В статье рассматривается вопрос о возможности современного кинематографа выступать как способ пропаганды экологических и социальных проблем человечества.
Ключевые слова: кинематограф, фильмы, экологическая безопасность, социальная безопасность, глобальные проблемы человечества.
С течением времени вопросы безопасности жизнедеятельности становятся все более актуальными. Если еще 150–200 лет назад человечество было обеспокоено преимущественно чрезвычайными ситуациями природного характера, то активный технологический прогресс 19–21 веков привел к появлению небывалых ранее опасностей и угроз. Уже в 20 веке человек озадачился изучением опасностей на профессиональном уровне, а также поиском эффективных способов противодействия им, обучения людей безопасному поведению.
Сегодня, в поисках эффективных приемов и методов обучения безопасности жизнедеятельности приоритет отдан практическим занятиям разного вида и информационным технологиям.
Выполняя исследование в рамках обучения по магистерским программам «Экологическая безопасность», «Социальная безопасность в городской среде», мы обратились к изучению проблем экологии и социальной сферы жизнедеятельности. Данная статья посвящена анализу художественных, документальных фильмов, посвященных вопросам загрязнения почвы токсичными отходами, загрязнения водоемов, истощения ресурсов жизнеобеспечения, межнациональных отношений, употребления психотропных веществ и т. д. с целью их возможного фрагментарного применения в образовательном процессе по вопросам экологической и социальной безопасности. В связи с этим, необходимо подчеркнуть, что кинематограф в современном мире выступает одним из основных интересов молодежи и выполняет следующие функции: информационную, организации поведения, коммуникации. М. Маклюэн относит кино к «горячим» средствам масс-медиа, т. е. к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием и заставляют зрителя идентифицироваться с героями фильма, а иногда и с самой кинокамерой. Специфика кинозрелища — в его всестороннем воздействии на глубинные пласты сознания [1]. Ни одно искусство не передает с такой достоверностью — именно вследствие того, что не является движущейся фотографией, копирующей реальность, а являет собой продукт коллективного творчества и потребления, — нашу повседневную жизнь, наши привычки и обычаи, делая их максимально доступными самым широким массам [1].
По мнению А. Бессмертного: «Вторгаясь в повседневность, мерцающий луч проектора заставляет нас осмысливать и переживать нашу жизнь как нечто гораздо более ценное и значительное, чем то, как мы ее воспринимали сами» [1].
О том, что зрительное восприятие информации влияет на сознание человека утверждали в своих исследованиях такие великие ученые, как М. В. Ломоносов, Г. Крайг, В. Д. Глезер, И. И. Цукерман и т. д. Исходя из вышесказанного, не остается сомнения, что «все, что мы видим — влияет на нашу жизнь».
Обзор Интернет — источников [3–10], а также просмотр видеофильмов по заданным параметрам, позволил отобрать 5 кинолент, посвященных различным проблемам экологии и 5 кинолент по проблематике социальной безопасности. Результаты анализа содержания каждого фильма, по заданным параметрам (критериям), приведены в таблице.
Таблица 1
Анализ художественных, документальных фильмов по проблемам экологической исоциальной безопасности:
Проблемы экологического / социального характера |
Причины возникновения |
Предложенные автором (ами) варианты решения проблемы |
Чему учит этот фильм |
||
|
|||||
Не переработанный мусор; гибель животных из-за отходов, выброшенных и загрязняющих окружающую среду. |
Отсутствие перерабатывающих средств; нежелание своевременно решать проблемы; безответственность населения. |
Создание большего количества мусорных контейнеров; создание системы переработки мусорных отходов для дальнейшего использования в производстве. |
Заставляет задуматься о своем здоровье и о дальнейшем благополучии; учит, что нельзя все пускать на «самотек», а также при желании можно решить возникающие проблемы. |
||
|
|||||
Нарушение баланса экосистемы; загрязнение воздуха; снижение роста животной популяции; нарушение пищевой цепочки животных. |
Интенсивная вырубка деревьев с целью использования их в качестве ресурса жизнедеятельности (строительство, способ заработка, целлюлоза и т. д.) |
Создание альтернативных источников добычи целлюлозы (хлопок, водоросли) для создания бумаги; посадка деревьев. |
Учит заботиться о лесах и их обитателях. |
||
|
|||||
Загрязнение водоемов. |
Выброс канцерогенных отходов в грунтовые воды современной корпорацией. |
Борьба с корпорацией с помощью судебных исков. |
Учит смелости и выдержке, идти до конца, бороться за свои права и отстаивать интересы в пользу общества и природы. |
||
|
|||||
Сокращение популяций морских обитателей. |
Быстрое развитие браконьерства, рыболовства; высокая ценность рыбы (Тунец обыкновенный). |
Создание морских заповедников; установка квоты на ловлю рыбы; в некоторых частях морей и океанов запрет на ловлю рыбы. |
Любителям рыбы стоит пересмотреть свои приоритеты, поменять привычки и стараться находить хотя бы аналогии получения полезных витаминов. |
||
|
|||||
Опустошение запасов/ресурсов; исчезновение некоторых видов животных; ухудшение состояния атмосферы. |
Высокие потребности человечества. |
Пересмотр образа жизни, отношения к планете Земля, как к своему «дому». |
Дает осознать всю реальность ситуации окружающего мира; заставляет начать меняться самому человеку для исправления допущенных им ошибок. |
||
|
|||||
Затрагивается проблема несправедливого осуждения и казнь возможно невиновного человека; давление общества. |
Безответственное отношение к делу, стереотипное мышление, ложные доводы; нежелание углубляться в суть дела и разобрать его полностью. |
Попытка донести мысль о необходимости моратория на смертную казнь. |
Учит глубинному и комплексному мышлению; придерживаться своих принципов и не отступать от них под давлением общества. |
||
|
|||||
Затрагиваются такие вопросы как: болезни человечества, безработица, качество / уровень жизни, несправедливость, спектр чувств и эмоций человека. |
Человеческие ошибки; безответственное отношение со стороны государства и общества. |
Бороться, работать над собой и не останавливаться перед достижением целей. |
Дает возможность взглянуть на окружающих с другой стороны, на существующие проблемы и ценности; задуматься над собственной жизнью, поступками и проблемами. |
||
|
|||||
Проблема расизма. |
Экономический кризис и приток эмигрантов из других стран; межнациональные конфликты. |
Демократичность принципов, терпимость; регулирование большого потока эмигрантов. |
Учит терпимости и толерантности по отношению к людям других рас. |
||
|
|||||
Затрагивается проблема наркомании. |
Социальные факторы; психологические проблемы; жизненные обстоятельства. |
Пропаганда здорового образа жизни; демонстрация последствий употребления наркотиков. |
Учит ценить жизнь; не поддаваться на провокации общества; пониманию, что не стоит убивать свое здоровье ради мнимого краткосрочного удовольствия, которое повлечет за собой плачевные последствия и проблемы. |
||
10. Год, когда Земля сошла с ума (2011) |
|||||
Неравномерная эксплуатация природных ресурсов. |
Увеличение добычи природных ресурсов; игнорирование опасностей, которые могут повлечь за собой катаклизмы. |
Демонстрация последствий нерационального использования природных ресурсов. |
Учит более ответственно подходить к сохранению природных ресурсов и природы в целом, соблюдать баланс и равновесие. |
||
Анализ содержания представленных в таблице кинолент по заданным параметрам позволил предположить, что данные фильмы:
— могут использоваться в педагогической деятельности с целью расширения кругозора студентов по проблемам экологической и социальной безопасности по следующим дисциплинам: «Основы природопользования», «Безопасность жизнедеятельности», «Социальная безопасность человека. Чрезвычайные ситуации социального характера», «Глобальные проблемы человечества», «Современные проблемы социальной безопасности общества»;
— могут быть применены студентами с целью выполнения специальных учебных заданий (составления таблицы по причинам возникновения, последствий ЧС; подготовки устного доклада; составления схем возникновения ЧС экологического и социального характера, подготовки научно-популярного доклада, формирования статьи или выступления на научно-практической конференции);
— могут фрагментарно использоваться преподавателями при проведении лекционных и практических занятий с целью демонстрации опасных явлений экологического и социального характера;
— могут быть рекомендованы студентам в качестве самостоятельной работы с целью анализа видео по заданным параметрам (разновидности и содержание данных параметров и критериев могут быть весьма разнообразными).
С целью дополнения вышеуказанного списка рекомендуемых нами фильмов по теме экологической и социальной безопасности, было принято решение о проведении онлайн — опроса среди студентов РГПУ им. А. И. Герцена.
Исходя из ответов респондентов, нами был составлен рейтинг актуальных современных фильмов, которые, по мнению студентов, также могут быть рекомендованы к фрагментарному или полному просмотру с целью анализа конкретных ситуаций экологического и социального характера, но не были учтены в нашем изначальном списке:
- «Зеленая Миля» / «Жизнь Дэвида Гейла»;
- «Апокалипсис сегодня» / «Выхода нет»;
- «Валли» / «Интерстеллар».
Вследствие того, что существует большое количество фильмов, для их использования в учебном процессе требуется четкий отбор самых необходимых и эффективных фрагментов, позволяющих очно или дистанционно отрабатывать навыки анализа конкретных опасных ситуаций, анализа опасностей и угроз, соблюдения безопасного поведения при нарушении экологической и социальной безопасности.
В заключение отметим, что специфика развития и воспитания современного поколения обучающихся требует постоянного поиска новых методов воздействия на сознание с целью дополнительного привлечения внимания к глобальным проблемам человечества. Качественные киноленты позволяют наглядно продемонстрировать причины возникновения, последствия экологических и социальных проблем, при этом оставляя за зрителем возможность самостоятельно делать необходимые выводы.
Литература:
- Бессмертный А. Кино и общество. Электронный ресурс http://psyfactor.org/kinoprop/kino3.htm
- Информационный портал «СтудопедиЯ» http://studopedia.ru/6_112730_vopros--mesto-kino-v-sovremennoy-sisteme-sredstv-massovih-kommunikatsiy-osnovnie-vidi-kinematografa.html
- Официальный информационно — образовательный портал «Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И. С. Никитина» http://eco.vrnlib.ru/dokumentalnye-filmy/
- Информационный портал dokpro http://dokpro.net/populiarnye/2772-chelovek.html
- Информационный портал dokpro http://dokpro.net/disaster/1366-god-kogda-zemlya-soshla-s-uma.html
- Информационный портал dokpro http://dokpro.net/human/2381-bbc-istoriya-rasizma.html
- Информационный портал «Саморазвитие» http://www.selfcreation.ru/films/spisok-luchshix-dokumentalnyx-filmov.html
- Информационный портал «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %96 %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %BD %D1 %8C_ %D0 %94 %D1 %8D %D0 %B2 %D0 %B8 %D0 %B4 %D0 %B0_ %D0 %93 %D0 %B5 %D0 %B9 %D0 %BB %D0 %B0
- Информационный портал docfilms.info http://docfilms.info/ekologiya/
- Информационный портал filmix.me https://filmix.me/dokumentalenye/95724-chudesnyy-les-mets228n-tarina-2012.html