В статье изложены исторические предпосылки необходимости анализа ценностных ориентаций молодёжи в условиях современного общества, рассмотрены результаты работы исследователей в области изучения ценностной иерархии жизненных устремлений молодёжи прошлых лет, а также раскрыты методология проведения и выводы актуального социологического исследования ценностных ориентаций современной российской молодёжи. Подведение итогов конкретного авторского исследования раскрывает ранговые позиции элементов технократической парадигмы в ценностной иерархии современных молодых людей.
Ключевые слова: культура, молодёжь, социология, ценности, ценностная иерархия, ценностные ориентации
Российское общество, не столь давно осуществившее переход к рыночной системе отношений, в настоящее время переживает трансформацию из промышленного этапа развития в постиндустриальный, и сопутствующие изменения касаются всех сфер социальной жизни. Основным проводником инноваций в обществе выступает молодёжь — социально-демографическая группа людей в возрасте от 14 до 30 лет, характерная особенность которой заключена в социальных функциях не только накопления и сохранения опыта предшествующих поколений, но и преобразования общественных отношений [4, c. 117]. В. В. Котлярова в монографии «Парадигмы аксиологии» отмечает интерпретацию ценности с точки зрения синергетики, где ценность — это «открытая, динамическая система с обратной связью, каждое новое состояние которой возникает из предыдущего, подвергнутого воздействию возмущений, нарушающих его равновесие. К таким воздействиям относятся, с одной стороны, новые ценности, не укладывающиеся в рамки традиционных представлений, а с другой стороны, изменения в состоянии общественной мысли к моменту возникновения кризисной ситуации» [2, с.198]. В условиях нарастания в социуме коммерциализационных и индивидуалистических тенденций, особую актуальность приобретает своевременный анализ динамики ценностных ориентаций, а также выявление позиций гуманистического и индивидуалистического начал в системе ценностей молодёжи, поскольку приоритет материального над духовным в ценностной системе молодых людей способен детерминировать впоследствии усиление дифференциации общества и рост проблем социальной сферы. Это обусловлено тем, что именно ценности зачастую детерминируют и направляют поведение человека [3, с. 12].
Социологические исследования в этой области проводятся регулярно. Динамику трансформации ценностей российской молодёжи в период перехода общества к рыночной системе отношений изучал В. И. Чупров, отмечая в этом отношении разрушительную направленность проведённых реформ [5, с. 58–69]. Е. К. Казарина-Волшебная, прослеживая характер изменения ценностной иерархии молодых людей с 1966 года по 2007 год, делает выводы о росте престижа семьи как ценности, при снижении позиций ценности работы по интересам, общественной деятельности и коллектива, завершая свой анализ выводами о вытеснении гуманистической парадигмы ценностных ориентаций молодёжи технократической парадигмой [1, с. 124–126]. В настоящее время такие организации как Всероссийский центр исследования общественного мнения, Институт социологии Российской Академии наук, Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) и другие, проводят регулярные социологические опросы молодых людей, касательно их ценностей и устремлений.
В 2008 году ФОМ провёл исследование, в ходе которого молодым людям был задан вопрос о пяти наиболее важных лично для них позиций из тридцати пяти ценностей, предложенных в карточке. Согласно результатам анализа полученных данных, помимо прочих, молодёжь отметила как важные для себя ценности семьи, патриотизма, материального достатка, саморазвития, престижа, богатства, общественного блага, творчества, богатства и карьеры [6]. Авторы данной статьи выделяют из прочих именно эти позиции в качестве индикаторов духовной и материальной направленности ценностных ориентаций молодёжи. К ценностям духовного начала, то есть нематериальным, гуманистическим, непреходящим, авторами отнесены: семья, патриотизм, саморазвитие, творчество и общественное благо. Материальная, индивидуалистическая направленность выявляется авторами через устремления молодёжи к престижу, богатству, власти, карьере и материальному достатку. С этих позиций выбор актуальных для себя ценностей молодёжью в 2008 году может быть представлен следующим образом.
Таблица 1
Ценности молодёжи 2008 года
Духовные ценности |
Материальные ценности |
||
Ценности |
Доля ответов |
Ценности |
Доля ответов |
Патриотизм |
7 % |
Престиж |
3 % |
Семья |
48 % |
Богатство |
8 % |
Общественное благо |
2 % |
Власть |
4 % |
Саморазвитие |
10 % |
Карьера |
27 % |
Творчество |
5 % |
Материальный достаток |
38 % |
В результате анализа данного исследования ФОМ, авторами было проведено ранжирование упомянутых ценностей по признаку убывания доли респондентов, выбравших соответствующие позиции карточки.
Таблица 2
Ценностная иерархия молодёжи 2008 года
Ранг |
Ценность |
Доля ответов респондентов |
1 |
Семья |
48 % |
2 |
Материальный достаток |
38 % |
3 |
Карьера |
27 % |
4 |
Саморазвитие |
10 % |
5 |
Богатство |
8 % |
6 |
Патриотизм |
7 % |
7 |
Творчество |
5 % |
8 |
Власть |
4 % |
9 |
Престиж |
3 % |
10 |
Общественное благо |
2 % |
Согласно данным таблицы 2, чаще всего молодые люди отмечали важность семьи, материального достатка и карьеры. В целом, три из пяти индикаторов духовного располагаются во второй «пятёрке», откуда следует, что общая тенденция ценностной направленности молодых людей 2008 года тяготеет, скорее, к приоритету материального компонента ценностей.
С целью определения и последующего социологического анализа ценностных ориентаций молодых людей современности, в феврале 2017 года авторами было проведено собственное исследование. Актуальность исследования была обусловлена важностью своевременного анализа ценностных ориентаций молодёжи во избежание приоритета материального над духовным в её ценностной иерархии, который может повлечь за собой нарушение стабильности общества. Объектом исследования явились представители современной молодёжи. Предметом исследования выступило соотношение духовного и материального в ценностной иерархии молодых россиян.
Основная гипотеза исследования гласила об изменении динамики ценностных ориентаций молодёжи относительно прошлых лет в направлении повышения важности индивидуалистических начал. Проверка выдвигаемой гипотезы предполагала выполнение ряда задач, а именно: анализ данных социологического опроса ФОМ о ценностях молодых людей в 2008 году для выявления соотношения материального и духовного начал в их ценностных ориентациях; определение ценностных ориентаций современной российской молодёжи; выявление соотношения духовного и материального в ценностной иерархии современных респондентов; итоговое сравнение данных указанных социологических исследований для выявления их соотношения.
Под ценностями понимались объекты значимых желаний и устремлений личности. Ценностные ориентации молодёжи понимались как оценочное отношение молодёжи к совокупности материальных и духовных благ, выраженных в целях, стремлениях и интересах молодых людей. Понятием «ценностная система» была обозначена иерархизированная (ранжированная) совокупность ценностей и ценностных ориентаций.
Для проведения исследования авторами был избран метод социологического опроса (анкетирования) в сети Internet с использованием технологии online-анкетиования. В опросе приняли участие 20 представителей молодёжи Ростовской области в возрасте от 14 до 30 лет.
В ходе анализа полученных данных, авторами было выявлено следующее соотношение материальной и духовной составляющих ценностной иерархии молодых россиян.
Таблица 3
Ранжирование ценностей современной российской молодёжи
Ранг |
Ценность |
Доля ответов респондентов |
1 |
Семья |
85 % |
2 |
Творчество |
73 % |
3 |
Саморазвитие |
73 % |
4 |
Материальный достаток |
43 % |
5 |
Богатство |
30 % |
6 |
Общественное благо |
20 % |
7 |
Патриотизм |
15 % |
8 |
Власть |
8 % |
9 |
Карьера |
5 % |
10 |
Престиж |
3 % |
Таким образом, таблица 3 наглядно иллюстрирует, каковы ценностные ориентации современной российской молодёжи. Анализируя соотношение материального и духовного компонентов, авторы отмечают, что приоритет в устремлениях молодых людей принадлежит важности семьи, творчества и саморазвития, которые авторы обозначили индикаторами духовного начала. Наименее часто респонденты выбирали позиции «власть», «карьера» и «престиж», отнесённые к материальному компоненту.
Для установления направленности динамики ценностных ориентаций, полученные данные ранжирования были сопоставлены с результатами анализа исследования ФОМ 2008 года.
Таблица 4
Сопоставление ценностной иерархии молодёжи 2008 года и 2017 года
Ранг |
Ценности молодёжи 2008 года |
Ценности молодёжи 2017 года |
1 |
Семья |
Семья |
2 |
Материальный достаток |
Творчество |
3 |
Карьера |
Саморазвитие |
4 |
Саморазвитие |
Материальный достаток |
5 |
Богатство |
Богатство |
6 |
Патриотизм |
Общественное благо |
7 |
Творчество |
Патриотизм |
8 |
Власть |
Власть |
9 |
Престиж |
Карьера |
10 |
Общественное благо |
Престиж |
Результатом проведённого сравнения по таблице 4 явилась констатация безусловной важности семьи для респондентов обоих поколений. Устремления молодых людей к богатству и власти по-прежнему не занимают передовых позиций в их ценностной иерархии. Отмечается снижение значимости для молодёжи патриотических ориентаций, и ещё более низкие ступени заняли ориентации молодёжи на ценности индивидуалистического характера — престиж, карьеру и материальный достаток.
Таким образом, в ценностной иерархии современной молодёжи материальные устремления теряют свои позиции, при этом наблюдается повышение значимости для молодых людей непреходящих ценностей общественного блага, творчества и саморазвития.
Подводя итоги анализа соотношения материального и духовного в ценностной иерархии современной российской молодёжи, справедливо отметить, что баланс ценностных ориентаций современной российской молодёжи относительно прошлых лет склоняется к преобладанию духовного начала над материальным, то есть наблюдается динамика усиления гуманистической направленности устремлений современных молодых людей. Это свидетельствует о положительных тенденциях развития современного российского общества, высоком социальном потенциале и широких перспективах функционирования современной российской молодёжи в социуме.
Литература:
- Казарина-Волшебная Е. К., Комиссарова И. Г., Турченко В. Н. Парадоксы трансформации ценностных ориентаций российской молодёжи // СОЦИС: Социологические исследования. — 2012. — № 6. — С. 121–126.
- Котлярова, В. В. Парадигмы аксиологии: монография / В. В. Котлярова. — Ростов н/Д: СКНЦ ВШ ЮФУ, 2014. — 226 с.
- Котлярова, В. В. Ценностные основания сервиса в современной культуре: монография / В. В. Котлярова, В. И. Родионова. — Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2006. — 89 с.
- Паршина В. В. Молодёжь как особая социально-демографическая группа в социальной структуре общества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2015. — № 5. — С. 114–117.
- Чупров, В. И. Молодёжь в обществе риска. — 2-е изд. — М.: Наука, 2003. — 231 с.
- Аналитический отчёт «Направление «Молодёжь». Этап 1» // Новое поколение — специальный проект Фонда «Общественное мнение». URL: https://fomgeneration.files.wordpress.com/2008/11/d0bcd0bed0bbd0bed0b4d0b5d0b6d18c-11.pdf (дата обращения: 6.03.2017).