Рассматривается компетентностный подход с использованием информационных технологий, что позволяет организовать обучение работников предприятия по курсу «Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации» за счет использования современных средств вычислительной техники, обучающих систем и систем контроля знаний, а также организации клиент-серверного локального взаимодействия.
Ключевые слова: компетентностный подход, информационные технологии, компьютеризация обучения, средства вычислительной техники, обучающие системы и системы контроля знаний, дистанционный адаптивный контроль знаний по курсу «Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации»
В соответствии с приказом № 10 Генерального директора АО «Конструкторское бюро «Арсенал» имени М. В. Фрунзе» (КБА), «Об итогах подготовки персонала конструкторского бюро по вопросам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС) в 2015 году и задачах на 2016 год» отмечается выполнение всех мероприятий, предусмотренных «Планом основных мероприятий в области ГО и ЧС и обеспечения пожарной безопасности»; пополнение запасов средств индивидуальной и медико-биологической защиты персонала; активное участие в командно-штабном учении по защите от ЧС техногенного характера; принятие участия в специальной тренировке по борьбе с пожаром. Также были оценены усилия коллектива КБА и комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В интересах дальнейшего совершенствования подготовки персонала по вопросам защиты сотрудников КБА от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени с 2016 года планируется продолжить организованный в КБА процесс подготовки сотрудников предприятия по вопросам ГО и предупреждения ЧС по новым учебным программам, рекомендованным МЧС РФ:
– персонала КБА – в составе учебных групп, на плановых 3-х часовых занятиях, в рабочее время, по 19-ти часовой учебной программе, под руководством начальников структурных подразделений;
персонала КБА, входящего в состав нештатных формирований ГО, под руководством своих командиров, в рабочее время на плановых 3-х часовых занятиях по 20-ти часовой учебной программе;
медицинских формирований – под руководством специалиста на договорной основе по отдельному плану 20-ти часовой учебной программы.
В соответствии с приказом № 10 главными задачами подготовки персонала КБА на 2016 год являются:
обеспечение пожарной безопасности КБА;
обеспечение защищенности КБА и персонала от угроз ЧС техногенного, природного и террористического характеров;
повышение практической направленности подготовки персонала в области ГО и ЧС;
совершенствование знаний и умений личного состава нештатных формирований ГО, направленных на снижение рисков и минимизацию последствий ЧС природного и техногенного характера.
С каждым нештатным формированием ГО, в соответствии с приказом №10 рекомендовалось провести тренировку по оповещению и сбору, а также комплексное командно-штабное учение по ГО совместно с СПСЧ-12 в октябре 2016 года.
Согласно приказу №10 был утвержден перечень учебных групп и руководителей, принята к исполнению с 2016 года новая учебная программа подготовки персонала КБА по вопросам ГО и ЧС.
Начальником отдела гражданской обороны и мобилизационной работы КБА ежегодно разрабатываются организационные и методические документы:
– для руководителей учебных групп по ГО предприятия;
– на планируемые совместно с СПСЧ-12 комплексное учение по ГО и тактико-специальные учения;
– материалы для заключения договора на оказание возмездных услуг с медицинскими работниками по подготовке медицинских формирований ГО КБА;
– по направлению с 2016 года на подготовку в Учебно-методический центр ГО, ЧС и пожарной безопасности Санкт-Петербурга и курсы ГО Калининского района группу руководящего состава ГО и ЧС КБА.
– по подаче заявок в Санкт-Петербургское государственное казённое учреждение дополнительного профессионального образования на подготовку руководящего состава ГО и ЧС КБА в 2017 году.
Приказом №10 также предусмотрено выделение времени на подготовку персонала по вопросам ГО и ЧС.
Из вышесказанного следует, что личный состав структурных подразделений КБА изучает теоретический материал либо посредством лекционных занятий, проводимых уполномоченными лицами со штатными подразделениями, либо самостоятельно, получая в распоряжение теоретический лекционный материал согласно плану подготовки. Как правило, исходя из специфики работы КБА, а также ввиду загруженности кадров предприятия, последнее происходит наиболее часто.
Самостоятельная работа, создает предпосылки к осознанной познавательной деятельности и выступления обучаемого в роли активного, мотивированного субъекта, но исключительно при условии организации эффективного и достоверного периодического контроля усвоения теоретических знаний. Учитывая современный уровень развития вычислительной техники, возможностей глобальной сети интернет и все возрастающую роль в обучении информационно-коммуникационных технологий, обязанности преподавателя могут быть возложены на различные обучающие системы (ОС): автоматизированные, адаптивные или дистанционные.
Процесс обучения в ОС, в соответствии с [1], наиболее часто рассматривается как контролируемый процесс решения тестовых заданий (ТЗ), как правило, с последующей выдачей комментариев (диагностика) и восстановлением знаний (компенсация неполученных, недополученных или же неусвоенных знаний), посредством обращения к теоретическому материалу учебного пособия (преимущественно электронному).
Разработка ТЗ и обработка результатов тестирования подробно изложены в работах [2, 3], а известные модели тестирования – приведены в статье [4].
В настоящее время наиболее универсальна и популярна тестовая форма контроля знаний, с акцентом на дистанционность и адаптивность [5].
В статье [6] на базе сценарного метода [5] в рамках компетентностного подхода [7] авторами был разработан комплекс дистанционного адаптивного тестового контроля знаний закрытого типа по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» ФГОС ВПО. Исследования работоспособности, адекватности, эффективности и достоверности разработанного комплекса проводились в период с 2013 по 2014 годы при подготовке студентов Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения (ГУАП) [6] и продемонстрировали высокое качество данного программного продукта, в результате чего комплекс был рекомендован к внедрению на кафедре «Техносферной безопасности» ГУАП, а также был поставлен вопрос о рассмотрении потенциальной возможности осуществления его внедрения на предприятии КБА для мониторинга успеваемости при подготовки сотрудников по курсу ГО и ЧС.
Опираясь на имеющийся научно-технический задел при построении архитектуры комплекса и средств клиент-серверного взаимодействия, а также анализируя требования КБА в части соблюдения режима секретности, при проектировании возникли вопросы, связанные с адаптацией дистанционного учебного комплекса, рассмотренного в [6]. Учитывая специфику организации закрытого информационного обмена на предприятии, рассмотренная в [6] открытая клиент-серверная организация с использованием возможностей глобальной сети интернет недопустима. Таким образом, целесообразно реализовать локальное исполнение уже зарекомендовавшей себя архитектуры и схемы клиент-серверного взаимодействия в виде стационарной версии комплекса, которая при незначительном снижении своего функционала (частичная потеря автономности) будет качественно решать поставленную целевую задачу.
В качестве программной среды используется язык программирования PHP, а также операционная система семейства Windows, Apache2.2, PHP, MySQl, JQwery.
После авторизации (необходимо ввести фамилию и имя, номер группы или структурного подразделения) в системе (рис. 1) пользователь получает возможность пройти тестирование, для чего ему необходимо нажать на клавишу «Начать тест», после чего ему будет предложен первый вопрос теста (рис. 2).
Рис. 1. Процесс авторизации пользователя комплекса адаптивного контроля знаний
Рис. 2. Пример тестового задания комплекса адаптивного контроля знаний
После завершения тестирования комплекс адаптивного контроля знаний сформирует отчет о прохождении тестирования (рис. 3).
Рис. 3. Фрагмент отчета о прохождении обучаемым тестирования
Учитывая, что в последнее время изучение вопросов по ГО и ЧС на предприятии КБА осуществляется на самостоятельной основе, и лекционный материал, рассылаемый по электронной почте, своевременно предоставляется слушателям курса, то внедрение комплекса, рассмотренного в рамках данной статьи, позволяет создать предпосылки к самостоятельному автоматизированному мониторингу знаний с последующим организованным самостоятельным изучением курса ГО и ЧС.
Таким образом, комплекс адаптивного контроля знаний по ГО и ЧС может быть внедрен на предприятии как в виде отдельного приложения на персональном компьютере (без подключения к сети интернет, с осуществлением имитации серверного взаимодействия), так и в виде интегрированного модуля контроля знаний в составе обучающего комплекса.
Литература:
- Растригин Л. А. Обучение как управление сложной системой. Техническая кибернетика. №2, 1993.
- Аванесов B. C. Композиция тестовых заданий. М.: АДЕПТ, 1998.
- Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. М., 2000.
- Глова В. И., Дуплик С. В. Модели педагогического тестирования обучаемых // Вестник Казан, гос. техн, ун-та им. А. Н. Туполева. 2003 г. №2. С. 74-79.
- Григорьев А. П. Сценарный метод контроля навигационных знаний при проектировании обучающих систем Научная сессия ГУАП: сб. докл.: В 3 ч. Ч. I. Технические науки / СПб.: ГУАП, СПб., 2015. 289 с. С. 44-48.
- Григорьев А. П., Чернелевский А. О., Егоров В. С., Булухова А. Н. Современные информационные технологии в обучении основам безопасности жизнедеятельности. Педагогика высшей школы. Сборник материалов научно-практической конференции «Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика». Казань, Издательство «Молодой ученый», 2015 г. С. 52-56.
- Григорьев А. П. Компетентностный подход при подготовке специалистов аэрокосмического профиля. Сб. докл. Научной сессии ГУАП / СПб.: ГУАП, 2014. С. 55-59.