В статье рассматриваются возможности организации экскурсий в учебно-воспитательном процессе по «Основам безопасности жизнедеятельности» на примере проведения экологической тропы; представлены результаты констатирующего эксперимента; методические аспекты организации экологической тропы.
Ключевые слова: курс «Основы безопасности жизнедеятельности», внеклассная деятельность, экологическая экскурсия, экологическая тропа.
На современном этапе развития общества в условиях усложнения социальных, экономических, экологических факторов неизбежным является изменение отношения человека к природе, природопользованию как стратегическому ресурсу развития. В связи с этим, вопросы экологического образования школьников становятся особенно актуальными. Это позволяет обозначить проблему формирования экологических знаний и ответственного отношения детей к окружающей среде. Учитывая особую значимость экологических вопросов в обучении школьников, важно определить возможности курса «Основы безопасности жизнедеятельности», содержание которого основано на идеях сохранения среды обитания и природных ресурсов, формирования у детей активной жизненной позиции в вопросах обеспечения личной безопасности, безопасности общества [1]. Анализ особенностей содержания федеральной образовательной программы показал, что в содержании курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предусмотрены следующие темы: «Изменение среды обитания человека в городе», «Нарушение экологического равновесия», «Нарушение экологического равновесия в местах проживания», «Экология и безопасность». В программах основного общего образования стандартов второго поколения в модуле «Основы безопасности личности, общества и государства» предусмотрена тема «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни. Экология и безопасность» [6, 7]. Проведенный анализ показал, что в программах этого курса доминирует целостный подход к содержанию, но количество отведенного времени недостаточно и распределение тем в разных классах не позволяет сформировать у учащихся системных экологических знаний.
Однако на практике решение обозначенной проблемы наталкивается на ряд сложностей. Например, недостаток времени для формирования экологических знаний, отсутствие достаточного количества методических рекомендаций для учителей, нехватка необходимых средств обучения, изолированность детей от природы вследствие чрезмерной урбанизации. Преодоление этих негативных явлений в современном учебно-воспитательном процессе в полной мере не выполнимо с помощью увеличения объема содержания учебного курса или увеличения часов на уроки ОБЖ. Главной формой обучения «Основам безопасности жизнедеятельности» в современной школе является урок. Однако современный учитель не должен ограничивать свою деятельность проведением уроков, она должна продолжаться и развиваться во внеурочное, внеклассное время [2]. Опираясь на результаты исследований Н. И. Болдырева, Г. А. Колодницкого, Э. М. Браверманна, Н. М. Верзилина, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, Т. Н. Калечиц и др., посвященных вопросу организации внеклассной работы по различным учебным предметам, можно сделать вывод о том, что она способствует активизации познавательной деятельности учащихся и формированию важных качеств личности [3]. Внеклассная деятельность является частью учебно-воспитательного процесса, организуется с учетом индивидуальных потребностей и интересов учащихся. В рамках нашего исследования под внеклассной работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» мы понимаем форму различной организации деятельности учащихся на добровольной основе под руководством учителя для проявления и развития их познавательных интересов и творческой самостоятельности, связанную с вопросами изучения различных проблем безопасности жизнедеятельности. В экологическом воспитании школьников трудно переоценить значение внеклассных мероприятий в природной среде. Они способствуют формированию умений и навыков безопасного поведения в природе и повышения их экологической культуры [4, 5]. Одной из форм такой работы в 7-8-х классах может стать организация экологических экскурсий по экологической тропе в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности. Цель организации тропы: воспитание культуры поведения в природной среде. Задачи: расширение знаний школьников о природе родного края; закрепление правил и норм поведения человека в природной среде; формирование навыков ориентирования в лесу, проведение простейших мониторинговых исследований в природной среде и оценки ее состояния, закрепление знаний о безопасном поведении. Перечисленные задачи возможно решить на различных остановках, предусмотренных на маршруте. Например, таких как: правила поведения на экологической тропе; предсказатели погоды; как не заблудиться в лесу; съедобные и ядовитые растения; костер; определение чистоты воздуха по состоянию хвои сосны.
Однако, несмотря на существующую учебно-методическую литературу, основанную на классических традициях русской школы проведения экскурсий в природу, основоположниками которой были Г. Н. Боч, А. Я. Герд, Д. Н. Кайгородов, Б. Е. Райков, В. В. Половцов, К. П. Ягодовский и др., тема экологических экскурсий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» изучена недостаточно. Подробный анализ программ и содержания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» в 7-8 классах привел нас к выводу о том, что в рамках данного курса наиболее целесообразно проводить экологические экскурсии по экологической тропе. В природном окружении на экологической тропе учащиеся 7 класса могут наглядно и более подробно узнать об окружающей природной среде; о закономерностях существования в системе «человек — природа — общество; о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного и социального характера. Учащиеся 8 класса смогут получить знания об окружающей среде, факторах, разрушающих здоровье человека; о безопасном поведении в опасных и чрезвычайных ситуациях различного характера [7, 9].
Для выявления проблем, связанных с организацией внеклассной деятельности по данному курсу было проведено анкетирование учителей и учащихся 7-8 классов. В эксперименте приняли участие 6 учителей и 50 учащихся г. Санкт-Петербурга (СОШ № 417 Петродворцового района). Результаты анкетирования позволяют сделать вывод, что учителя в целом положительно относятся к организации внеурочной деятельности по предмету, но проводят ее эпизодически, ссылаясь на слабую методическую помощь в проведении этой формы обучения учащихся. Несколько вопросов анкеты были направлены на моделирование содержания внеклассной работы по курсу ОБЖ. Учащиеся выразили заинтересованность в данной форме работы, указав, что внеклассная деятельность позволит им проявить свои возможности, улучшить оценки по предмету. По результатам ответов на вопрос анкеты: «Что для вас является наиболее интересным при изучении основ безопасности жизнедеятельности?» можно констатировать: большинство учащихся проявляет интерес к выполнению практических работ (68,1%), исследовательской деятельности (59,5%), посещению экскурсий (57,7%). Некоторые хотели бы составлять схемы действий в случае возникновения различных чрезвычайных ситуациях (36,2%), а также самостоятельно находить и анализировать информацию по различным аспектам безопасности жизнедеятельности в научно-популярных журналах, интернет-сайтах. Интересными явились результаты понимания учениками важности организации внеклассной деятельности по предмету. Значительная часть опрошенных (59,7 %) предполагает, что внеклассная работа позволит им проявить свои возможности. Типичными были такие ответы, как: «более подробное изучение материала, предусмотренного учебником», «практическое применение теоретических знаний», что соответственно составляет 28,1% и 18%. Необходимо отметить, что 23,4 % респондента указали на возможность проведения экскурсий. Ответы остальных опрошенных на поставленный вопрос сводились к «улучшению оценки по предмету».
Чтобы выяснить отношение учащихся к участию в разработке и организации экологической тропы, мы составили следующий вопрос анкеты: «Хотели бы вы поучаствовать в разработке и организации экологической тропы?». Для ответа предлагалось выбрать одно из трех высказываний: 1) да, хотел бы; 2) затрудняюсь ответить; 3) не хотел бы. Результаты распределились соответственно: 76%; 15%; 8%. Какие же характерные мотивы побуждают учащихся к участию в организации экологической тропы? Одним из них является желание узнать новое из области безопасности жизнедеятельности (71,4%), повысить уровень знаний и умений (52,8%). Среди других ответов отмечалось желание проявить самостоятельность (12,6%), возможность работать в группе (8,1%) и другие ответы. В целях конкретизации содержания деятельности школьников 7-8 классов на экологической тропе с элементами ОБЖ, ученикам был задан вопрос на выявление интереса к различным видам деятельности: «Каким видом деятельности хотели бы вы заниматься во время организации экологической тропы?». Ответы распределились следующим образом: прокладка маршрута, выявление экскурсионных объектов (69,8%), разработка информационных стендов (33,2%), написание рефератов (30,8%), составление плана экскурсий (25,4%), художественное оформление материалов (10,4%). Анализ результатов анкетирования позволяет сформулировать следующие выводы: большинство учащихся 7 и 8 классов заинтересованы в организации в школе внеклассной деятельности по предмету ОБЖ. Многие школьники хотели бы участвовать в организации и проведении экологической тропы и разработке экологических экскурсий. Наиболее интересными видами деятельности во время организации экологической тропы ученики 7-8-х классов считают прокладку маршрута и выявление экскурсионных объектов. Среди мотивов, побуждающих учащихся к выполнению работ исследовательского характера, следует выделить желание узнать новое из области безопасности жизнедеятельности, повысить уровень знаний и умений по предмету. Конкретизируя привлекательные виды учебной деятельности при изучении ОБЖ, учащиеся отмечают выполнение заданий с элементами практических исследований.
Выявленные в ходе теоретического анализа учебно-методической литературы требования к методике подготовки и проведения экологических экскурсий позволили нам разработать методику организации экскурсий по экологической тропе. На основании данных, полученных нами в результате исследования, можно сделать вывод о том, что методика проведения экологических экскурсий в широком плане представляет собой систему задач и требований, способов и приемов показа и рассказа в ходе изучения тем экскурсий, самых различных по своим целям. Методика проведения конкретной экскурсии является программой действия учителя по демонстрации объектов, организации их наблюдения учениками, использования определенных методических приемов показа и рассказа. Разработка новой экскурсионной темы считается завершенной, когда будут подготовлены все необходимые документы: список литературы по теме; карточки объектов включенных в маршрут; текст экскурсии; схема маршрута; методическая копилка учителя; методическая разработка на тему. Экскурсии являются эффективной формой изучения учебного материала, поэтому отбор объектов и составление маршрута должны быть наиболее ответственным этапом работы при подготовке экскурсии. В зависимости от цели, которую объекты выполняют в экскурсии для раскрытия темы, они подразделяются на основные и дополнительные. Маршрут экскурсии зависит от темы, ее структуры и дает предметную, зрительную основу для раскрытия экскурсионной темы, определяет ее последовательность. Маршрут экскурсии составляется таким образом, чтобы при последовательном показе объектов можно было не только раскрыть все намеченные вопросы экскурсии, но и целенаправленно, четко изложить ее содержание. Особое внимание нужно обратить на выбор объекта, на котором предполагается заканчивать экскурсию. Главное требование экскурсионной методики - обязательное сочетание показа с рассказом. Методика подготовки и проведения экологической экскурсии по экологической тропе основывается на общих методических требованиях, вместе с тем она имеет некоторые особенности в отборе материала, построении маршрута, методах показа экскурсионных объектов.
Таким образом, организация экскурсий в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» решает важные обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Включение экскурсий в план учебно-воспитательного процесса позволяет установить взаимосвязь между их содержанием и материалом, пройденным на предшествующих уроках. Полученные в ходе экскурсии представления и знания, результаты наблюдений могут быть использованы на последующих уроках, а также во внеурочной работе и на внеклассных занятиях. Подробный анализ программ и содержания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» привел нас к выводу о том, что в рамках данного курса целесообразно проводить экологические экскурсии по экологической тропе. В природном окружении учащиеся могут наглядно и более детально узнать о закономерностях существования в системе «человек — природа — общество»; закрепить знания о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
Литература:
- Бондарева С. В. Развитие экологической культуры школьников на уроках ОБЖ / С. В. Бондарев, С. А. Киселев // Молодой ученый. 2015. — №6.4. — С. 7 – 10.
- Гаврилова Л. А. Формирование экологических знаний в курсе ОБЖ в основной школе / Л. А Гаврилова // Молодой ученый. – 2014. – № 3. – С. 889 – 892.
- Колодницкий Г. А. Внеклассная работа по ОБЖ / Г. А. Колодницкий, В. С. Кузнецов // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. – № 11. – С. 39 – 48.
- Киселева Э. М. Возможности курса основы безопасности жизнедеятельности в формировании знаний по экологической безопасности школьников / Э. М. Киселева, Л. А. Гаврилова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2013. – № 5 (34).
- Костецкая Г. А. Основы безопасности жизнедеятельности в школе: возможности, проблемы и перспективы / Г. А. Костецкая // Безопасность жизнедеятельности. – 2012. – № 10. – С. 37 – 40.
- Латчук В. Н. Основы безопасности жизнедеятельности: Программы 5 – 10 классы. – М.: Просвещение, 2010.
- Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 47 с.
- Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Комплексная учебная программа для 5-11 классов общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников. – М.: Просвещение, 2007.