В статье рассмотрены особенности организации и проведения домашней учебной работы в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класса.
Ключевые слова: домашняя учебная работа; цели, задачи, функции, виды домашней работы; виды домашних заданий по ОБЖ.
Проблема повышения эффективности обучения может быть успешно решена при условии хорошо организованной домашней учебной работы. В современных условиях возрастает роль самостоятельной работы школьника, повышается его ответственность за результаты учебной деятельности. В Федеральном государственном стандарте при описании «портрета выпускника школы» отмечается необходимость овладения учеником основными умениями учиться и организовывать собственную деятельность [1]. Домашняя работа, являясь видом самостоятельной работы школьника, направлена на формирование умения ориентироваться в потоке информации, способствует накоплению знаний по предмету и способности к самообразованию.
В современной литературе домашняя учебная работа определяется как самостоятельное выполнение заданий учеником по повторению и усвоению изучаемого материала, его применению на практике, развитию творческих способностей, совершенствованию умений и навыков по предмету. Как хорошо бы не проводились уроки, знания, полученные на них учениками, переводятся лишь в кратковременную (оперативную) память. Для того чтобы эти знания перевести в память долговременную необходимо осуществлять их последующее повторение, которое осуществляется при выполнении домашней учебной работы.
Домашняя учебная работа школьников способствует углублению, усвоению и закреплению знаний, умений и навыков по предмету; формированию самостоятельности в учебно-воспитательном процессе; развитию познавательных способностей и интереса к предмету.
Следует отметить, что домашняя учебная работа является средством сближения обучения и самообразования, так как овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности — это условия формирования самообразования.
Домашняя работа школьников по ОБЖ рассматривается и как форма организации, и как вид учебно-познавательной деятельности по освоению образовательной программы, обладающий следующими признаками: наличие познавательной и практической задачи; проявление сознательности, самостоятельности и активности обучающихся в процессе решения поставленной задачи; наличие результатов. Целью домашней учебной работы школьников по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» является мотивирование к освоению учебной программы и повышение ответственности за свою учебу. Среди условий, обеспечивающих успешное выполнение домашней работы школьников, выделяют следующие: мотивированность на выполнение учебного задания; выбор оптимального объема; четкая постановка познавательных задач; алгоритм выполнения работы; обеспечение учащихся необходимыми методическими материалами; определение учителем форм отчетности, объема работы, сроков ее представления; наличие критериев оценки.
Домашняя учебная работа должна получить дальнейшее развитие на уроке ОБЖ в различных учебных целях: повторение ранее изученного; создание проблемной ситуации; ознакомление с новым учебным материалом; обобщающее повторение.
Анализ практики обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе выявил недостаточное внимание к организации домашней работы, а именно однотипность и однообразность заданий. Следствием этого является понижение интереса к предмету у учеников и ухудшение их успеваемости по предмету.
В связи с этим, одной из задач экспериментального исследования явилась разработка разнообразных домашних заданий по ОБЖ в 8 классе. Предлагаемые ученикам задания для домашней работы разнообразны — это работа с учебными пособиями, со справочными материалами, с интернет-источниками и др.
Таблица 1
Виды заданий для домашней работы при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс.
№ |
Изучаемая тема |
Виды учебных заданий для домашней работы |
1. |
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. |
1) Составьте таблицу причин пожаров в жилых и общественных зданиях. 2) Составьте схемы-рисунки причин пожаров в быту. 3) Составьте текст объяснения однокласснику «Что такое пожар и его причины». |
2. |
Профилактика пожаров и организация защиты населения. |
1) Проанализируйте план эвакуации в вашей школе. 2) Составьте схему эвакуации и план ваших действий при пожаре в вашем жилище. 3) Подготовьте аннотацию книги «30 советов по пожарной безопасности» Р. Виже. 4) Подготовьте конспект по теме «Организация пожарной безопасности в Российской Федерации» 5) Решите ситуационные задачи, отражающие правила противопожарных действий. |
3. |
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. |
Ознакомьтесь с Федеральным законом «О пожарной безопасности», определите права, обязанности и ответственность. |
Домашнее задание «Составьте таблицу с указанием причин пожаров в жилых и общественных зданиях» подразумевает самостоятельный анализ учениками причин пожаров и требует систематизации полученных знаний по данной теме. Задание «Составьте схемы-рисунки причин пожара в быту» требует схематического фиксированного отображения некоторой части предметного содержания данной темы. Задание «Составьте текст объяснения однокласснику «Что такое пожар и его причины» подразумевает внимательное ознакомление учеников с текстом учебника, определение структуры текста, плана, основных понятий, необходимых для раскрытия данной темы.
Задание для домашней работы «Проанализируйте план эвакуации вашей школы» требует от ученика самостоятельных действий в нахождении плана эвакуации школы, а также внимательного анализа данного плана. Задание «Составьте схему эвакуации и план ваших действий при пожаре в вашем жилище» направлено на закрепление знаний и умений, изученных в данной теме, их творческого применения в новых условиях.
Для выполнения домашнего задания «Подготовьте конспект по теме «Организация пожарной безопасности в Российской Федерации» учитель должен разъяснить требования к конспекту. Конспект должен содержать исходные данные источника, в нем должны найти отражение основные положения текста. Объем конспекта не должен превышать одну треть исходного текста. Ученики знакомятся с основными правилами конспектирования: 1) внимательно прочитайте текст — параграф; 2) выделите информативные центры прочитанного текста; 3) продумайте главные положения, сформулируйте их и запишите; 4) подтвердите отдельные положения цитатами или примерами из текста. Конспектирование является одним из наиболее эффективных способов сохранения основного содержания прочитанного текста; способствует формированию умений и навыков переработки любой информации.
Таким образом, домашняя работа учащихся по ОБЖ направлена на систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений; формирование умений самостоятельно работать; развитие творческой самостоятельности, ответственности и организованности; формирование самостоятельности мышления
Литература:
- Абрамова В. Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3–2. С.162–165
- Абрамова В. Ю. Киселева Э. М. Подготовка магистров образования в области безопасности жизнедеятельности к воспитательной работе в условиях ФГОС //Мир науки, культуры, образования. 2016. № 2 [57]. С.42–45.
- Попова Р. И., Елизарова И. С. Особенности методической подготовки магистров педагогического вуза к организации внеклассной работы с учащимися по экологической безопасности// Высшее образование сегодня. — М. — 2011. — № 4. — С. 83–86.
- Михайлова Е. В. Домашняя работа учащихся в условиях введения ФГОС// Приоритетные направления развития науки и образования: материалы VII Международной научной конференции — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С.105–107.