Особенности поведения студентов педагогического вуза в жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бырылова, Е. А. Особенности поведения студентов педагогического вуза в жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора / Е. А. Бырылова, Н. Г. Сурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.2 (145.2). — С. 12-16. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40637/ (дата обращения: 16.11.2024).



Сегодня всё чаще признаётся особая роль проблем молодёжи на современном этапе развития нашего общества. Противоречия конца XX – начала XXI века больнее всего ударили именно по ней, вызвали в молодёжной среде, в том числе образовательной, негативные социальные последствия. Сегодня молодым трудно выделить и усвоить нормы взрослой жизни, отсюда смятение и неуверенность в завтрашнем дне [6, с.79]

При проектировании исследования необходимо учитывать особенности студенческого возраста. В качестве отдельной возрастной и социально-психологической категории студенчество было выделено в 1960-е годы ленинградской психологической школой под руководством Б.Т. Ананьева. Как возрастная категория студенчество соотносится с этапами развития взрослого человека, представляет собой переходную фазу от созревания к зрелости и определяется как поздняя юность – ранняя взрослость (18-25 лет). По мнению исследователей [1; 4; 7 и др.], в студенческом возрасте происходит дальнейшее психическое развитие человека, сложное переструктурирование психических функций интеллекта, меняется вся структура личности в связи с вхождением в новые, более широкие и разнообразные социальные общности.

В плане общепсихического развития студенчество – это период интенсивной социализации человека. По мнению Б.Г. Ананьева студенческий возраст является сензитивным периодом для развития основных социогенных возможностей человека. Именно тогда довольно напряжённо происходит формирование нравственного сознания, происходит выработка ценностных ориентаций, гражданских качеств личности. Происходит повышение интереса к моральным проблемам. Но, вместе с тем, ещё недостаточно развита способность к сознательной регуляции своего поведения. Кроме того, именно в юности у молодого человека возникает проблема выбора жизненных ценностей.

Объектом нашего исследования выступают студенты 2 курса Государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. В исследовании приняли участие студенты факультета безопасности жизнедеятельности и института дефектологического образования и реабилитации в количестве 61 человека в возрасте от 18 до 23 лет. Вне рамок специального исследования остались студенты, обучающиеся в институте дефектологического образования и реабилитации, т.к. эти учащиеся обучаются особой специфике деятельности, что, вероятно, сказывается на их отношении к жизни. Поэтому нами был проведён сплошной опрос испытуемых. Результат исследования представлен в таблице 1.

В качестве инструмента исследования нами был выбран и адаптирован для нашего исследования вопросник, разработанный Берсеневой Т.А. для анкеты «Мировоззрение и жизнь». Опросник направлен на изучение особенностей поведения студентов в различных жизненных ситуациях, требующих нравственного выбора.

К каждому вопросу анкеты предлагается 7 вариантов ответа. Респонденту необходимо было выбрать ответ, наиболее отвечающий его позиции. Путём «простого распределения» мы получили процент респондентов, давших тот или иной ответ из семи предложенных. Среди семи вариантов ответов, предложенных для выбора респонденту, три – нравственно ориентированные, три ответа – нравственно дезориентированные, а один – для тех, кто не определился в своей позиции или ни один из предложенных ответов не подходит принципиально.

Под нравственно ориентированными ответами понимаются такие ответы, в которых заложено соблюдение традиционных нравственных ценностей. Под нравственно дезориентированными ответами понимают такие ответы, в которых не учтены положения традиционных моральных ценностей. На основе данных, представленных в таблице 1, можно сделать следующие выводы. Все респонденты считают, что помощь собственным родителям необходима. Большинство студентов (80,3%) считают, что помощь необходима всегда и всем, Несмотря на то, что студенты представляют собой категорию людей финансово несамостоятельных, 14, 8 % предположили необходимость материальной помощи родителям (по возможности). И 4,9 % респондентов выбрали ответ «Вниманием, заботой, помогать в домашних делах». В целом нравственно ориентированный выбор сделали 85,2% опрашиваемых.

Возрастной период опрашиваемых является всего лишь началом взрослой жизни. Скорее всего, именно поэтому большинство респондентов затруднилось с ответом на вопрос об отношении к неизлечимо больным новорожденным (34,4%).. Ответы о необходимости воспитания такого ребенка как полноценного члена семьи дома (24,6%) и воспитанием дома, периодически помещая в медицинские учреждения (23%). В целом процент нравственно ориентированных ответов на вопрос о том, как поступать с неизлечимо больными новорожденными составил 49, 2%. Что положительно характеризует выбор.

Таблица 1

Результаты проведения опроса на тему: «Духовно-нравственные ценности студентов педагогического университета в ситуации выбора»

№ п/п

Вопросы

Варианты ответов

Кол-во ответов студентов

% от общего кол-ва опрошенных

Надо ли на Ваш взгляд помогать своим родителям?

А

Да, по возможности материально

9

14,8

Б

Не надо, пусть сами справляются

0

0

В

Надо, только в исключительной ситуации

0

0

Г

Всегда и всем, что им понадобиться

49

80,3

Д

Не надо, родители должны заботиться и помогать детям всю жизнь

0

0

Е

Вниманием, заботой, помогать в домашних делах

3

4,9

Ж

Трудно сказать

0

0

Как, на Ваш взгляд, поступать с неизлечимо больными новорожденными?

А

Трудно сказать

21

34,4

Б

Воспитывать дома как полноправного члена семьи

15

24,6

В

Отдавать на воспитание в специализированное учреждение

4

6,6

Г

Лучше сразу всего не давать им возможность жить

5

8,2

Д

Воспитывать дома, периодически помещая их в медицинские учреждения

14

23

Е

Определить в специализированные учреждения, периодически забирая домой

1

1,6

Ж

Не забирать из роддома

1

1,6

Как, на Ваш взгляд, целесообразно поступать с больными стариками?

А

Оставлять их в семьях, оказывая всевозможную помощь и терпеть все неудобства

26

42,6

Б

Отправлять их в благоустроенные дома для престарелых, чтобы им оказывалась медицинская помощь, и как можно чаще навещать их

24

39,3

В

Облегчить их старость и страдания медицинскими средствами (эвтаназия)

1

1,6

Г

Оставлять дома и не обращать на них внимания

0

0

Д

По возможности нанять человека, который бы помогал ухаживать за ними

9

14,8

Е

Возложить заботу на государство

0

0

Ж

Не знаю

1

1,6

Считаете ли Вы необходимым сохранения целомудрия до брака?

А

Да, чтобы тебя не бросили до брака

0

0

Б

Добрачные интимные отношения возможны, но бескорыстно

7

11,5

В

Желательно сохранять целомудрие до брака

6

9,8

Г

Не знаю

5

8,2

Д

Сексуальные отношения возможны с тем, с кем собираешься вступить в брак

6

9,8

Е

Человек сам решает, когда, с кем и на каких условиях заниматься сексом

33

54,1

Ж

Обязательно сохранять целомудрие до брака

4

6,6

Возможно ли нарушение супружеской верности для супругов находящихся в браке?

А

Возможно, и даже полезно

0

0

Б

Возможно, если в супружеских отношениях уже нет ни любви, ни понимания

10

16,4

В

Безусловно, невозможно

27

44,3

Г

Невозможно, так как в наше время просто эпидемия заболеваний, передающихся половым путём

0

0

Д

Невозможно, так как это оскорбительно для другого супруга

15

24,6

Е

Можно увлечься и изменить, но не разрушать семью

5

8,2

Ж

Трудно сказать

4

6,6

Вы нашли кошелёк, в котором деньги и паспорт. Как Вы поступите?

А

Деньги возьму себе, паспорт пошлю по почте

1

1,6

Б

Буду считать, что повезло: деньги возьму, паспорт выброшу

3

4,9

В

Не знаю

5

8,2

Г

Верну и деньги, и паспорт

51

83,6

Д

Верну деньги и паспорт, но попрошу вознаграждение

1

1,6

Е

Деньги возьму, а за паспорт потребую выкуп

0

0

Ж

Не стану даже поднимать кошелёк, чтобы не было соблазна

0

0

Разворачиваясь на своей машине, Вы по неопытности повредили стоящую на обочине машину. Как Вы поступите?

А

Если нет хозяина, поскорее уеду

4

6,6

Б

Уеду, но если меня разыщут, то оплачу ремонт без разговора

11

18

В

Если меня разыщут, то не буду признавать вину, чтобы не оплачивать ремонт

1

1,6

Г

Найду хозяина и заплачу столько, сколько он скажет

4

6,6

Д

Не знаю

12

19,7

Е

Дождусь хозяина и, если он потребует, отремонтирую машину

9

14,8

Ж

Уеду, но оставлю номер своего телефона

20

32,8

В общении Вам нравятся люди, которые:

А

Любят быть в центре внимания, остры на язык, иронизируют, могут поймать на слове и с юмором это подать

10

16,4

Б

Любят поспорить; вольно, непринужденно обращаются с другими, без стеснения обо всем расспрашивают

3

4,9

В

Много не говорят, но при этом не подавляют других своим молчанием

3

4,9

Г

Стараются сориентироваться во мнениях окружающих, понять, что от них хотят, и этому соответствовать

1

1,6

Д

Стараются быть искренними и правдивыми, при этом никого не обидеть ни словом, ни жестом, ни взглядом

28

45,9

Е

Сдержанны, неторопливы, обдумывают каждое свое слово

5

8,2

Ж

Не задумывался

11

18

Вас попросили передать письмо незнакомому человеку, конверт не заклеен. Как Вы поступите?

А

Я, конечно, прочитаю письмо. Мне интересно все, что происходит с близкими мне людьми

3

4,9

Б

Раз письмо не заклеено, значит, люди хотят, чтобы я его прочел. Я прочту

3

4,9

В

Раз письмо не заклеено, значит, люди доверяют мне. Я не буду читать

20

32,8

Г

Если мне интересно содержание письма, спрошу об этом, но читать тайно не стану

19

31,1

Д

Читать не буду – от греха подальше

8

13,1

Е

Не знаю

6

9,8

Ж

Прочитаю, почему бы и нет

2

3,3

Мне понравилась жена (муж) моего соседа. Как поступить?

А

Решительно: нравиться и хочешь иметь – бери

1

1,6

Б

Будем дружить по-соседски семьями

12

19,7

В

Дружба с противоположным полом возможна, но требует большого внимания, чтобы не выйти за рамки дозволенного

9

14,8

Г

А почему бы и не выйти за рамки дозволенного

1

1,6

Д

Сразу погасить всякий интерес, чтобы не дай Бог, «не возжелать жены ближнего своего»

26

42,6

Е

Не знаю

9

14,8

Ж

Если ей (ему) плохо со своим мужем (женой), почему бы не попытать счастья

3

4,9

Вы узнали, что в семье Ваших соседей, очень богатых людей, случилось несчастье. Какая линия поведения Вам ближе?

А

Порадуюсь, потому что считаю себя не менее достойным богатой жизни, которую не имею

0

0

Б

Наверное, порадуюсь: это возмездие, потому что честным путем очень богатым стать невозможно

0

0

В

Выражу сочувствие и по-соседски предложу свои услуги

31

50,8

Г

Предложу свою помощь – может быть, она будет хорошо оплачена

2

3,3

Д

Не знаю

4

6,6

Е

Выражу соболезнование, как принято, но в душе порадуюсь, что «богатые тоже плачут»

1

1,6

Ж

Искренне посочувствую им: в горе нет ни богатых, ни бедных

23

4,9

Большинство респондентов демонстрируют нравственно ориентированную позицию относительно больных стариков. Это подтверждается выбором 96,7 % по совокупности нравственно ориентированных ответов.

Молодость – это возраст любви и наибольшей половой активности и вопрос сохранения целомудрия до брака стоит наиболее остро. Поэтому отрадно отметить, что 75,4% ответов на вопрос «Считаете ли вы необходимым сохранение целомудрия до брака?» являются нравственно ориентированными.

Отвечая на вопрос о возможности нарушить супружескую верность, студентами был сделан нравственно ориентированный выбор – 68,9% и лишь 24,6% студентов не видят в нарушении супружеской верности ничего плохого. Из них 16,4% готовы на измену при взаимном отсутствии любви и понимания супругов, а 8,2% согласны поддаться «животному инстинкту», но без разрушения семьи.

Студенческая пора – время проб и исканий, желания быть независимым (в т. ч. финансово) от родителей. Именно поэтому вопрос о случайно найденных деньгах был интересен для анализа. Результаты оказались позитивными: нравственно ориентированный выбор студентами в совокупности составил 91,8%.

Специфика выбора ответов на вопрос о модели поведения в ситуации, когда вы по неопытности повредили чужую машину, заключается в том, что среди студентов второго курса совсем немногие имеют водительские права и личный транспорт. Данный вопрос был направлен на выявление готовности респондентами взять на себя ответственность за произошедшее по их вине в похожей ситуации в жизненной перспективе. Ответы распределились следующим образом. Нравственно ориентированный выбор сделали 54,2% опрашиваемых, и 29,5% -нравственно дезориентированный. Большинство студентов постаралось избежать прямой ответственности. Покинули бы место происшествия, но оставили бы свой номер телефона 32,8% от числа отпрошенных респондентов. Но не все поступили именно так, есть ответы и за скорейшее сокрытие с места повреждения чужого автомобиля (6,6%). Готовых оплатить ремонт в случае их розыска оказалось 18%. Готовность дождаться (14,8%) или разыскать (6,6%) хозяина поврежденного автомобиля проявили 21,4% студентов.

Дружба является важной эмоционально-окрашенной стороной жизни в молодости, и именно она в этот период выходит на новый качественный уровень и имеет большое значение для становления личности. На основании результатов опроса, делаем вывод, что студенты стремятся окружить себя «правильными» людьми. К искренним, правдивым и нежелающим ненароком обидеть окружающих себя людей стремится большинство опрошенных респондентов (45,9%). Тихих, спокойных не подавляющих своим молчанием выбирает 4,9% студентов. Люди, обдумывающие каждое свое слово, приходятся по душе 8,2% респондентам. Любящих быть в центре внимания предпочитает 16,4%. К сожалению, студенты выбирают себе в друзья также людей с сомнительными, несформированными нравственным ценностями. За не имеющих чувства такта отдали голоса 4,9%, а вот за подстраивающихся под мнения окружающих 1,6% студентов. Стоит обратить внимание, что 18% от общего количество ответов было отдано за позицию «не задумывался».

Вопрос нравственно ориентированного выбора в ситуации передачи незакрытого письма другому человеку разрешился следующим образом: по совокупности нравственно ориентированные ответы составляют 77% и, соответственно, нравственно дезориентированный выбор составил -13,1%.

Нельзя не отметить, что молодые люди легче всего знакомятся и адаптируются к условиям совместной жизни именно в молодости. Семейная жизнь накладывает новые обязанности, ответственность на супругов друг перед другом. Каков же выбор студентов при поиске ответов на вопрос «Мне понравилась жена (муж) моего соседа. Как поступить?». Самое большое количество выборов - за вариант ответа «Сразу погасить всякий интерес, чтобы не дай Бог, не возжелать жены ближнего своего» - 42,6%. В целом по совокупности процент нравственно ориентированных ответов составил 77,1%, дезориентированных ответов – 8,1%.

Результаты исследования студентов в ситуации нравственно ориентированного выбора, смоделированной в заключительном вопросе анкеты, показывают, что 55,7% опрашиваемых готовы выразить сочувствие и по-соседски предложить помощь и готовы выразить искреннее сочувствие, т.к. в горе нет ни богатых, ни бедных. В «зоне риска» находятся респонденты, которые хотели бы заработать на чужой беде (3,3%) и будут радоваться в душе, что «богатые тоже плачут» (1,6%). Неопределившихся с выбором модели поведения в данной ситуации оказалось 6,6%.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. К психофизиологии студенческого возраста [текст] / Б.Г. Ананьев// Современные психологические проблемы высшей школы. Л., 1974. Вып. 2
  2. Анастази А. «Психологическое тестирование». - М: Педагогики, 1982 год, 320с
  3. Берсенева Т.А. Духовно-нравственные ценности и ориентации в мировоззрении старшеклассников и учителей: Монография. – СПб: СПб АППО, 2004.-188 с (Научные школы Академии)
  4. Зимняя И.А. Ценностно-мотивационные ориентации студентов – комплексный объект мониторингового исследования [текст] / И.А. Зимняя // Ценностно – мотивационные ориентации студентов вузов в современной России; сб. науч. тр. М., 2000. с.5-11
  5. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. – Киев: Вища школа, 1998.- 292с
  6. Кисляков П.А. Социальная безопасность и здоровьесбережение учащейся молодёжи / Кисляков П.А. – М.: Шуйский государственный педагогический университет; Логос, 2011. – 236 с.
  7. Кон И.С. Психология юношеского возраста. Проблемы формирования личности [текст]: учебное пособие для пед. ин-тов / И.С. Кон. М., 1976. 175 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ориентированный выбор, ответ, студент, брак, Ваш взгляд, респондент, сохранение целомудрия, студенческий возраст, супружеская верность, взрослая жизнь.


Похожие статьи

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Особенности активизации познавательной деятельности студентов в области безопасности жизнедеятельности средствами филателии

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Особенности мотивации и психологической готовности студентов факультета психологии и специального образования к волонтерской деятельности

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Похожие статьи

Особенности развития эмпатических способностей у студентов разных специальностей педагогического вуза

Особенности активизации познавательной деятельности студентов в области безопасности жизнедеятельности средствами филателии

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Особенности мотивации и психологической готовности студентов факультета психологии и специального образования к волонтерской деятельности

Особенности формирования эмоционально-психологического климата в коллективе учащихся сельской школы

Особенности профессионального самоопределения в юношеский период развития

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ в образовательной среде

Актуальность подготовки будущих педагогов к организации социокультурных практик в условиях современного образования

Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания

Задать вопрос