Данная статья посвящена роли студенческой группы в процессе обеспечения безопасной жизнедеятельности студентов в высших учебных заведениях. Рассмотрена роль духовного производства в процессе обучения студентов и его влияние на обеспечение культуры безопасности студентов. Представлен пример структуры учебной группы и раскрыта роль каждого звена. Разобран пример данной структуры на примере группы, в которой обучаются авторы работы.
Ключевые слова: безопасность, студент, студенческая группа, студентология, сфера духовного производства, интеллектуальный капитал, совет самоуправления.
Современный период характерен постоянным возрастанием традиционных угроз безопасной жизнедеятельности человечества, в том числе и студенчества.
Более того, появись новые, не характерные прошлому, угрозы, которые могут существенно отразиться на жизнедеятельности современного и будущего поколений людей (например, кибертерроризм).
В этих условиях остро встает вопрос своевременного распознавания этих угроз и их предотвращение.
Особое место в этой работе, на наш взгляд, занимает работа среди студенчества, ибо сегодняшнее молодое поколение – это наше будущее (как человечества в целом, так и населения Российской Федерации в частности).
От того, как оно будет обучено, как будет подготовлено противостоять угрозам сегодняшнего и будущего дней, во многом зависит обеспечение безопасных условий жизни.
И в решении этих задач значимое место занимает студенческая группа, как первичная ячейка студенческого общества и ее роли в духовном производстве.
Духовное производство – это особый вид производства, создающий особую продукцию, не во внешней среде, как работает материальное производство, а в психической сфере. Её результат – духовная продукция – знания, умения, навыки и компетенции, которые не отторгаются от производителя (как при материальном производстве), а постоянно находится у производителя.
Другими словами, духовное производство – это умственная работа, работа головного мозга, которая позволяет успешно противостоять угрозам безопасности жизнедеятельности.
Студентам часто говорят, что их будущее зависит от них самих, от результатов их учёбы. Но они не осознают, особенно на первых курсах, что учеба – это то духовное производство, которое происходит в их сознании. И самое главное: студенты зачастую не понимают, что капитал, который они создают, обладает своей стоимостью. Он может быть ниже или выше, не может быть отчужден, как это бывает в производстве материальном: «получили продукт, он превратился в товар – его продали». Этот капитал будет у них на протяжении всей его жизни.
Экономическая функция духовного производства в его продукции, которая создается учебным трудом и обладает стоимостью, как любая произведенная продукция. Однако здесь существует особенность в использовании духовной продукции¸ по сравнению с продукцией материального производства. Духовная продукция, созданная человеком, находится в его психической сфере, ее отторгнуть невозможно, с нее можно снять копию в виде информации и передать в письменной форме или устной речью, отражая во внешнюю среду. Материальная продукция, созданная как вещь, как правило отторгается от производителя и становиться собственностью других людей.
Духовная продукция, создаваемая в сфере образования, формирует личность молодого человека. Но, чтобы такую продукцию создать, требуются огромные силы и средства. Умственная работа студента и является его духовным производством. Осознавая и овладевая собственным духовным производством, студент проникает в собственный духовный мир и творит его. Взаимодействие духовного производства и духовного мира формирует его личность и обеспечивают достижение поставленных целей. А таких целей в учебной работе студента большое количество, они требуют адекватной работы духовного производства и его внутренних умственных орудий труда. [2, с. 7]
Такими орудиями труда являются: органы чувств, внимание, восприятие, представление, память, мышление, воображение, воля, эмоции, язык, речь, интеллект и сознание, которое все объединяет, дает установки на деятельность и управляет процессом духовного производства.
У студентов и студенческих групп огромный потенциал по повышению качества духовного производства, но, на наш взгляд, этот потенциал в настоящее время используется не в полной мере. Например, внутри многих, а может быть и большинства студенческих групп отсутствуют самостоятельные единицы, индивидуально действующие на общую организацию производства.
Нам думается, что внутри групп целесообразно создать правильное управление: совет учебной группы, во главе которого будет не староста (так как задачи старосты сводятся к отмечанию студентов на занятиях и передачи информации деканату или наоборот студентам), а менеджер. А это уже экономическое понятие. И, как в фирме, задача менеджера – думать, что сделать, чтобы работа коллектива шла эффективнее.
Далее можно ввести заместителя по воспитанию, который своевременно может акцентировать внимание обучающихся на их поведении, сделать какие-либо замечания в их адрес, если поведение одного человека мешает получению необходимых знаний всей группы.
Не помешало бы делу и должность конфликтолога, в обязанности которого входило бы разрешение предконфликтных и конфликтных ситуаций.
Профорг, который будет отвечать за досуг и развлекательные мероприятия в свободное от учебы время, чтобы студенты не уставали от бесконечных домашних заданий.
Всем этим лицам необходимо обладать пониманием духовного производства студенческой группы. Для этого, мы считаем, важно ввести специальные курсы или школы, в которых студенческий актив получит знания, навыки и умения организовывать производительную деятельность группы обучающихся в целом.
Студенческий актив должен использовать рекомендации и нового научного направления, получившего название – студентология (наука, знания о студенте).
Рекомендации, разработанные студентологией, направлены на усвоение студентами нового образа жизни и трудовой деятельности в стенах университета. Такая ориентировка и освоение рекомендаций приближает студентов к той учебно-трудовой деятельности, которую разрабатывают в плане научной организации труда человека. А научная организация труда студентов раскрывает все поле учебной деятельности в такой сложной системе как духовное производство. И потому требует от студента глубоких знаний о самом себе, о своих внутренних умственных орудиях труда и их возможностях.
Важнейшее место в этой работе отводится студенческому самоуправлению в учебной группе. Оно даёт возможность глубоко осознать роль учебной группы, необходимость коллективизма студентов и взаимодействия студентов в познании наук. Студенческое самоуправление позволяет создать эффективно действующую учебно-трудовую студенческую организацию, действующую в университете.
В нашей, как любой другой студенческой группе, существуют отдельные микрогруппы студентов, разбитые по общим интересам и увлечениям. Это нормальное явления для любого коллектива. Однако существуют ситуации, когда какой-то студент в силу своей занятости, недопонимания, личных проблем в семье, или просто лени не может понять определенный предмет. Из-за этого у него начинает накапливаться «ком» незнания, вследствие чего, он, или она, перестает посещать занятия, пропускает текущие аттестации, контрольные точки и его просто могут отчислить. Именно поэтому каждому студенту необходимо помнить, что он учится в коллективе студентов и это коллектив должен помогать своим товарищам по учебе подтягивать хвосты по какой-либо дисциплине. Ведь невозможно знать абсолютно все! И студент, которому помогали, может подсказать своему другу в другой дисциплине.
Так же для того, чтобы учебный материал хорошо усваивался студентами, нужно, чтобы по каждому предмету были избраны студенты, которые наиболее подготовлены по то или иной дисциплине. То есть должен студент – ассистент по каждому учебному предмету, который будет способен создать деловую игру, или занятие, консультацию по сложным вопросам данной дисциплины.
Деловая игра в учебной группе – самая активная форма, которая дает возможность все знания, которые идут с разных кафедр, были интегрированы студентом. На протяжении этих деловых игр будет формироваться мышление, речь.
Главной задачей в работе совета самоуправления учебной группой считается изучение особенностей личности студентов; их трудовую психологию, нравственную основу, мировоззрение, потребности, черты характера, способности, стремление к общению, дружбе, взаимопомощи, коллективизму и наличие у них чувства патриотизма. Решение подобной задачи требует времени, такта общения и умения быть наблюдательными. В ходе решения этих задач руководители самоуправления учебной группы оценивают возможности объединения студентов их в единое целое, в трудовую организацию в сфере духовного производства. В этой связи важно, чтобы в школах самоуправления были разработаны рекомендации совету учебной группы.
А для того чтобы корректировать работу совета самоуправления, необходимо создать на факультете школу или центр по подготовке менеджеров-старост и советов самоуправления учебных групп.
Таким образом, совет самоуправления является необходимым в информационном обществе. Задача этого совета – превратить каждого студента в специалиста высшей квалификации, обладающего высоким интеллектом – огромной ценностью, которую можно и нужно приравнивать к материальным ценностям.
Литература:
- Плещиц С.Г., Щербаков Н.И. Введение в университетскую студентологию. Методическое пособие для студентов. СПб., 2014 – 60.;
- Щербаков Н.И., Плещиц С.Г., Дергаль П.П. Трудовые основы духовного производства и информационной цивилизации. СПб., 2016 – 32с.