Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кудряшова, Н. А. Система работы с детьми и родителями по организации мини-музея в рамках реализации технологии проектирования / Н. А. Кудряшова, Н. С. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (145.1). — С. 36-41. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40652/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается проблема приобщения детей к культурно-историческому и художественному наследию нашей страны через создание мини-музеев. Представлен практический опыт поиска новых форм работы педагогов с детьми и родителями через создание мини-музеев в целостном образовательном процессе ДОУ.

Ключевые слова: музейная педагогика, инновационная технология, мини-музей, технология проектирования, предметно-пространственная среда, духовно-нравственное воспитание, народное творчество, прикладное творчество, экспонаты, экскурсовод.

Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке,

фантазии, творчеству, – это источник любви к Родине.

Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею,

пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся

образы, в которых воплощается Родина.

В. Сухомлинский

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания – создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации (это работы М. Ю. Коваль, О. В. Дыбиной). Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого.

Духовно-нравственное воспитание детей формируется на лучших традициях народа, на его ценностях, на том прекрасном, высоком, чем жили наши предки, чем гордились и что создавали веками, что и составляет основу духовной жизни человека. Именно музей является тем духовным «наполнителем», который не позволит предать забвению историю, будет поддерживать в детских сердцах чувство любви, уважения, привязанности к отчему дому, малой родине, Отечеству. Посещение музея – событие в жизни ребенка. Непосредственное знакомство с подлинными историческими экспонатами оказывает огромное эмоциональное воздействие на детей. Такое «живое» общение с подлинником принципиально отличает музей от других институтов образования и определяет специфику методики, направленной на развитие художественного восприятия в сочетании с ценностным отношением к культурно-историческому и художественному наследию.

В наш век высоких информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру, традиции и обычаи наших предков. Дети практически не посещают музеи, у них нет возможности узнать историю и культуру страны, увидеть предметы культуры, быта, истории, художественные произведения, познать много нового и интересного из таких областей науки, как география, биология, физика и т. д. Согласно целевым ориентирам Федерального государственного образовательного стандарта необходимо развивать у детей «интеллектуальную активность», умение «самостоятельно поставить познавательную задачу и решить ее доступными способами», воспитывать «интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта, событиям прошлого и будущего, жизнью родного города и страны, разными народами, животным и растительным миром».

Поэтому задача каждого педагога разработать пути достижения наилучшего эффекта в приобщении детей к народной культуре и истории. Для того чтобы решить эту проблему, мы решили создать мини-музеи у нас в группе, чтобы познакомить детей не только с экспонатами, но и с правилами поведения в музее. В то же самое время в Федеральном законе «Об образовании» в Российской Федерации» и сопутствующем ему Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования предусмотрено, что в решении сложных, многоплановых задач, связанных с реализацией ФГОС дошкольного образования, эксклюзивная роль принадлежит семье. В связи с этим возникла необходимость по-новому взглянуть и на взаимодействие ДОУ с родителями с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства.

Кроме того, согласно новому Закону «Об образовании» родители имеют право непосредственно участвовать в совместной с ними деятельности, и, поэтому, мы используем различные формы взаимодействия с семьями воспитанников. Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в ДОУ стала работа по созданию мини-музеев. Мини-музей – это познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей. Создание мини-музеев помогает развить у детей дошкольного возраста интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, воспитывает патриота. Создание мини-музеев проходит в несколько этапов при участии педагогов, воспитанников и их родителей.

1 этап. Постановка целей и задач перед родителями воспитанников детского сада.

Этот этап включает в себя проведение таких мероприятий, как:

– родительские собрания, консультации, индивидуальная работа.

2 этап. Выбор помещения.

Необходимо учитывать количество экспонатов.

3 этап. Сбор экспонатов.

4 этап. Оформление мини-музея, которое требует соблюдения ряда условий:

– оформление комнаты (уголка) с учётом эстетических норм;

– наличие детской мебели для проведения игр, занятий;

– соблюдение правил безопасности, гигиенических норм.

5 этап. Разработка тематики и содержания экскурсий и занятий для ознакомления детей с экспонатами.

6 этап. Разработка перспективно-тематического плана работы, в котором предусматривались не только занятии с детьми, но и мероприятия для родителей, а также конкурсы и выставки.

7 этап. Выбор экскурсоводов. Ими могут быть педагоги, старшие дошкольники или родители.

8 этап. Открытие мини–музея с приглашением детей и их родителей.

Заключительный этап предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в группе, организацию выставки для родителей и гостей детского сада, отражающей тематику мини-музеев и содержание работы с детьми в музейном пространстве.

В процессе создания мини-музеев учитывались следующие принципы:

– Принцип интеграции. Мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей, по воспитанию у детей патриотических чувств;

– Принцип деятельности и интерактивности. Мини-музеи должны предоставлять воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.);

– Принцип научности. Представленные экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком;

– Принцип гуманизации и партнерства. Мини-музеи должны предлагать условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект-субъектных отношений в системе «взрослый – ребенок», «ребенок – ребенок»;

Принцип культуросообразности. Мини-музеи должны быть ориентированы на приобщение детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе непосредственно образовательной деятельности в музейном пространстве;

– Принцип динамичности и вариативности. Экспозиции мини-музеев должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы;

– Принцип разнообразия. Наполнение мини-музеев экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира;

– Принцип регионального компонента. Мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с культурным наследием региона, а также культурой других народов, что способствует развитию толерантности и формированию чувства патриотизма.

Как же всё начиналось? К сожалению, невозможно создать настоящий музей в условиях детского сада, потому что не хватает свободных помещений. Возникла идея создания нескольких мини-музеев в группе. В своей практике организации мини-музеев в группе считаем наиболее удобными.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а в мини-музеях не только можно, но и нужно. Их удобно посещать каждый день, можно самостоятельно менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей – это результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Здесь уместно процитировать И. Г. Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». В нашем мини-музее проводятся мероприятия ознакомительного, развивающего и воспитательного характера. Это – беседы, ознакомление с экспонатами, обыгрывание потешек, сказок, небылиц, песенок. Дети включаются в диалог с воспитателем, изучают экспонаты, знакомятся с музейной терминологией, разгадывают языковые загадки в игровой и занимательной форме.

Основные задачи, которые решает педагог, работающий в данном направлении:

1. Воспитывать у детей эмоциональный отклик, интерес к музеям, обогащать художественное восприятие ребенка, побуждать к поисково-собирательной деятельности, составлению собственных коллекций, к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.

2. Развивать творческие и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей через совместное с родителями и педагогами группы создание мини-музеев.

3. Приобщение семьи к участию в совместной с детьми деятельности в рамках единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнёрства.

В данном направлении МДОУ д/с № 18 работает уже 4 года. В своей работе мы используем проектную деятельность. И каждый проект заканчивается мини-музеем. Нам удалось вовлечь родителей в жизнь группы, наладить с ними тесный контакт.

Все проекты, которые проводились в группе, требовали сбора определенной информации. Дети приносили фотографии и картинки, поделки и макеты, готовили вместе с родителями сообщения, они также приносили личные вещи. В конце каждого проекта набиралось большое количество материала, который необходимо было как-то систематизировать, разложить так, чтобы он был в свободном доступе для детей. Дети могли бы в свободное от занятий время рассматривать, играть, трогать, изучать этот материал. Возникала необходимость рассказать кому-то (не только детям нашей группы) о собранных вещах. Так создавались мини-музеи. Конечно же, это не настоящие музеи, но здесь дети принимали активное участие в их создании, что имело большое значение.

Развивающая среда мини-музея «Матрешка» создавалась совместно с родителями и детьми, которые подбирали экспонаты: была собрана большая коллекция матрешек, настольно-печатные игры «Собери матрешку», «Расставь по порядку», «Назови и покажи». Был создан альбом «Как делают матрешку?». В результате совместной творческой деятельности педагога, воспитанников и родителей в мини-музее появились самодельные куклы, расписные матрешки. Мы пригласили ребят из младшей группы, и наши дети рассказали им историю создания матрешки, показали нашу большую коллекцию.

C:\Users\user_vs\Desktop\фото для статьи\20150713_094047.jpgC:\Users\user_vs\Desktop\фото для статьи\20150713_094055.jpg

Самый удачный и большой мини-музей – это музей «Сталинградской битвы». Дети подготовили рассказы о своих прабабушках и прадедушках – участниках Сталинградской битвы. Были собраны медали, награды, фотографии, карты, открытки, значки и статуэтки. В музей принесли даже именные награды своих близких, чтобы все дети наяву могли их рассмотреть. В материалах имеются письма солдат своим близким, справки о ранениях и документы о наградах. Был создан макет Сталинградской битвы, альбом «Дети-герои Сталинградской битвы», статьи для которого дети вместе с родителями готовили дома. В конце была проведена экскурсия по мини-музею для ребят других групп, экскурсоводами являлись сами дети. Они учились не только слушать, но и рассказывать, почувствовали себя в новой роли.

C:\Users\fed\Desktop\Фото с работы Важно\Выпуск 2012- 2015\20150126_111203.jpgC:\Users\fed\Desktop\Фото с работы Важно\Выпуск 2012- 2015\SDC13059.JPGC:\Users\fed\Desktop\Фото с работы Важно\Выпуск 2012- 2015\SDC13060.JPG

Занимаясь проектной деятельностью с детьми старшей группы, в частности «Олимпийские игры в Сочи», дети приносили много предметов и символов Олимпийский игр, делились своими впечатлениями, фотографиями, открытками и т. д. Мы выбрали место для выставки. Вместе с детьми придумали название музея. Дети с удовольствием дома вместе с родителями подбирали и искали материал по разным темам для следующих альбомов: «Государственные символы России», «Флаги стран-участников Олимпиады», «Символика Олимпийских игр», «История Олимпийских игр», «Олимпийский пьедестал», «Олимпийские виды спорта», «Настольно-печатные игры», «Известные спортсмены Волгоградской области», «Олимпиада в рисунках». Был сделан макет олимпийского огня, организована фотовыставка. В создании мини-музея принимали активное участие не только воспитатели с детьми, но и родители.

C:\Users\user_vs\Desktop\фото для статьи\SDC11233.JPGC:\Users\user_vs\Desktop\фото для статьи\SDC11206.JPGC:\Users\user_vs\Desktop\фото для статьи\SDC11202.JPG

C:\Users\user_vs\Desktop\фото для статьи\getImage (55).jpgC:\Users\user_vs\Desktop\фото для статьи\SDC13031.JPGC:\Users\user_vs\Desktop\фото для статьи\SDC11357.JPGВоспитанники старшей группы принесли много ложек, а также разные виды лаптей. Как часть музея «Русская изба» были созданы мини-музеи «Деревянной ложки» и «Лаптя». Ребята готовили сообщения об истории старинной обуви и ложки, а также учились плести лапти.

В нашей группе есть мини-музей «Русская изба», который постоянно пополняется новыми экспонатами. В музее есть печь с очагом, скамья, люлька, прялки, кухонная утварь и много другое. Здесь дети знакомятся со старинными предметами, их названиями и учатся их применять. В этом музее мы проводим не только занятия, игры, беседы, но и в свободное время дети разворачивают там сюжетно-ролевые игры. Также регулярно мы проводим открытые занятия для детей других групп, во время которых ребята рассказывают о музее, а также об экспонате, который они принесли из дома (откуда он, из какого села, как его использовали, кто вышивал или делал и т. д.). Во время каникул ребята показывают театральные представления в музее для детей других групп. Посетив такой мини-музей, дети и родители имеют возможность познакомиться с произведениями русского народного искусства. Мини-музей стал излюбленным местом детско-родительских встреч, таких как «Народные умельцы», «Светлый праздник – Пасха», «Рождество Христово», «Сказки у русской печки». Создание мини-музея «Русская изба» – это действенный, практический способ ознакомления дошкольника с русским бытом, благодатная среда для использования народного фольклора, изучения детьми ремесел и традиций, художественного наследия.

C:\Users\user_vs\Desktop\фото для статьи\20151103_141903.jpgC:\Users\user_vs\Desktop\фото для статьи\20160418_085151.jpg

C:\Users\user_vs\Desktop\фото для статьи\20160418_082415.jpgC:\Users\user_vs\Desktop\image (1).jpgC:\Users\user_vs\Desktop\фото для статьи\20160418_082334.jpg

Все мини-музеи были временными (экспонаты хранились 1 месяц), кроме музея «Русская изба», который находится в группе постоянно. Опыт показал, что у детей не только расширяется кругозор, но и развиваются познавательные способности и познавательная деятельность. Дети учатся (пока что с помощью взрослых) добывать новые знания. В наших музеях дети являются творцами, создателями: они приносят экспонаты, учатся рассказывать о них другим детям и взрослым. В результате создания мини-музеев обогатилась предметно-развивающая среда группы, так как многие экспонаты, принесенные из дома, с разрешения родителей остались в группе. Родители стали активно участвовать в жизни группы.

Но самый главный результат – это заинтересованность детей. Если раньше мы предлагали темы музея, то сейчас дети нам предлагают, какой музей создать следующим. Таким образом, создание мини-музеев – прекрасный способ систематизировать, закрепить и углубить знания детей, которые они получили во время проведения проекта, а также привлечь родителей к активному участию в воспитании своих детей, в жизни группы, детского сада. Создание мини-музеев в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям много ярких, незабываемых впечатлений, позволило сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.

Литература:

  1. Виноградова Н. А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/ Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
  3. Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. — М.: Центр педагогического образования, 2012.
  4. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006. (Библиотека руководителя ДОУ).
  5. Макарова Н. Г. Деятельность детского музея как фактор становления образовательной среды для младших дошкольников. – Самара, 2000.
  6. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО/ Л.В. Михайлова-Свирская. – М.: Просвещение, 2015. (Работаем по ФГОС дошкольного образования).
  7. Музейная педагогика: Из опыта методической работы /Под ред. А. Н. Морозовой, О. В. Мельниковой/ М.: ТЦ Сфера, 2006.
  8. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы/ авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Изд. 2-е.– Волгоград: Учитель, 2013.
  9. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство-Пресс», 2015.
  10. Полякова М. Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации). Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.
  11. Рыжова Н. А. и другие. Мини-музей в детском саду/ Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. – М.: Линка–Пресс, 2008.
  12. Рыжова Н. А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 5-8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  13. Рыжова Н. А. Материалы курса «Мини–музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции, 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, создание мини-музеев, музей, родитель, экспонат, музейная педагогика, группа, активное участие, Сталинградская битва.


Похожие статьи

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей

Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

В данной статье рассматривается один из аспектов мультикультурного образования детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками народов Севера. Представле...

Введение личности ребенка и его родителей в духовную атмосферу и культуру родного города посредством ознакомления с творчеством местных художников

В статье рассмотрен обобщенный опыт работы, с целью формирования у детей и родителей устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, и уважения к труду и таланту мастеров.

Развитие творческой деятельности учащихся с ОВЗ на дистанционных уроках литературы: технология создания фанфиков как актуальный способ интерпретации художественного произведения

Цель автора статьи заключается в рассмотрении технологии создания фанфика на уроках литературы при дистанционном обучении детей-инвалидов, способов активизации творческого мышления учащихся, формирования языковой компетенции школьников в процессе обу...

Влияние частных художественных галерей на формирование мировоззрения современного человека на примере деятельности «Арт-галереи Щетининых»

В статье анализируется многогранная деятельность частной художественной галереи Щетининых в г. Барнауле, которая является активным участником процесса формирования нового социокультурного пространства в Сибирском регионе. Отмечена важная роль галереи...

Влияние эффективного управления учреждениями дополнительного образования на развитие креативности детей младшего возраста

В статье рассматривается опыт применения организационных технологий в учреждениях дополнительного образования для детей. Сделана попытка выявить меха-низмы взаимодействия эффективного управления и функционирования учреждений по развитию креативности ...

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей дошкольника

В данной статье рассматриваются актуальные тенденции, проблемы и перспективы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития дошкольного образования. Особое внимание уделяется изменениям, внесенным Федеральной образовательной прогр...

Похожие статьи

Проект «Дети и наука» как форма организации и развития совместной деятельности педагогов, родителей и детей в условиях ДОУ

В статье рассматривается инновационные методы организациии развития новых форм взаимодействия участников образовательной деятельности. Описан опыт реализации проекта «Дети и наука» в дошкольных образовательных организациях совместно с ВУЗом. Поднимае...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей

Статья посвящена обсуждению работы детского сада № 11 г. Арзамаса в рамках инновационной площадки по теме: «Психолого-педагогическое обеспечение взаимодействия педагогов ДОУ и родителей в художественно-эстетическом развитии детей». В ней отдельно рас...

Детская журналистика как средство формирования культуры общения в социальном контексте

В статье описан опыт работы использования технологии «Детская журналистика» в образовательном пространстве. Предложена модель педагогической практики в дошкольной организации, которая направлена на осуществление инновационных идей по эффективной реал...

Проект этнокультурной направленности «Там, где всегда зима»

В данной статье рассматривается один из аспектов мультикультурного образования детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с национальным костюмом, устным народным творчеством, играми, традициями, праздниками народов Севера. Представле...

Введение личности ребенка и его родителей в духовную атмосферу и культуру родного города посредством ознакомления с творчеством местных художников

В статье рассмотрен обобщенный опыт работы, с целью формирования у детей и родителей устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, и уважения к труду и таланту мастеров.

Развитие творческой деятельности учащихся с ОВЗ на дистанционных уроках литературы: технология создания фанфиков как актуальный способ интерпретации художественного произведения

Цель автора статьи заключается в рассмотрении технологии создания фанфика на уроках литературы при дистанционном обучении детей-инвалидов, способов активизации творческого мышления учащихся, формирования языковой компетенции школьников в процессе обу...

Влияние частных художественных галерей на формирование мировоззрения современного человека на примере деятельности «Арт-галереи Щетининых»

В статье анализируется многогранная деятельность частной художественной галереи Щетининых в г. Барнауле, которая является активным участником процесса формирования нового социокультурного пространства в Сибирском регионе. Отмечена важная роль галереи...

Влияние эффективного управления учреждениями дополнительного образования на развитие креативности детей младшего возраста

В статье рассматривается опыт применения организационных технологий в учреждениях дополнительного образования для детей. Сделана попытка выявить меха-низмы взаимодействия эффективного управления и функционирования учреждений по развитию креативности ...

Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей дошкольника

В данной статье рассматриваются актуальные тенденции, проблемы и перспективы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития дошкольного образования. Особое внимание уделяется изменениям, внесенным Федеральной образовательной прогр...

Задать вопрос