Организация массовой работы учащихся с целью воспитания патриотизма
Спицына Татьяна Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент;
Столина Дарья Дмитриевна, студент
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
В данной статье рассматривается патриотическое воспитание учащихся, а также массовая работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по военно-патриотическому воспитанию; представлены результаты констатирующего эксперимента; пример военно-спортивной игры.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, массовая работа, организация массовой работы по основам безопасности жизнедеятельности.
В «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» говорится, что патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувства молодых людей в конкретные для Отечества и государства дела и поступки. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи. Оно направлено на формирование готовности молодых людей к военной службе, характеризуется осознанным пониманием героической истории нашей Родины, своей роли и места в служении Отечеству. Патриотизм, наряду с другими составляющими, включает в себя чувство гордости за свою страну, ее достижения в разных областях культуры, искусства, спорта, желание сохранять ценности, памятники культуры. Патриотизм выступает в качестве нравственной основы функционирования государственного аппарата, стимулирует развитие общества, мотивирует на существование активной гражданской позиции, желании служить во благо Родине. Недооценка значения патриотического воспитания может привести к ослаблению социально-экономических, политических и других основ общества, без которых возможно наступление хаоса и беспорядков. Таким образом, важно уделять большое внимание патриотическому воспитанию, особенно в системе образования [2]. Патриотическое воспитание – это скоординированный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию и развитию у граждан чувства преданности своему Отечеству, готовности к выполнению конституционного и воинского долга в условиях мирного и военного времени [3].
Патриотическое воспитание школьников представляет из себя целенаправленный, систематический процесс воздействия педагогов на личность ученика с целью привития патриотических чувств, донесения знаний о Родине, формирования умений и навыков нравственного поведения. Поэтому оно предполагает комплекс методов и средств, системную и организованную деятельность различных органов власти и общественных организаций, направленную на формирование патриотического сознания среди граждан общества. Изучая курс «Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся должны освоить следующие знания: требования воинской дисциплины; обязанности солдата; дневального; обязанности солдата перед построением и в строю; назначение, боевые свойства, общее устройство винтовки, автомата; правила стрельбы из стрелкового оружия; порядок проведения стрельб и требования безопасности при стрельбе; обязанности солдата в бою; организацию мотострелкового отделения и основы боевых действий и др. [4]. Патриотическое воспитание должно реализовываться как на уроках, так и в системе внеклассных, внеурочных, массовых занятий, на которых возможно использование самых различных педагогических методов донесения и усвоения знаний о стране, ее культурном и историческом наследии и др.
Особое внимание необходимо уделить организации массовой работы в патриотическом воспитании учащихся. Проблемой содержания и организации массовой работы в школе занимались многие известные психологи, педагоги, методисты, в том числе Бабанский Ю.К., Тряпицына А.П, Кузнецов В.С., Михайлов Л.А. и многие другие. Массовая работа может рассматриваться как организованная и целенаправленная учебная деятельность, проводимая общеобразовательным учреждением для расширения и углубления знаний, умений и навыков учащихся, индивидуальных способностей. Задачи проведения массовой работы в средней образовательной школе весьма разнообразны: организация деятельности, полезной как для общества в целом, так и для каждого ученика, планирование его досуга; вовлечение учащихся в разнообразную и по содержанию разноплановую деятельность; формирование и развитие навыков активного общения, коммуникативного взаимодействия учеников, организации и осуществления сотрудничества с педагогами в решении общих проблем; воспитание целеустремленности и терпения в достижении результата; развитие уважения и сохранения базовых человеческих ценностей (человек, Отечество, труд, культура, мир, природа, семья). Массовая работа по предмету ОБЖ направлена на формирование здорового образа жизни, развитие не только физических, но нравственных, интеллектуальных качеств. Важным фактором успешного выполнения этих задач является учёт психолого-педагогических особенностей обучения разных возрастных групп. Знание свойств личности того или другого возраста даёт возможность правильно определить содержание и форму проводимой массовой работы. Также массовая работа способствует развитию и углублению знаний по программному материалу; формированию навыков исследовательской работы; развитию представлений о практическом применении знаний по ОБЖ; способствует выбору будущей профессии.
Массовая работа по патриотическому воспитанию проводится на федеральном и региональных уровнях, должна организовываться систематически и на протяжении всего учебного года. Ее проведение в общеобразовательных учреждениях наиболее эффективно при активном участии средств массовой информации, молодежных и других организаций, научных и творческих объединений, ветеранских сообществ. При этом данной деятельности должны быть присуще красочность, яркость, торжественность, большое эмоциональное воздействие на учеников. Массовая работа по военно-патриотическому воспитанию может быть реализована через работу школьных музеев; кружков по военно-технической и профессиональной подготовке; секций по прикладным видам спорта; организацию и проведение спортивных мероприятий прикладной направленности (по медико-санитарной подготовке; прикладной физической подготовке; военно-прикладным видам спорта; военизированные эстафеты; военно-спортивные игры); организацию встреч с ветеранами Вооруженных сил РФ, Героями России, работниками военкоматов, органов ГО и ЧС, МВД, ГИББД, медицины; туристических походов; олимпиад по ОБЖ [3].Проведение массовых мероприятий способствует расширению кругозора детей и подростков, формированию чувства приобщения к жизни страны и мирового сообщества, способствует развитию умений и навыков действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного, природного и социального характера. Таким образом, массовая работа по патриотическому воспитанию в школе может включать следующие виды деятельности:
1. Работа отряда, оказывающего помощь ветеранам войны и труда.
2. Работа поискового отряда, а именно поиск интересной исторической информации о крае, его достопримечательностях, малоизвестных фактах, написание сочинения или эссе об истории какого-либо члена семьи, участвующего в истории края.
3. Проведение встреч с ветеранами и их родственниками.
4. Проведение тематических вечеров, конкурсов песен, стихов, походов по местам боевой славы.
5. Работа по восстановлению и поддержанию в надлежащем виде памятников истории.
6. Различные тематические викторины, олимпиады, конкурсы, научные конференции и др.
С целью выяснения состояния практики реализации массовых мероприятий по патриотическому воспитанию в средних общеобразовательных учреждениях, нами было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов и учителей. Всего в опросе приняли участие 100 человек: 23 ученика 9 «а» и 9 «б», 22 ученика 10 «а», 20 учеников 11 «б» класса и 12 представителей педагогического коллектива СОШ № 86 г. Санкт-Петербурга. Во время констатирующего эксперимента нами были поставлены следующие задачи: узнать, что понимают под массовой работой учащиеся и как они к ней относятся; какие мероприятия проводятся в школе по военно-патриотическому воспитанию; что бы они хотели предложить в плане форм организации и тематики мероприятий по патриотическому воспитанию. Для решения поставленных задач, а также чтобы получить полные и достоверные экспериментальные данные, нами, кроме анкетирования, были применены такие методы научного исследования, как беседа, наблюдение на уроках за учащимися, качественный и количественный анализ результатов, изучение школьной документации. Один из вопросов предложенной нами анкеты был следующий «Что вы понимаете под массовой работой учащихся?». 60% опрошенных считают, что «это совместная работа большого количества учащихся», 10% ответили «урок» и 30% не смогли ответить на вопрос. Исходя из полученных результатов можно сделать вывод, что учащиеся плохо понимают сущность этой формы организации учебно-воспитательного процесса. По результатам ответов на вопрос анкеты «В школе проводят массовые мероприятия? Какие?» опрошенные ответили очень разнообразно: 65% отметили конкурсы, праздники, викторины, олимпиады; 15% - соревнования и военную подготовку; 10% - тематические недели; 10% - выезды в лагерь, 5% - субботники. Ответы на данный вопрос показали, что в школе проводятся довольно разнообразные массовые мероприятия, в том числе и по патриотическому воспитанию. Следующий вопрос, который был в анкете, связан с изучением участия школьников в массовых мероприятиях: «Вы участвуете в праздниках, викторинах, спортивных соревнованиях, КВН, днях здоровья, научных конференциях и др.?». Более 90% опрошенных задействованы в массовых мероприятиях и во многих им интересно принимать участие; 10% не участвуют в основном из-за отсутствия желания. На вопрос «Что вы понимаете под патриотизмом?» ответы распределились следующим образом: 70% учащихся ответили, что «патриотизм – это любовь к Родине». Среди других ответов звучали такие, как «готовность к защите своего государства» (15%), «уважение к истории Отечества» (10%), «сохранение и уважение традиций» (5%). Далее ученики ответили на вопрос «Как вы считаете, достаточно ли уроков по ОБЖ, массовых, внеклассных мероприятий проводится в школе по патриотическому воспитанию?». 85% учащихся полагают, что в школе отводится достаточное количество времени на патриотическое воспитание, 10% респондентов не ответили на вопрос, а 5% считают целесообразным проводить в школе больше праздников, массовых мероприятий патриотической направленности. Следующий вопрос анкеты звучал так: «В каких массовых мероприятиях по патриотическому воспитанию вы принимаете участие?». По результатам опроса мы выяснили, что 40% учащихся участвуют в проведении соревнований по стрельбе, сборке и разборке автомата Калашникова; 30% являлись участниками военно-спортивной игры «Зарница», 10% - принимали участие в спартакиадах, днях здоровья, военных сборах для юношей и встречах с ветеранами, офицерами военных действий. На последний вопрос анкеты: «В каких массовых мероприятиях патриотической направленности вы бы хотели принимать участие?» ответы респондентов распределились следующим образом: «46 % хотели бы принять участие в общественной акции «Бессмертный полк»; «35 % выразили заинтересованность в участии массовых общешкольных мероприятиях (викторины, смотры строя и песни, встречи с ветеранами, участие в конкурсах и т.д.)»; у 19% учеников есть желание участвовать в исторической реконструкции боевых действий и изучении истории военных событий.
В рамках проводимого исследования за время прохождения производственной практики нами было проведено массовое мероприятие для юношей средних и старших классов (8-11 классы) военно-спортивная игра "Один день в армии". Цель мероприятия -формирование навыков начальной военной подготовки, воспитание чувства патриотизма, товарищества, ответственности. Мероприятие проходило в спортивном зале с использованием спортивного и военного инвентаря. В содержание мероприятия входило 7 станций. В каждой группе выбирался капитан и выдавался обходной лист. В качестве примера рассмотрим содержание некоторых заданий и методику их проведения.
1. Станция «Подъем». Для участников были подготовлены комплекты военной одежды. От каждой группы участвовало по два человека, их задача заключалась в том, чтобы по команде «Подъем» одеть форму поверх своей пока горит зажженная спичка. Только полностью одетый учащийся и в опрятном виде считался выполнившим задание.
2. Станция «Полоса препятствий». Группа разделялась попарно и друг за другом преодолевала препятствия, находящиеся на пути. Первое испытание - преодоление короткой дистанции с груженым рюкзаком за спиной. После ученики должны были оставить рюкзаки и выполнить не менее 15 отжиманий, приседаний и подтягиваний на турнике. Далее участники брали медицинбол и гуськом возвращались обратно. На протяжении всей полосы препятствий инструкторы следили за техникой безопасности.
3. станция «Военный госпиталь». Группа за определенное время должна была наложить ватно-марлевую повязку на голову и кисть. При оценивании учитывалось время и аккуратность наложения.
4. станция «Мозговой штурм». Смысл задания заключался в том, чтобы группа за определенное время назвала рода войск и воинские звания. Оценивалось количество и правильность ответов. После всех станций капитан каждой группы сдавал обходной лист. Инструктора мероприятия подсчитывали результаты, а участники отдыхали, делились впечатлениями и уходили на праздничное чаепитие в столовую.
Таким образом, анализ учебно-методической литературы, опыта работы преподавателей-организаторов ОБЖ, результатов анкетирования позволяет констатировать, что в учебно-воспитательном процессе по ОБЖ часто проводятся следующие массовые мероприятия, направленные на формирование патриотического воспитания: конкурсы, смотры-конкурсы, интеллектуальные викторины, КВН, тематические экскурсии, олимпиады, научно-практические конференции среди учащихся разных классов, декады ОБЖ, коллективные творческие дела совместно с родителями. Такие массовые мероприятия оказывают значительное влияние на формирование системы знаний и умений, развитие познавательных способностей, инициативы, темп усвоения нового учебного материала. Большое значение в военно-патриотическом воспитании играют встречи учеников с ветеранами ВОВ, героями своего времени, так как рассказы реального человека, эмоционально окрашенные, призывают учеников к сопереживанию, вызывают в них чувство гордости и желание защищать свою Родину.
Литература:
- Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «Основы военной службы». – М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. – 186 с.
- Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 64 с.
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А., Хабнер М.И. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 176 с.
- Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2011. – 47 с.