В статье рассмотрены возможности использования педагогических технологий в культурно-просветительской деятельности. Определены основные понятия и подходы.
Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, безопасность жизнедеятельности, технология обучения, педагогическая технология.
В условиях нестабильности современного общества актуальность вопросов безопасности, личности и государства не вызывает сомнения, при этом подготовка не только специалистов безопасности жизнедеятельности, но и подготовка населения к безопасности повседневной жизни становится все более востребованной. Процессы формирования и совершенствования работы государственных структур, обеспечения глобальной безопасности затрагивают и образование в области безопасности жизнедеятельности. Совершенствование профессионального уровневого образования в области безопасности жизнедеятельности обусловлено внедрением новых ФГОС ВО. Важное место в этом процессе занимает подготовка бакалавров в области образования безопасности жизнедеятельности. Главной задачей будущих педагогов становится формирование готовности к обеспечению личной безопасности обучаемых, в том числе и разных слоев населения. Такая готовность может быть успешно обеспечена в процессе культурно-просветительской деятельности педагогов.
Отличительной особенностью ФГОС последнего поколения является постановка задач формирования профессиональной компетентности педагога в области культурно-просветительской деятельности.
Под культурно-просветительской деятельностью авторы (С.А. Пиналов, В.Е. Триодин, Ю.Д. Красильников) понимают педагогически организованную свободную деятельность, направленную на просвещение, воспитание всесторонне гармонически развитой личности, в процессе которой происходит развитие творческих способностей, удовлетворение культурных потребностей и подъем культурного уровня личности.
Культурно-просветительская деятельность – это достижение некоторой гармонии, дающей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, личностный, психологический комфорт.
Формирование умений культурно-просветительской деятельности в соответствии с задачами ФГОС осуществляется в период обучения будущих педагогов в вузе. Студенты знакомятся с содержанием культурно-просветительской деятельности в области БЖ, рассматривают наиболее актуальные социальные и естественно-научные темы, определяют наиболее эффективные методы и технологии культурно-просветительской деятельности.
В педагогической литературе существуют четыре основных подхода к понятию «педагогическая технология», а именно:
- технология определяется как дидактическая концепция, часть педагогической науки (Б.Т. Лихачев, П.И. Пидкасистый, М.А.Чошанов и др.);
- как педагогическая система (В.П. Беспалько, В.В. Гузеев и др.);
- как педагогический процесс (В.С. Безрукова, М.М. Левина, В.Д. Симоненко и др.);
- как процедура (алгоритм) деятельности учителя и учащихся (В.М. Монахов, В.В. Сериков, В.А. Сластенин и др.).
Авторы (В.В. Сериков, В.А. Сластенин) рассматривают технологии обучения как педагогическую деятельность, реализующую научно обоснованный проект дидактического процесса и обладающую значительно более высокой степенью эффективности, надежности и гарантированности результата, чем традиционные способы обучения. Педагогическая технология представляет собой четкий алгоритм, совокупность действий, направленных на достижение прогнозируемых результатов.
В практике подготовки бакалавров педагогического образования применяются современные эффективные технологии и методики, реализующие методологию личностно-деятельностного подхода в обучении [1]. Используемые педагогические технологии соответствуют основным принципам обучения, таким как принцип научности, воспитывающего обучения, соответствия возрастным и индивидуальным особенностям и др.
Перспективным представляется обучение будущих педагогов использованию современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в культурно-просветительской работе с учащимися и родителями. Персональный сайт учителя позволяет «оперативно обновлять содержание обучения и проектировать обучающую среду в соответствии с появлением новых знаний в области безопасности жизнедеятельности» [2], что повышает актуальность проблем и активизирует интерес к безопасности жизнедеятельности, что делает возможным обновление информации. В учебном процессе широкое распространение получил метод проектов, способствующий активизации познавательной деятельности, формированию личностных качеств учащихся, развитию умений работать в коллективе и группе. В контексте рассмотрения метода проекта как педагогической технологии, можно отметить, что она предполагает собой использование поисковых, исследовательских и иных проблемных методов, которые в большинстве случаев являются творческими [6].
Игровая деятельность имеет широкое распространение в современной системе образования. Студенты часто используют форму сюжетно-ролевой игры на практиках, с целью сделать деятельность школьников более увлекательной, разнообразной, личностно и общественно значимой.
Еще одной важной формой является экскурсионная деятельность, которая может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности. Студенты факультета безопасности жизнедеятельности, разрабатывая и проводя экскурсии на педагогической практике, под руководством педагогов, пришли к выводу, что экскурсии делают процесс обучения более интересным, качественным и результативным.
К особому виду внеурочных занятий можно отнести кружковую работу, которая способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей в определённой области науки, искусства, спорте. В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интересными людьми и др. [3].
Условием успешности решения культурно-просветительских задач является и систематическая работа с родителями. Единые дни для родительских собраний, где обязательно проводятся встречи со специалистами в области образования и развития детей, лекции по актуальным темам воспитания и организации познавательной деятельности школьников. Во многих школах также проводятся лектории для родителей по следующей тематике: укрепление здоровья школьников, условие успешного обучения школьников, способы решения конфликтных ситуаций и др. [5].
Технологии культурно-просветительской деятельности уникальны и разнообразны. Кроме того, в настоящее время наблюдается тенденция увеличения их количества и всестороннего улучшения их моделей. Данные технологии особенно востребованы в системе высшего образования, так как их применение благотворно сказывается на учебно-воспитательном процессе студентов. Работы, которые представляют студенты, достаточно интересны. С результатами разработок педагогических технологий студенты часто участвуют в различных конкурсах и проектах, получая грамоты и дипломы.
Литература:
- Верещагина Н.О., Вилейто Т.В., Киселева Э.М. Совершенствование методической подготовкибакалавров и магистров в образовательной области безопасность жизнедеятельности в условиях модернизации образовательных стандартов // В сборнике: Перспективы развития науки Международная научно-практическая конференция. Ответственный редактор: А. Сукиасян. 2014. С. 252-259.
- Вилейто Т.В., Некрасова А.В. Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы в процессе обучения ОБЖ // Педагогика высшей школы. – 2016 - №3.1 (6.1). – с.48-52.
- Киселева Э.М. Внеурочная деятельность как условно новая форма образовательного процесса // В сборнике: Педагогика, психология и образование: от теории к практике сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. 2016. С. 48-54.
- Киселева Э. М. Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 277-280.
- Рзаева Г. И. Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе // Педагогика высшей школы. — 2015. — №3.1. — С. 124-125.
- Фатеева И. А., Канатникова Т. Н. Метод проектов как приоритетная инновационная технология в образовании // Молодой ученый. — 2013. — №1. — С. 376-378.
- Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" № 93 от 25.06.2012 г.