В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрированы формирование основных профессиональных компетенций при подготовке магистров факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена по направлению «050100 Педагогическое образование – магистерская программа «Экологическая безопасность» через освоение дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения».
Ключевые слова: компетентность, компетенции, профессиональная компетентность, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, комплексная безопасность.
В общепедагогическом плане понятие компетентности связано, по мнению С.А. Писаревой, с выполнением сложных практических задач. Выполнение данных задач требует не только наличия определенных знаний и умений, но также определенных стратегий и процедур, необходимых для применения этих знаний и умений. Таким образом, понятие компетентности включает не только когнитивную составляющую, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др. [1, С. 160-161].
Понятие «компетентность» сопряжено с понятием «компетенция», под которой понимают круг вопросов, в котором специалист должен быть компетентным, сферу деятельности, в которой он реализует свою профессиональную компетентность.
По мнению О.В. Акуловой, компетентность есть обладание компетенцией: обладание знаниями, позволяющими судить о чем-либо [1].
Компетенция – способность осуществлять какую-либо деятельность, как привычную, так и новую, на основе органического единства знаний, умений, опыта и отношений, а также это способность применять знания, умения отношения и опыт в знакомых и незнакомых трудовых ситуациях [Глоссарий Юнеско, 2004 г.].
Особое внимание в педагогике уделяется профессиональной компетентности и профессиональным компетенциям преподавателя. В результате наблюдения за деятельностью наиболее эффективно работающих педагогов и моделирования потребностей будущего был выявлен ряд компетенций, основанных на «трех китах» деятельности и личности педагога: «знать, делать, быть» [4, с. 157]. С тех пор влияние личностных качеств преподавателя на его профессиональную компетентность отмечается практически всеми исследователями [2, 3, 5].
Продемонстрируем формирование основных профессиональных компетенций при подготовке магистров факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А.И. Герцена по направлению "050100 Педагогическое образование - магистерская программа Экологическая безопасность " через освоение дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения».
Дисциплина направлена на повышение уровня профессионально-педагогической компетентности студентов магистратуры, сформированности у них комплекса умений и навыков, необходимых для реализации научной и преподавательской деятельности в предметной области знаний – комплексная безопасность в учреждениях образования, где вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета в вопросах защиты жизни и здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях [7].
Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Данный учебный курс знакомит магистрантов с целями, содержанием и структурой мероприятий по обеспечению комплексной безопасности в образовательном учреждении, такими как:
-Обеспечение антитеррористической защищенности образовательного учреждения;
- Обеспечение охраны здания школы и территории, прилегающей к зданию школы;
- Обеспечение пожарной безопасности и электробезопасности в школе;
- Организация в школе мероприятий по гражданской обороне;
- Профилактика правонарушений в школе;
- Оказание первой медицинской помощи.
Проанализировав федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования в подготовке магистра [9] была составлена матрица формируемых компетенций в результате освоения дисциплины, которая отражена в таблице 1 – Матрица компетенций.
Таблица 1
Матрица компетенций
Формируемые компетенции |
|||||||||||
ОК |
ОПК |
ПК |
|||||||||
1 |
7 |
9 |
12 |
1 |
3 |
1 |
11 |
15 |
17 |
18 |
19 |
Магистрант после освоения содержания дисциплины обладает следующими компетенциями:
а) общекультурными (ОК):
- Компетенции сохранения здоровья (знание и соблюдение норм здорового образа жизни; физическая культура) – ОК-1;
- Готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
- Культура безопасности и риск-ориентированное мышление, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности – ОК-7;
- Способность принимать решения в пределах своих полномочий – ОК-9;
- Способность к абстрактному и критическому мышлению, исследованию окружающей среды для выявления ее возможностей и ресурсов, способность к принятию нестандартных решений и разрешению проблемных ситуаций – ОК-12.
б) профессиональными (ПК):
общепрофессиональными (ОПК):
- готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);
- готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);
- в области педагогической деятельности:
- Способность ориентироваться в перспективах развития техники и технологии защиты человека и природной среды от опасностей техногенного и природного характера – ПК-1;
- Способность проводить измерения уровней опасностей в среде обитания, обрабатывать полученные результаты, составлять прогнозы возможного развития ситуации – ПК-15;
- Способность определять опасные, чрезвычайно опасные зоны, зоны приемлемого риска – ПК-17;
- Способность контролировать состояние используемых средств защиты, принимать решения по замене (регенерации) средства защиты – ПК-18.
- в области культурно-просветительской деятельности:
- Способность пропагандировать цели и задачи обеспечения безопасности человека и природной среды в техносфере – ПК-11;
- Способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций – ПК-19.
Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты были готовы решать следующие профессиональные задачи:
- использовать оптимальные методы предупреждения опасных ситуаций в образовательном учреждении – ПК-15, ПК-17;
- применять оптимальные методы преодоления опасных ситуаций в образовательном учреждении – ПК-11.
- организовывать и обеспечивать комплексную безопасность образовательного учреждения, организовывать антитеррористическую защищенность, физическую охрану и инженерно-техническую оснащенность образовательного учреждения – ПК-18;
- формировать у несовершеннолетних лиц законопослушное правовое поведение – ПК-19.
В ходе, текущей аттестации оценивается качество освоения формируемых компетенций, прежде всего, через освоение содержания конкретных разделов данной дисциплины, путем выполнения разработок уроков и их фрагментов, отработке методики уроков и внеклассных занятий в обучении основам безопасности окружающей среды. Большое внимание также уделяется отработке умений тематического и поурочного планирования; разработке тематики и методики проведения тренировок, учений и походов в природу. Проводятся деловые и ролевые игры, направленные на отработку и выявление усвоения умений устанавливать взаимодействия с учащимися, коллегами и другими субъектами образовательного процесса; умений создавать и использовать в педагогических и профилактических целях образовательную среду с целью создания безопасных условий реализации учебно-воспитательного процесса. Используются тестовые задания и ситуационные задачи, направленные на проверку овладения организационными и коммуникативными умениями, умениями видеть и понимать ученика в учебно-воспитательном процессе, направленном на формирование личности безопасного типа поведения. Проводятся консультации и собеседования с целью выявления сформированности у магистрантов умений проектировать и осуществлять мероприятия по безопасности в образовательном учреждении [6].
Так на практических занятиях магистрантам предлагается решать расчетные задачи, обеспечивающие успешное выполнение эвакуационных мероприятий, например:
При приспособлении подвального помещения под укрытие вместимостью на 20 человек потребуется следующий расход материала : леса - 0,9 м3 ; гвоздей - 0,25 кг ; кирпича - 600 штук ; грунта - 10 12 м 3. Трудоемкость работ составит 70 + 90 чел.час, при этом коэффициент защиты будет равен 80 - 100.Сделайте расчёт материалов, необходимых для создания для укрытия на 100 человек, на 1000 человек.
При изучении дисциплины магистрантам предлагается решать ситуационные задачи, например:
- Вы являетесь заместителем директора по безопасности ОУ и являетесь по совместительству педагогом-организатором ОБЖ. В соответствии с программой курса ОБЖ предложите план мероприятий со школьниками по обеспечению антитеррористической безопасности в общеобразовательном учреждении. Обоснуйте предложенный вариант планирования.
- В соответствии со своими функциональными обязанностями заместителя директора по безопасности, составьте схему эвакуации персонала и обучающихся из здания школы в случае пожара (взять за основу один из типовых вариантов школьного здания). Схему составленную обоснуйте.
- Вам как педагогу-организатору ОБЖ поручили организовать предметную неделю по ОБЖ в школе, акцент просили сделать на межпредметные связи. Предложите алгоритм взаимодействия педагога-организатора ОБЖ с учителями-предметниками школы по организации и проведению интегрированных уроков и внеклассных мероприятий по тематике ОБЖ.
- Будучи педагогом-организатором ОБЖ в школе, в рамках года экологии в РФ предложите тематику мероприятий по экологической безопасности, которые можно провести в школе на предметной неделе по ОБЖ.
- Вы – заместитель директора образовательного учреждения по безопасности. Обучение педагогов школы по вопросам безопасности ОУ входит в Ваши обязанности. Составьте тезис-план обучающего занятия с учителями-предметниками на тему «Обеспечение антитеррористической безопасности».
Изучение курса предусматривает выполнение магистрантами определенных видов учебной работы и большого объема самостоятельной работы по данной учебной дисциплине: прослушивание лекций, активное участие в практических и семинарских занятиях, подготовка и защита реферата, а также выполнение заданий в соответствии с технологической картой курса, которая представлена в таблице 2.
Таблица 2
Технологической карта курса.
№ |
Виды текущей аттестации аудиторной и внеаудиторной работы |
Минимальное для аттестации количество баллов |
Максимальное количество баллов |
Обязательные виды самостоятельной работы: |
|||
1 |
Выполнение практических работ. |
10 |
20 |
2 |
Составление словаря терминов по курсу |
10 |
15 |
3 |
Составление библиографического списка литературы по курсу |
5 |
10 |
4 |
Реферат |
15 |
20 |
5 |
Методическая разработка |
10 |
20 |
ИТОГО: |
50 |
85 |
|
Дополнительные виды самостоятельной работы: |
|||
6 |
Статья и выступление перед коллегами магистрантами по теме курса |
10 |
15 |
ИТОГО (всего): |
60 |
100 |
|
Выполнение заданий оценивается в баллно-рейтинговой системе. Для допуска к итоговой аттестации магистрант должен набрать не менее 60 баллов.
Для итоговой проверки сформированных компетенций используются следующие контролирующие средства: вопросы, нацеленные на выявление теоретических знаний магистрантов, задания в тестовой форме, способствующие выявлению умений у магистрантов применять полученные знания; вопросы проблемного характера, творческие задания, ситуационные задачи.
Для выявления образовательных достижений магистрантов в овладении содержанием дисциплины введена накопительная оценка и используется портфолио, учитывающее различные достижения студентов по выполнению проектов, написанию рефератов, творческих работ, выступлениям и докладам на заседаниях студенческого научного общества и студенческих научных конференциях.
Требования к профессионально-личностным компетенциям, которые должны быть сформированы у современных специалистов в различных областях, особенно в связи с вступлением в Болонский процесс, широко анализируются в настоящее время на различных уровнях. Описание содержания квалификаций по уровням требует компетентностного подхода [2, 4, 8].
Литература:
- Акулова, О.В., Писарева С.А, Пискунова Е.В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. – СП.: КАРО, 2008. – 96 с.
- Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие / В.И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
- Гафнер, В.В. Мониторинг становления профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности / Дис. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005.
- Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.-214 с.
- Иванов, Д.А.., Митрофанов, К.Г., Соколова, О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003.
-
Методические рекомендации по организации и проведению практики магистров по программам образование в области безопасности жизнедеятельности. Экологическая безопасность. / Киселева Э.М., Попова Р.И., Силакова О.В./
Учебно-методическое пособие для магистров высших учебных заведений, обучающихся по направлению 050100-Естественнонаучное образование / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург, 2011. - Силакова, О.В. Комплексная безопасность образовательного учреждения как важнейшее условие обеспечения безопасных условий учебно-воспитательного процесса. / Молодо ученый. 2014. № 18-1. С.. 84-88.
- Смирнов, С. Болонский процесс: перспективы развития в России. В журн. «Высшее образование в России.» – М., 2004, ‒ № 1, С. 43 – 51.
- www.russmag.ru (Стандарт образования по направлению 280100 «Безопасность жизнедеятельности». Компетенции бакалавра и магистра в области БЖ).