовки студентов к обеспечению безопасного поведения детей (на примере педагогической практики в летнем лагере) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Мустафина, Д. Н. Вопросы подготовки студентов к обеспечению безопасного поведения детей (на примере педагогической практики в летнем лагере) / Д. Н. Мустафина, М. Р. Максиняева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 84-86. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40620/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются вопросы прохождения студентами педагогической практики в летних лагерях, связанные с организацией безопасной жизнедеятельности детей. Приводятся памятки для воспитания культуры безопасности у студентов и школьников.

Ключевые слова: культура безопасности, летняя педагогическая практика, летние оздоровительные лагеря, вожатые, памятки, правила поведения.

В период каникул не исключены все те же опасные ситуации, что и в повседневной жизни школьников. В летнее время у детей больше свободного времени, они менее дисциплинированны и менее бдительны. Эти факторы могут спровоцировать детский травматизм. Родители и вожатые должны быть готовы уберечь ребенка от возможных проблем со здоровьем и травм.

Особое внимание воспитанию культуры безопасности у детей должно уделяться вожатыми в летних лагерях, где возможно возникновение большого количества травмоопасных ситуаций. Именно поэтому вожатые – чаще всего, студенты педагогических вузов, – должны в совершенстве владеть знаниями о безопасном поведении детей в летнем лагере; учитывать, что они несут ответственность за жизнь и здоровье детей вверенных им отрядов.

Летняя педагогическая практика – важнейшее звено в системе непрерывной педагогической практики студентов. В ее условиях они оказываются перед необходимостью творчески организовывать воспитательную работу с детьми во внешкольных условиях, сознательно используя при этом профессиональные знания и умения.

Цели летней практики – закрепление, расширение и углубление освоенных психолого-педагогических знаний и умений в условиях летнего оздоровительного лагеря; приобретение профессионального опыта, необходимого для дальнейшего самосовершенствования [2].

Основные задачи летней практики:

– формирование профессионально-педагогических умений и навыков организации жизнедеятельности детей в условиях детского оздоровительного лагеря с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей;

– планирование и проведение мероприятий по обучению детей вопросам безопасности жизнедеятельности применительно к коллективному проживанию и отдыху в лесопарковой зоне, правилам поведения в случае возникновения ЧС различного происхождения тематических дней в детском оздоровительном лагере.

При прохождении летней практики необходимо:

- знать возрастные и индивидуальные особенности развития детей;

- уметь разрешать конфликтные ситуации с учетом возрастных особенностей детей;

- строить свою деятельность исходя из перспективного и календарного планов лагеря, организовывать воспитательную досуговую работу в отряде на основе инициативы и самодеятельности детей и в соответствии с утвержденным планом работы на смену и период;

- создать необходимые условия для адаптации ребенка к новым условиям жизнедеятельности;

- контролировать здоровье детей и процесс оздоровления их в лагере;

- требовать соблюдения детьми режима дня, правил, законов, заповедей лагеря.

Знания признаков опасности и правил поведения в летнем оздоровительном лагере помогают воспитанникам уменьшить количество экстремальных ситуаций, и их негативные последствия для здоровья.

Руководствуясь опытом организации летнего отдыха детей и подростков в лагере «Дубравушка», мы разработали памятки для педагогов и организаторов детского отдыха.

Прежде всего, и вожатые, и дети должны получить информацию и иметь памятки по следующим темам:

- Правила безопасного поведения на водоёме: обеспечение готовности рекреационных зон, пляжей и мест купания;

- Правила поведения на занятиях физкультуры и спорта (сезонные травмоопасные игры);

- Правила поведения в условиях жары (солнечный удар);

- Острые кишечные инфекции («болезни грязных рук»);

- Ядовитые растения и грибы;

- Противоклещевая профилактика и дезинсекция прилегающих территорий;

- Правила поведения в пожароопасный период в лесных массивах, правила разведения костров;

- Безопасность на маршрутах следования к местам отдыха;

- Первая помощь при аллергических реакциях;

- Телефоны служб спасения;

- Укусы насекомых;

- Правила поведения при грозе;

- Защитные меры при походе в лес.

Основное внимание следует обратить на памятки по нескольким из вышеприведенных разделов.

Правила поведения на занятиях физкультуры и спорта

- Воспитанник допускается к травмоопасным спортивным занятиям при наличии письменного разрешения одного из родителей.

- Каждый воспитанник обязан перед началом занятий ознакомиться с правилами поведения воспитанников в летнем лагере при занятиях физической культурой и спортом, инструкциями по технике безопасности, а вожатый – еще и с инструкциями по охране труда. Родители обязаны подтвердить свое ознакомление и согласие, а также ознакомление и согласие воспитанника с указанными правилами.

- Воспитанникам разрешается находиться на территории спортивных площадок только в присутствии инструктора или тренера, ответственного за проведение соответствующего спортивного мероприятия.

- Кататься на роликах можно только на территории лагеря и только в специальных перчатках, наколенниках и налокотниках; для быстрой езды необходим шлем.

- Лагерь гарантирует безопасность при проведении спортивных мероприятий только при использовании оборудования и снаряжения, являющегося её собственностью.

Опасность на водоёмах

- Купание проводится в соответствии с рекомендациями МЧС. Убираются все острые, режущие предметы, мусор, очищается дно водоёмов, обновляются песчаные пляжи, купальни и подходы к воде, оборудуются необходимые приспособления для отдыха: спасательные средства, навесы, скамейки, лежаки, урны, туалеты.

- При купании детей необходимо соблюдать границы отрядов и графики купания (чтобы все дети были в поле зрения).

- Нарушителей правил купания следует строго наказывать.

- Никогда не позволяйте ребенку купаться одному, Его должен сопровождать взрослый.

- Входить в воду следует постепенно (не нырять), начиная с обрызгивания ног, затылка, грудной клетки ребенка.

- Ныряния запрещаются купальщикам, которые недавно перенесли отит или прободение барабанной перепонки, головокружения, а также детям, перенесшим легкое головокружение или аллергические расстройства.

Правила поведения в условиях жары (солнечный удар)

Солнечный удар возникает в результате долгого пребывания на солнце без головного убора.

Поэтому для купания и прогулок на открытой местности лучше выбрать утренние или вечерние часы. Дети должны быть одеты по погоде. В питании предпочтительны овощные и фруктовые блюда; следует ограничить жирную пищу, количество мясных продуктов.

Острые кишечные инфекции («болезни грязных рук»)

Жара создает идеальные условия для жизнедеятельности различных патогенных микробов. Поэтому не разрешается детям пить воду из незнакомых источников. Перед принятием пищи необходимо мыть руки и все привезённые родителями фрукты. Вынос еды и посуды из столовой запрещен. А также воспитанникам запрещено привозить и хранить в жилых корпусах любые виды продуктов без согласования с врачом лагеря. Запрещено принимать пищу, прогуливаясь по территории лагеря.

Укусы насекомых

Укусы насекомых (ос, пчёл или шмелей) не только болезненны, но иногда приводят к развитию серьезных аллергических реакций, вплоть до анафилактического шока и астматического приступа. Эти состояния требуют немедленной госпитализации ребенка.

Меры предосторожности

- Воспитанники должны быть ознакомлены с правилами противопожарной безопасности и неукоснительно их выполнять.

- Воспитанникам запрещено при себе иметь: оружие (огнестрельное, холодное), рогатки, фейерверки; спиртные напитки, сигареты, наркотические вещества; бытовые токсичные и легковоспламеняющиеся средства и приборы (в том числе, нитрокраски, клеи, бензин, керосин, растворители, зажигалки, кипятильники); аэрозольные дезодоранты, духи, лаки; игровые приставки.

Вожатые и организаторы детского отдыха должны планировать регулярное обсуждение вопросов безопасности со своими воспитанниками. Приведенные рекомендации могут быть использованы как основа для игр, различных сценариев викторин и КВН по ОБЖ. Из любой скучной памятки можно сделать интересную игру или полезный тренинг. Игровая технология способствует социализации личности посредством освоения социального опыта в конкретной деятельности в различных – реальных и вымышленных – ролях [1, 3].

Основными формами реализации тематических направлений могут быть: интерактивные беседы, моделирование ситуационных задач, тематические игры, конкурсы, соревнования, праздники, экскурсии, однодневные и многодневные походы.

Благодаря вожатым и физвоспитателям жизнь ребят в летнем оздоровительном лагере становится веселой и интересной. Грамотная организация деятельности и формирование культуры безопасного поведения помогает каждому ребенку проявлять и развивать свои творческие, физические и умственные способности.

Литература:

  1. Картавых, М.А. Технологии образования в области безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / М.А. Картавых, Г.С. Камерилова. – Н. Новгород: Мининский университет, 2016.
  2. Киселева, Э.М. Готовность бакалавров к внеурочной деятельности по обеспечению безопасного образа жизни школьников как требование новых образовательных стандартов // Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика. Материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции. Сахалинский государственный университет. – 2016. – С 61–65.
  3. Петров, С.В. Памятка воспитателям и организаторам детского отдыха «Предупреждение ЧС и действия в случае их возникновения» // Основы безопасности жизни. – 2015. – № 5. – С. 52–55.
Основные термины (генерируются автоматически): правило поведения, вожатый, воспитанник, летний оздоровительный лагерь, летняя практика, ребенок, солнечный удар, укус насекомых, безопасное поведение, детский оздоровительный лагерь.


Ключевые слова

культура безопасности, правила поведения, летняя педагогическая практика, летние оздоровительные лаге-ря, вожатые, памятки

Похожие статьи

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности

В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность доро...

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Готовность учащихся старших классов к безопасности в городской среде

Статья посвящена анализу результатов научно-исследовательской практики в общеобразовательной школе Санкт-Петербурга, с целью изучения готовности школьников к применению знаний в области безопасности на практике, к проектированию модели личного безопа...

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Похожие статьи

Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении

Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...

Формирование умений безопасного поведения как условие социальной адаптации воспитанников школы-интерната

В статье анализируются особенности формирования умений безопасного поведения в школе-интернате. Акцентируется внимание на трудностях социальной адаптации воспитанников школы-интерната и возможностей внеклассной работы в курсе безопасности жизнедеятел...

Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

В статье рассматриваются проблемы реализации педагогических условий формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста, раскрываются принципы и поэтапность деятельности педагога-воспитателя в условиях дошкольной образовательной организаци...

Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе

В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...

Взаимодействие детского дошкольного учреждения и родителей в деле этического воспитания детей

В данной статье приводятся размышления на тему взаимодействия родителей и воспитателей в воспитании детей.

Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности

В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность доро...

Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт

В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...

Готовность учащихся старших классов к безопасности в городской среде

Статья посвящена анализу результатов научно-исследовательской практики в общеобразовательной школе Санкт-Петербурга, с целью изучения готовности школьников к применению знаний в области безопасности на практике, к проектированию модели личного безопа...

Роль организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста

Статья посвящена роли организационно-педагогических условий в формировании навыков безопасного поведения в быту у детей старшего дошкольного возраста.

Современное состояние проблемы формирования положительного отношения к обучению у подростков

В статье автор рассматривает проблему формирования положительного отношения к учению у обучающихся подросткового возраста, а также современные психолого-педагогические методы, применяемые в образовательных организациях при работе с данной категорией ...

Задать вопрос