В статье рассматривается значение военно-патриотического воспитания школьников в гражданском обществе. Выделена внеурочная деятельность школьников, как ведущая форма военно-патриотического воспитания. Рассмотрен опыт кружковой работы военно-патриотической направленности.
Ключевые слова: военно-патриотическое воспитание, ФГОС, внеурочная деятельность, кружок
Национальная безопасность, процветание государства всецело зависят не только от его оборонной мощи, но и от нравственных качеств общества. Любое государство, и Россия, в том числе, сильно своими гражданами. Ему необходимы мужественные, инициативные, дисциплинированные, здоровые и грамотные люди. Состояние государства зависит, прежде всего, от стремления каждого человека участвовать в развитии и становлении своей Родины.
Патриотизм можно рассматривать как социальный и нравственный принцип, в котором сочетается чувство любви к Родине, забота о её интересах и готовность к её защите от врагов. Немаловажным является уважение к историческому прошлому своей страны, бережное сохранение народной памяти и культурных традиций. Нельзя не согласиться с высказыванием известного русского писателя Алексея Толстого о патриотизме, в которой писатель подчеркивает, что патриотизм — это не только любовь к родине, а «…сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней».
В период распада советского государства в обществе активно обсуждался вопрос: «Нужно ли военно-патриотическое воспитание школьникам?» В 90-е годы менялся политический строй, изменялся взгляд на нравственные ценности. Тогда многим казалось, что военно-патриотическое воспитание совсем не обязательно, что оно лишнее в образовательной программе. В страну хлынул поток информации из-за рубежа. Благодаря массовой культуре обществу стали навязывать новые взгляды, новые традиции, новые моральные устои. И, как не грустно сознавать, подчас всё это было направлено, скорее, на разрушение национального самосознания, чем на его создание. Многое делалось для того, чтобы лишить личность собственного достоинства (различные секты, культы эгоизма и насилия, принуждение к безразличию) и гордости за свою страну. Сегодня данная тенденция постепенно уходит в прошлое и происходит это, во многом благодаря, военно-патриотическому воспитанию. При этом перед школой не стоит задача воспитать профессиональных военных. Задача педагогов другая — пробудить в детях любовь к родной земле, воспитать любовь и уважение к родному дому, городу, формировать чувство гордости за достижения своей страны (спортивные, политические, военные и пр.). Кроме того, военно-патриотическое воспитание помогает усвоить такие понятия, как чувство собственного достоинства, гуманизм, нравственность.
В настоящее время патриотическое воспитание, становление национальной идентичности является ведущей национальной идеей, объединяющей общество. Патриотическое воспитание молодёжи проектируется на всех уровнях образования и регулируется государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы». В программе подчеркивается, что «…в 2013–2014 годах был проведен мониторинг деятельности субъектов Российской Федерации по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию. Основной задачей мониторинга стало проведение анализа вовлеченности граждан в систему патриотического воспитания, внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных форм, методов и средств воспитательной работы.… Наметилась положительная тенденция, отражающая включение в региональные программы мероприятий по организации работы по военно-патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных организаций» [2].
В справедливости этого положения мы убедились в период педагогической практики в гимназии № 295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, где с успехом реализуется программа «Гражданско-патриотическое воспитание». Её основная цель: «создание в школе единого воспитательного пространства, которое способствует активному приобщению обучающихся, воспитанников к национальным обычаям и традициям, национальной истории и духовной культуре, формирующим национальное самосознание и достоинство, уважение и любовь к Отечеству, а так же качества личности: уважение, доброту, открытость, трудолюбие, патриотизм, сострадание, милосердие и благородство» [6]. Данная программа включает несколько направлений патриотического воспитания: духовно-нравственное, историко-краеведческое, социально-патриотическое, военно-патриотическое, героико-патриотическое, спортивно-патриотическое. Данная программа реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, внеурочная деятельность — это образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, которая является полноценным средством воспитания и образования, способствует гармоничному воспитанию школьников, дает возможность практически использовать знания в реальной жизни. [7]. Внеурочная деятельность — это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований ФГОС [4]. Внеурочная работа — составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации процесса освоения основной образовательной программы. Во внеурочной деятельности реализуется «гуманистический личностно-деятельностный подход к содержанию и организации» [3]. В школе предпочтение отдается образовательному направлению, организации предметных кружков, научных обществ учащихся, а также развитию художественного творчества, технического творчества, спорта и др. [1].
Одна из оптимальных форм организации внеурочной деятельности в школе — кружок. Это форма добровольного объединения учащихся, выполняющая следующие функции: расширение и углубление знаний, приобщение к разнообразным видам деятельности, расширение коммуникативного опыта, организация досуга и отдыха. Следует отметить, что «организация внеурочной деятельности опирается на опыт традиционной методики, используя наряду с новыми педагогическими технологиями наиболее эффективные формы и методы, разработанные ведущими педагогами-методистами» [3].
Рассмотрим опыт организации кружка военно-патриотической направленности в базовой школе. В 295 гимназии организован и действует кружок «Стрелкового клуба». Уже само его название определяет место данного кружка в программе гражданско-патриотического воспитания. Прежде всего, это военно-прикладной спорт. Он способствует развитию у молодёжи трудолюбия, настойчивости, выдержки, патриотизма. Кроме того, организация данного кружка в школе позволяет развивать общефизическую подготовку учащихся. Заниматься в кружке могут как юноши, так и девушки. В рамках занятий ребята знакомятся с винтовкой, её устройством, учатся стрелять. Своеобразным контролем работы кружка является участие школы в городских военных сборах, которые проходят между клубов Санкт-Петербурга. Если же говорить о компетенциях, которые формируются в результате занятий в кружке, то это, прежде всего, получение теоретических знаний и практических навыков в стрелковом спорте; воспитание чувства гордости за достижения стрелкового спорта; формирование и развитие у подростков понятия о здоровом образе жизни; расширение кругозора и эрудиции в области стрелкового спорта и военного дела.
Подводя итоги, можно сказать, что военно-патриотическое воспитание школьников — это многоплановая и систематическая работа, направленная на формирование профессионально значимых качеств, умений, навыков и готовности к их проявлению в различных сферах жизнедеятельности. Кроме того, привлечение школьников к различным спортивно-массовым мероприятиям способствует развитию их физической подготовки, помогает сохранить преемственность поколений.
В условиях современной действительности нельзя недооценивать роль военно-патриотического воспитания. Ведь патриотическое воспитание это, прежде всего воспитание ответственности, социальной активности, национальной гордости, активной гражданской позиции. Все это является основой становления демократического правового государства и полноценного гражданского общества.
Литература:
1. Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь/ гл.ред. Б. М. Бим-Бад. — М.: Большая российская энциклопедия, 2002. — 528 с.
2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы»
3. Киселева Э. М. «Внеурочная деятельность как условно новая форма образовательного процесса»/Ростов-на-Дону: «Педагогика, психология и образование: от теории к практике. Выпуск III. Сборник научных трудов по итогам международной конференции, 2016. — с. 48–54
4. Киселева Э. М., Шарапов А. А. «Организация учебно-исследовательской деятельности школьников в области экологической безопасности»//Молодой ученый. — 2015. — № 6.4. — с.22–24
- Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU
6. Программа «Гражданско-патриотическое воспитание»/гимназия № 295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
7. Федеральный государственный стандарт основного общего образования/Министерства образования и науки Российской Федерации. — М.: Просвещение