Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через использование игр и игровых упражнений.
Если руки неумелы,
Если пальчики несмелы.
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать.
Не удержишь карандаш –
Не получится пейзаж.
В. Лирясова
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и развитие ребёнка. Сейчас у многих детей дошкольного возраста имеются проблемы с речью: ребенок либо вообще не разговаривает, либо разговаривает плохо, поэтому необходимо развивать мелкую моторику детей с раннего возраста. Приёмов для этого существует огромное количество. Это и разнообразные пальчиковые игры, и упражнения с различными предметами-карандашами, камешками, счётными палочками, игры-шнуровки, самомассаж рук. Все они просты и в то же время эффективны. Подобные занятия дают возможность улучшить произношение, обогатить словарный запас, подготовить руку к письму перед поступлением в школу.
Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что общему развитию моторики уделяют внимание многие детские психологи, физиологи, логопеды. Такие авторы, как О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова описывают приёмы по развитию моторики у детей. А. А. Хвостовцев, С. Е. Большакова дают более полные рекомендации по формированию двигательных навыков и дифференцированных движений пальцев рук у детей дошкольного возраста. Учёные отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе проведенных исследований была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть и даже выше нормы. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика – основа развития всех психических процессов- внимания, памяти, мышления, восприятия, речи.
Работу по развитию у детей мелкой моторики мы выстраиваем на комплексном подходе в сочетании с развитием речи, ознакомлению детей с окружающим и предметным миром, использованием нетрадиционных методов изобразительной деятельности, физкультминутками, массажем, пальчиковыми и игровыми упражнениями. Это обеспечивает саморазвитие ребенка, который выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам.
При подборе игр и игровых упражнений придерживаемся следующих принципов:
– наглядность и учет возрастных и индивидуальных особенностей, подбираемый дидактический материал должен быть интересен, понятен и доступен каждому ребенку.
– развивающий характер обучения;
– систематичность и последовательность, наличие системы придает сенсорному воспитанию организованность, последовательность.
Развивающая предметно-пространственная среда – это необходимое условие для развития ребенка, в группе имеются разнообразные игры и пособия, направленные на решение задач по развитию мелкой моторики.
В работе с дошкольниками мы используем комплекс игр и упражнений для развития мелкой моторики рук:
Составление фигур из счетных палочек.
С помощью палочек развивается ручную умелость, ловкость, координацию, речь, мышление, воображение, сообразительность; закрепляем представления о геометрических фигурах. В процессе выполнения задания объясняем ребенку, как называется та или иная фигура или предмет и как сложить.
Использование прищепок
Система заданий делает упражнения с прищепками интересными и познавательными. В играх с прищепками ребёнок задействует большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем берут на себя основную нагрузку при письме. При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие, а также в играх с прищепками развиваются творческое воображение, формируются сенсорные и пространственные понятия. Мы предлагаем детям прищепки разного цвета, различные фигуры из картона, например, желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля; фигура ежика без иголок, дерево без листьев и др., на которых ребенок прикрепляет прищепки к одной из фигур для получения образа.
Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
«Пальчиковые игры» – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается речь и моторика.
Использование сухого бассейна.
В группе мы используем пластиковую коробку, наполненную крупой. Предлагаем детям рисовать на крупе прямые или извилистые дорожки, шагать по ней пальчиками, найти спрятанную игрушку и наощупь определить, что это, нарисовать на крупе букву или цифру, такие задания, позволяют развивать мелкую моторику рук в форме игры.
Нанизывание
Материал для нанизывания используем самый разнообразный: пуговицы с крупными и мелкими дырочками, макароны, разрезанные на части трубочки для сока. Величину нанизываемых предметов необходимо варьировать в зависимости от возраста детей, чем они старше, тем лучше они будут справляться с более мелкими деталями.
Вдавливание деталей в пластилин
Вдавливать различные мелкие детали в слой пластилина для развития силы рук – полезное занятие, для этого мы предлагаем детям бусины, детали мозаики, камушки или ракушки, а так же используем фасоль, горох, семечки подсолнуха.
Сортировка круп
Детям нравиться перемешанные в одной коробке крупы, раскладывать по разным коробочкам, руководствуясь определёнными правилами – по размеру, цвету, форме. В работе надо следить, чтобы дети брали по одной штучке, захватывали ее щепотью или двумя пальцами.
Опускание мелких предметов в сосуд с узким горлышком
Для этого мы используем небольшие пластиковые бутылки, и мелкие предметы – это могут быть камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики, дети опускали их в бутылочку. Необходимо обращать внимание, чтобы дети брали по одной детали, а по окончании работы детям нравится закрыть бутылку крышкой и погреметь содержимым.
Раскручивание и закручивание крышек
В таких играх развиваются соотносящие действия рук. В группе подобраны разнообразные коробки, банки с крышками. Желательно, чтобы принцип закрывания крышек был разным. Сначала мы предлагаем детям открывать коробки или банки, а затем закрывать. Чтобы детям было интереснее играть, мы прячем внутрь интересные предметы.
Самомассаж
С помощью массажа развивается ловкость движений пальцев и кистей рук. Возможны движения вперед-назад, в стороны, круговые движения. Для этой цели мы используем шарики Су-Джок, они активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Определи на ощупь
Для этой игры в группе имеется «Волшебный мешочек», предлагаем детям определить наощупь, сколько фасоли в мешочках: много, мало, одна, ни одной, несколько. Действия, совершаемые при перебирании пальчиками фасоли, концентрируют внимание, а в целом доставляют ребенку положительные эмоции и приятные ощущения.
Все эти составляющие компоненты способствуют развитию мелкой моторики и координации движений у детей, речевому развитию. Использование в системе игр и упражнений по развитию мелкой моторики, сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, поможет развить речевые навыки и сформировать навыки письма.
Литература:
- Агаян, Г. Г. «Мы топали, мы топали»: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Карапуз, 2003.
- Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ : практическое пособие / Сост. Л. В. Белкина. – Воронеж «Учитель», 2004.
- Александрова, Т. В. «Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок» / Т. В. Александрова // Дошкольная педагогика. – 2008. – №7.
- Коноваленко, В. В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений» / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. – М.: ООО «Гном-пресс», 2000. – 18с., ил.
- Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей./ С. Прищепа, Н. Попкова, Т. Коняхина // Дошкольное воспитание. – 2005. – №1.
- Соколова Ю. А. «Игры с пальчиками. Ю.А.Соколова» – М.: 2004.