Современный кинематограф как средство демонстрации проблем экологической и социальной безопасности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Надь, И. Ю. Современный кинематограф как средство демонстрации проблем экологической и социальной безопасности / И. Ю. Надь, Бегимай Сатывалдиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40625/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматривается вопрос о возможности современного кинематографа выступать как способ пропаганды экологических и социальных проблем человечества.

Ключевые слова: кинематограф, фильмы, экологическая безопасность, социальная безопасность, глобальные проблемы человечества.

С течением времени вопросы безопасности жизнедеятельности становятся все более актуальными. Если еще 150–200 лет назад человечество было обеспокоено преимущественно чрезвычайными ситуациями природного характера, то активный технологический прогресс 19–21 веков привел к появлению небывалых ранее опасностей и угроз. Уже в 20 веке человек озадачился изучением опасностей на профессиональном уровне, а также поиском эффективных способов противодействия им, обучения людей безопасному поведению.

Сегодня, в поисках эффективных приемов и методов обучения безопасности жизнедеятельности приоритет отдан практическим занятиям разного вида и информационным технологиям.

Выполняя исследование в рамках обучения по магистерским программам «Экологическая безопасность», «Социальная безопасность в городской среде», мы обратились к изучению проблем экологии и социальной сферы жизнедеятельности. Данная статья посвящена анализу художественных, документальных фильмов, посвященных вопросам загрязнения почвы токсичными отходами, загрязнения водоемов, истощения ресурсов жизнеобеспечения, межнациональных отношений, употребления психотропных веществ и т. д. с целью их возможного фрагментарного применения в образовательном процессе по вопросам экологической и социальной безопасности. В связи с этим, необходимо подчеркнуть, что кинематограф в современном мире выступает одним из основных интересов молодежи и выполняет следующие функции: информационную, организации поведения, коммуникации. М. Маклюэн относит кино к «горячим» средствам масс-медиа, т. е. к таким, которые полностью овладевают зрительским восприятием и заставляют зрителя идентифицироваться с героями фильма, а иногда и с самой кинокамерой. Специфика кинозрелища — в его всестороннем воздействии на глубинные пласты сознания [1]. Ни одно искусство не передает с такой достоверностью — именно вследствие того, что не является движущейся фотографией, копирующей реальность, а являет собой продукт коллективного творчества и потребления, — нашу повседневную жизнь, наши привычки и обычаи, делая их максимально доступными самым широким массам [1].

По мнению А. Бессмертного: «Вторгаясь в повседневность, мерцающий луч проектора заставляет нас осмысливать и переживать нашу жизнь как нечто гораздо более ценное и значительное, чем то, как мы ее воспринимали сами» [1].

О том, что зрительное восприятие информации влияет на сознание человека утверждали в своих исследованиях такие великие ученые, как М. В. Ломоносов, Г. Крайг, В. Д. Глезер, И. И. Цукерман и т. д. Исходя из вышесказанного, не остается сомнения, что «все, что мы видим — влияет на нашу жизнь».

Обзор Интернет — источников [3–10], а также просмотр видеофильмов по заданным параметрам, позволил отобрать 5 кинолент, посвященных различным проблемам экологии и 5 кинолент по проблематике социальной безопасности. Результаты анализа содержания каждого фильма, по заданным параметрам (критериям), приведены в таблице.

Таблица 1

Анализ художественных, документальных фильмов по проблемам экологической исоциальной безопасности:

Проблемы экологического /

социального характера

Причины возникновения

Предложенные автором (ами) варианты решения проблемы

Чему учит этот фильм

  1. Мусор / Trashed (2012)

Не переработанный мусор; гибель животных из-за отходов, выброшенных и загрязняющих окружающую среду.

Отсутствие перерабатывающих средств; нежелание своевременно решать проблемы;

безответственность населения.

Создание большего количества мусорных контейнеров;

создание системы переработки мусорных отходов для дальнейшего использования в производстве.

Заставляет задуматься о своем здоровье и о дальнейшем благополучии;

учит, что нельзя все пускать на «самотек», а также при желании можно решить возникающие проблемы.

  1. Чудесный лес (2012)

Нарушение баланса экосистемы; загрязнение воздуха;

снижение роста животной популяции;

нарушение пищевой цепочки животных.

Интенсивная вырубка деревьев с целью использования их в качестве ресурса жизнедеятельности (строительство, способ заработка, целлюлоза и т. д.)

Создание альтернативных источников добычи целлюлозы (хлопок, водоросли) для создания бумаги;

посадка деревьев.

Учит заботиться о лесах и их обитателях.

  1. Эрин Брокович (2000)

Загрязнение водоемов.

Выброс канцерогенных отходов в грунтовые воды современной корпорацией.

Борьба с корпорацией с помощью судебных исков.

Учит смелости и выдержке, идти до конца, бороться за свои права и отстаивать интересы в пользу общества и природы.

  1. На конце удочки / The End of the Line (2009)

Сокращение популяций морских обитателей.

Быстрое развитие браконьерства, рыболовства; высокая ценность рыбы (Тунец обыкновенный).

Создание морских заповедников;

установка квоты на ловлю рыбы;

в некоторых частях морей и океанов запрет на ловлю рыбы.

Любителям рыбы стоит пересмотреть свои приоритеты, поменять привычки и стараться находить хотя бы аналогии получения полезных витаминов.

  1. Дом. История путешествия (2009)

Опустошение запасов/ресурсов;

исчезновение некоторых видов животных;

ухудшение состояния атмосферы.

Высокие потребности человечества.

Пересмотр образа жизни, отношения к планете Земля, как к своему «дому».

Дает осознать всю реальность ситуации окружающего мира;

заставляет начать меняться самому человеку для исправления допущенных им ошибок.

  1. Жизнь Дэвида Гэйла (2002)

Затрагивается проблема несправедливого осуждения и казнь возможно невиновного человека;

давление общества.

Безответственное отношение к делу, стереотипное мышление, ложные доводы; нежелание углубляться в суть дела и разобрать его полностью.

Попытка донести мысль о необходимости моратория на смертную казнь.

Учит глубинному и комплексному мышлению; придерживаться своих принципов и не отступать от них под давлением общества.

  1. Человек (2015)

Затрагиваются такие вопросы как: болезни человечества, безработица, качество / уровень жизни, несправедливость, спектр чувств и эмоций человека.

Человеческие ошибки; безответственное отношение со стороны государства и общества.

Бороться, работать над собой и не останавливаться перед достижением целей.

Дает возможность взглянуть на окружающих с другой стороны, на существующие проблемы и ценности; задуматься над собственной жизнью, поступками и проблемами.

  1. BBC. История расизма.

Проблема расизма.

Экономический кризис и приток эмигрантов из других стран; межнациональные конфликты.

Демократичность принципов, терпимость; регулирование большого потока эмигрантов.

Учит терпимости и толерантности по отношению к людям других рас.

  1. Двадцатка самых опасных наркотиков

Затрагивается проблема наркомании.

Социальные факторы; психологические проблемы; жизненные обстоятельства.

Пропаганда здорового образа жизни; демонстрация последствий употребления наркотиков.

Учит ценить жизнь; не поддаваться на провокации общества; пониманию, что не стоит убивать свое здоровье ради мнимого краткосрочного удовольствия, которое повлечет за собой плачевные последствия и проблемы.

10. Год, когда Земля сошла с ума (2011)

Неравномерная эксплуатация природных ресурсов.

Увеличение добычи природных ресурсов; игнорирование опасностей, которые могут повлечь за собой катаклизмы.

Демонстрация последствий

нерационального использования природных ресурсов.

Учит более ответственно подходить к сохранению природных ресурсов и природы в целом, соблюдать баланс и равновесие.

Анализ содержания представленных в таблице кинолент по заданным параметрам позволил предположить, что данные фильмы:

— могут использоваться в педагогической деятельности с целью расширения кругозора студентов по проблемам экологической и социальной безопасности по следующим дисциплинам: «Основы природопользования», «Безопасность жизнедеятельности», «Социальная безопасность человека. Чрезвычайные ситуации социального характера», «Глобальные проблемы человечества», «Современные проблемы социальной безопасности общества»;

— могут быть применены студентами с целью выполнения специальных учебных заданий (составления таблицы по причинам возникновения, последствий ЧС; подготовки устного доклада; составления схем возникновения ЧС экологического и социального характера, подготовки научно-популярного доклада, формирования статьи или выступления на научно-практической конференции);

— могут фрагментарно использоваться преподавателями при проведении лекционных и практических занятий с целью демонстрации опасных явлений экологического и социального характера;

— могут быть рекомендованы студентам в качестве самостоятельной работы с целью анализа видео по заданным параметрам (разновидности и содержание данных параметров и критериев могут быть весьма разнообразными).

С целью дополнения вышеуказанного списка рекомендуемых нами фильмов по теме экологической и социальной безопасности, было принято решение о проведении онлайн — опроса среди студентов РГПУ им. А. И. Герцена.

Исходя из ответов респондентов, нами был составлен рейтинг актуальных современных фильмов, которые, по мнению студентов, также могут быть рекомендованы к фрагментарному или полному просмотру с целью анализа конкретных ситуаций экологического и социального характера, но не были учтены в нашем изначальном списке:

  1. «Зеленая Миля» / «Жизнь Дэвида Гейла»;
  2. «Апокалипсис сегодня» / «Выхода нет»;
  3. «Валли» / «Интерстеллар».

Вследствие того, что существует большое количество фильмов, для их использования в учебном процессе требуется четкий отбор самых необходимых и эффективных фрагментов, позволяющих очно или дистанционно отрабатывать навыки анализа конкретных опасных ситуаций, анализа опасностей и угроз, соблюдения безопасного поведения при нарушении экологической и социальной безопасности.

В заключение отметим, что специфика развития и воспитания современного поколения обучающихся требует постоянного поиска новых методов воздействия на сознание с целью дополнительного привлечения внимания к глобальным проблемам человечества. Качественные киноленты позволяют наглядно продемонстрировать причины возникновения, последствия экологических и социальных проблем, при этом оставляя за зрителем возможность самостоятельно делать необходимые выводы.

Литература:

  1. Бессмертный А. Кино и общество. Электронный ресурс http://psyfactor.org/kinoprop/kino3.htm
  2. Информационный портал «СтудопедиЯ» http://studopedia.ru/6_112730_vopros--mesto-kino-v-sovremennoy-sisteme-sredstv-massovih-kommunikatsiy-osnovnie-vidi-kinematografa.html
  3. Официальный информационно — образовательный портал «Воронежская областная универсальная научная библиотека им. И. С. Никитина» http://eco.vrnlib.ru/dokumentalnye-filmy/
  4. Информационный портал dokpro http://dokpro.net/populiarnye/2772-chelovek.html
  5. Информационный портал dokpro http://dokpro.net/disaster/1366-god-kogda-zemlya-soshla-s-uma.html
  6. Информационный портал dokpro http://dokpro.net/human/2381-bbc-istoriya-rasizma.html
  7. Информационный портал «Саморазвитие» http://www.selfcreation.ru/films/spisok-luchshix-dokumentalnyx-filmov.html
  8. Информационный портал «Википедия» https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %96 %D0 %B8 %D0 %B7 %D0 %BD %D1 %8C_ %D0 %94 %D1 %8D %D0 %B2 %D0 %B8 %D0 %B4 %D0 %B0_ %D0 %93 %D0 %B5 %D0 %B9 %D0 %BB %D0 %B0
  9. Информационный портал docfilms.info http://docfilms.info/ekologiya/
  10. Информационный портал filmix.me https://filmix.me/dokumentalenye/95724-chudesnyy-les-mets228n-tarina-2012.html
Основные термины (генерируются автоматически): социальная безопасность, социальный характер, проблема, причина возникновения, фильм, BBC, безопасное поведение, безответственное отношение, глобальная проблема человечества, давление общества.


Похожие статьи

Проблема манипуляции массовым сознанием как фактор дестабилизации информационной безопасности современного российского общества

В статье анализируется сущность, признаки, формы проявления, последствия и способы противостояния манипуляции массовым сознанием в контексте необходимости обеспечения информационной безопасности современного российского общества.

Феномен информационного терроризма: аксиологические аспекты

В статье исследуется феномен информационного терроризма на современном этапе. Наибольшее внимание сфокусировано как основных составляющих информационного терроризма. Освещены сущность данного явления, также охарактеризована степень предотвращения инф...

Некоторые актуальные вопросы охраны интеллектуальной собственности

Статья рассматривает ключевые проблемы охраны интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики и глобализации. Особое внимание уделяется вопросам киберпиратства, фальсификации продукции и необходимости международного сотрудничества для эф...

Киберпанк как феномен трансгуманизма. Философия машины

В статье рассмотрены социальные и философские вопросы трансгуманизма. Данная статья является широким изложением мыслей по теме, волнующей разум людей уже давно.

Воспитание экологического сознания и экологической культуры у молодежи

В статье раскрывается место экологического сознания и экологической культуры в экологическом воспитании молодёжи, рассматриваются методы их формирования. Анализируется деятельность Экологического движения Узбекистана в решении экологических проблем в...

Технический прогресс и его влияние на экологию планеты

В статье исследованы основные аспекты влияния технического прогресса на экологическую составляющую. Показано значение технического прогресса как инструмента экологизации производства. Обоснована противоречивость влияния технического прогресса на сост...

Перспективы экоактивизма в предотвращении загрязнения рек: влияние гражданской активности

В данной статье рассматривается роль экоактивизма как инструмента для повышения осведомленности о проблемах окружающей среды и минимизации негативного воздействия. Автор подчеркивает необходимость коллективных действий и индивидуальной ответственност...

Исторические и современные аспекты роли животных в истории и безопасности человека

В статье рассматривается исторические и современные аспекты роли животных в формировании безопасной среды человека.

Кино как средство конструирования этнической идентичности

В данной работе рассмотрены основные аспекты трансляции этнической идентичности через призму национального кинематографа и оценены возможности ее анализа с его помощью.

Векторы защиты информации в современном обществе

В статье авторы анализируют направления защиты информации в пространстве современного технологического общества.

Похожие статьи

Проблема манипуляции массовым сознанием как фактор дестабилизации информационной безопасности современного российского общества

В статье анализируется сущность, признаки, формы проявления, последствия и способы противостояния манипуляции массовым сознанием в контексте необходимости обеспечения информационной безопасности современного российского общества.

Феномен информационного терроризма: аксиологические аспекты

В статье исследуется феномен информационного терроризма на современном этапе. Наибольшее внимание сфокусировано как основных составляющих информационного терроризма. Освещены сущность данного явления, также охарактеризована степень предотвращения инф...

Некоторые актуальные вопросы охраны интеллектуальной собственности

Статья рассматривает ключевые проблемы охраны интеллектуальной собственности в условиях цифровой экономики и глобализации. Особое внимание уделяется вопросам киберпиратства, фальсификации продукции и необходимости международного сотрудничества для эф...

Киберпанк как феномен трансгуманизма. Философия машины

В статье рассмотрены социальные и философские вопросы трансгуманизма. Данная статья является широким изложением мыслей по теме, волнующей разум людей уже давно.

Воспитание экологического сознания и экологической культуры у молодежи

В статье раскрывается место экологического сознания и экологической культуры в экологическом воспитании молодёжи, рассматриваются методы их формирования. Анализируется деятельность Экологического движения Узбекистана в решении экологических проблем в...

Технический прогресс и его влияние на экологию планеты

В статье исследованы основные аспекты влияния технического прогресса на экологическую составляющую. Показано значение технического прогресса как инструмента экологизации производства. Обоснована противоречивость влияния технического прогресса на сост...

Перспективы экоактивизма в предотвращении загрязнения рек: влияние гражданской активности

В данной статье рассматривается роль экоактивизма как инструмента для повышения осведомленности о проблемах окружающей среды и минимизации негативного воздействия. Автор подчеркивает необходимость коллективных действий и индивидуальной ответственност...

Исторические и современные аспекты роли животных в истории и безопасности человека

В статье рассматривается исторические и современные аспекты роли животных в формировании безопасной среды человека.

Кино как средство конструирования этнической идентичности

В данной работе рассмотрены основные аспекты трансляции этнической идентичности через призму национального кинематографа и оценены возможности ее анализа с его помощью.

Векторы защиты информации в современном обществе

В статье авторы анализируют направления защиты информации в пространстве современного технологического общества.

Задать вопрос