Прекрасное и красивое в человеке немыслимо без представления
о гармоническом развитии организма и здоровья.
Чернышевский Н. Г.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Программа оздоровления детей в ДОУ ориентирована на формирование чувства ответственности за укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ включает в себя следующие направления:
проведение музыкально-логоритмических занятий;
музыкально-физкультурные досуги и развлечения;
взаимодействие специалистов ДОУ по музыкально-оздоровительному направлению;
совместные мероприятия ДОУ и родителей по вопросам воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни.
Основная форма музыкальной деятельности в ДОУ – музыкальные занятия (НОД), в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее эстетическое, умственное и физическое воспитание, формирование музыкальных и творческих способностей каждого ребенка.
В непосредственной образовательной деятельности (область «МУЗЫКА») используются технологии здоровьесбережения, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка, его интересов:
Оздоровительные и фонопедические упражнения(разработки В. Емельянова, М. Картушиной) способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей, проводятся для подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей, корректируют произношение звуков.
Артикуляционная гимнастика, способствующая тренировке мышц речевого аппарата. В результате этой работы повышаются показатели уровня развития речи детей, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Пальчиковые игрыблагоприятно воздействуют на все внутренние органы, развивают речь ребенка, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму).
Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. К звучанию добавляются музыкальные инструменты, звучащие жесты, движение. Эффективно влияют на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Слушание правильно подобранной музыки в повседневной жизни дошкольника повышает их иммунитет, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыка сопровождает ребенка в детском саду в течение всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Валеологические песенки-распевки, с которых начинаются все музыкальные занятия. Они поднимают настроение, улучшают эмоциональные климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Дыхательная гимнастика. Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении; способствует восстановлению центральной нервной системы; восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
Физкультурно-оздоровительные игры и упражнения:
– Ходьба и маршировка в различных направлениях;
– Упражнения на регуляцию мышечного тонуса;
– Упражнения на развитие физиологического дыхания;
– Упражнения с предметами;
– Подвижные игры;
– Упражнения на ориентировку в пространстве;
– Релаксационные упражнения;
– Игры с элементами спорта;
– Игры на развитие внимания.
Организатором профессионального взаимодействия музыкального руководителя и специалистов ДОУ в оздоровительной работе является старший воспитатель,который оказывает помощь воспитателям, специалистам с целью повышения профессиональной компетентности, обеспечения непрерывного образования и творческого роста.
Воспитатели, музыкальные руководители, учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической культуре и медицинская сестра, работают в тесном контакте друг с другом, стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом. Чтобы обеспечить такое единство в работе всех педагогов и специалистов у нас в детском саду был разработан план организации взаимодействия специалистов, определены основные задачи, которые включили в себя:
1. Тесное взаимодействие специалистов (музыкальногоруководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей) и повышение их профессионального уровня.
2. Организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ, стимулирующего физическое развитие ребенка.
3. Совместное составление перспективного плана оздоровительной работы.
4. Совместная подготовка и проведение музыкально-спортивных досугов, логоритмических, тематических и интегрированных занятий с использованием здоровьесберегающих технологий.
5. Тесное взаимодействие с родителями, основной задачей которого является помощь педагогов родителям стать заинтересованными, активными и действенными участниками оздоровительного процесса в ДОУ.
Взаимодействие психолога с музыкальным руководителемосуществляется следующим образом:
1. Психолог оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя. Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса.
- Участвует в подборе музыкального сопровождения для проведения релаксационных упражнений на музыкальных занятиях.
- Проводит совместные занятия со старшими дошкольниками с целью развития творческого воображения, фантазии, психологического раскрепощения каждого ребенка.
- Оказывает консультативную помощь в разработке сценариев, праздников, программ развлечений и досуга, распределении ролей; участвует в их организации и проведении.
- Осуществляет психологическое сопровождение детей раннего возраста, а также на праздниках, во время развлечений и досуга.
Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям:
коррекционно-развивающее;
информационно-консультативное.
1. Разрабатывается план взаимодействия учителя-логопеда с музыкальным руководителем на учебный год.
2. Осуществляется совместный подбор методической литературы, пособий и репертуара, составление картотеки речевых игр, логопедических распевок, речевых игр, логоритмических упражнений, игр со словом, пальчиковых игр, музыкально-ритмических движений с пением, поговорок, небылиц, считалок, подговорок, музыкально-дидактических игр со словом, потешек, частушек, загадок, стихов, скороговорок, инсценировок сказок и песен и т.д.
3. Учитель-логопед принимает участие в подготовке и проведении тематических развлечений, праздников, логоритмических и открытых занятий.
4. Организуются совместные выступления музыкального руководителя и логопеда на педагогических советах на темы, касающиеся логоритмики.
Инструктор по физической культуре и медицинская сестра дошкольного учреждения, после проведения антропометрического обследования и определения уровня физического развития детей, медицинского осмотра дошкольников, выделения контингента часто и длительно болеющих детей:
дают рекомендации по проведению двигательных занятий, по закаливанию;
определяют, в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанника, физическую и зрительную нагрузку;
дают рекомендации по вопросам организации и проведения занятий (касающиеся освещения, охраны зрения ребенка).
И подробнее о взаимодействии инструктора по физической культуре и музыкального руководителя.
Можно ли проводить непосредственно образовательную деятельность по физкультуре без музыки?
Конечно можно, но с музыкой физическое развитие детей будет осуществляться более качественно и оптимально. Попытаемся, это обосновать.
«Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха», – писала Александра Владимировна Кенеман.
Музыка и физкультура очень тесно взаимосвязана.
Конечно, прежде всего, это зарядка вместе с музыкальным руководителем; в водной части, в ОРУ и, конечно же, ни один спортивный досуг или праздник невозможен без музыки.
Одна из особенностей музыки — воздействовать на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной, ребенок сосредоточивается, затихает. Но вот раздается бодрый марш, и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения! Поэтому музыку мы можем сделать активным помощником воспитания.
Музыка, сопровождающая физические упражнения, создает определенный эмоциональный настрой, активизирует внимание детей. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивает амплитуду дыхания, легочную вентиляцию.
Для активизации малоподвижных детей, – считает Н. Аксенова, – музыка помогает установить нужный темп и ритм выполнения упражнений, в связи, с чем увеличивается двигательная активность.
У дошкольников, в основной массе, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, и если ребенок с синдромом двигательной активности, то спокойная музыка, в конце непосредственно образовательную деятельность по физкультуре, поможет успокоить такого ребенка. Здесь особое внимание хочется обратить на релаксационную музыку со звуками природы.
На занятии физической культуры наиболее целесообразно музыкальное сопровождение. Это основные движения вводной части: ходьба, бег, поскоки, общеразвивающие и строевые упражнения.
Например, ходьба в различных построениях и перестроениях обычно проводится под маршевую музыку бодрого, четкого, иногда стремительного характера. Однако физическую нагрузку рекомендуется чередовать с ходьбой обычной, для музыкального сопровождения которой берут не только спокойного характера марш, но также вальс. Аналогично подбирают музыкальное сопровождение к бегу, поскокам. Бег грациозный, мягкий, требует музыки такого же характера, например, вальса, а «острый», «мелкий», с выбрасыванием ног — стремительного, задорного галопа или польки.
Прыжки-поскоки тоже бывают и быстрыми, и широкими, и замедленными. В первом случае подходит динамичная, легкая музыка, желательно с подчеркнутой сильной долей такта, во втором — плавная.
Очень хорошим помощником в основной части при общеразвивающих упражнениях является музыка. Те физические упражнения, которые требуют индивидуального темпа выполнения, силового напряжения (лодочка, ножницы, подъем туловища из положения, лежа, отжимание и т. д.), не следует проводить под музыку.
Удачно подобранное музыкальное сопровождение заменяет при выполнении упражнений счет инструктора по физической культуре. Под музыку дети хорошо усваивают ритм движений, темп выполнения их, а у инструктора по физической культуре появляется возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь.
Результаты хронометража показали, что при одинаковой длительности и содержании физическая плотность ОРУ, значительно выше при музыкальном сопровождении, чем без него. Интенсивность движений, их темп и амплитуда больше, в случае выполнения детьми упражнений под музыку.
Во время подвижной игры, музыку нужно использовать очень аккуратно. Так как подвижная игра большой интенсивности, повышает активность и увеличивает эмоциональный подъем детей. Есть игры, где музыка может быть введена лишь частично. Но в мало подвижных играх музыка может быть использована на протяжении всей игры.
Каждый вид физических упражнений требует тщательного подбора музыкальных произведений.
Музыка делает физкультурные занятия маленькими праздниками в жизни дошкольников.
Результатами взаимодействия специалистов ДОУ в системемузыкально-оздоровительной работы являются:
повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка;
повышение уровня речевого развития;
снижение уровня заболеваемости;
стабильность физической и умственной работоспособности.
Литература:
- Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду. – Волгоград: Учитель. 2011.
- Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М.: Просвещение, 1981. – 240 с., нот. – (Б-ка воспитателя дет.сада).
- Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. – 384 с.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. Под ред. Е.А. Медведевой. М.: Академия, 2002.
- Справочник музыкального руководителя, № 3, сентябрь 2012 г.