Современный детский сад – это место,где ребенок, взаимодействуя с окружающим миром, получает жизненный опыт в тех сферах жизни, которые важны для его развития. Дошкольный возраст – благоприятный период для выработки привычек здорового образа жизни, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Только здоровый ребенок может быть успешен в процессе личностного и интеллектуального развития, а значит, успешен в обучении. Здоровье ребенка зависит от того, насколько грамотно организована работа с детьми по физическому воспитанию, насколько эффективно используются для этого условия дошкольного учреждения. Одной из главных задач дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
В настоящее время здоровье человека – это проблема достаточно актуальна для всех времён и народов и становится первостепенной. Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Наиболее доступное средство увеличения потенциала здоровья — физическая культура, двигательная активность. Наблюдения показывают, что здоровые дети получают удовольствие от своего развития и движения вперед, обретения новых навыков и способностей. А. Маслоу, основоположник гуманистической психологии, считает, что внутреннюю природу ребенка нужно всячески поощрять и давать ей выход наружу, а не подавлять. Положившись в воспитании и развитии на природные особенности личности малыша, мы тем самым помогаем ему обрести здоровье, успех и счастье. А если существование этого личностного стержня отрицается или замалчивается, ребенок заболевает — явно или скрыто, немедленно или через некоторое время. Поэтому проблема здоровьесбережения детей становится не только медицинской, но и педагогической. Качественное образование, особенно дошкольное, возможно только при здоровьесберегающих и здоровьеукрепляющих условиях. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения — приоритетная задача, стоящая перед педагогами ДОУ.
Цель моей работы по проблеме здоровьесбережения в ДОУ – это формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания.
Задачи:
– Формировать навыки здорового образа жизни;
– Воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
– Создавать условия для реализации потребности, детей в двигательной активности;
– Воспитывать потребности в здоровом образе жизни;
– Обеспечивать каждому ребёнку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства;
– Привлекать родителей к решению поставленных задач.
Педагогические средства, используемые в работе по укреплению здоровья детей:
Формы проведения:
- Практические;
- Игровые;
- Индивидуальные.
Формы организации детей:
- Групповые;
- Индивидуальные.
Методы и приёмы:
- Словесные;
- Наглядные;
- Практические.
Дидактический материал:
- Дидактические игры;
- Настольно-печатные игры;
- Сюжетно-ролевые игры.
В начале учебного года, составив карты здоровья, заполнив и проанализировав листы адаптации, я провела диагностику исходного уровня развития детей. Изучив полученные результаты, я поставила для себя цель: создать у себя в группе такую здоровьесберегающую среду, которая могла бы обеспечить воспитаннику возможность сохранения и укрепления здоровья. Предметно-развивающая среда должна быть удобной, целесообразной предоставлять ребёнку свободу, настраивать на эмоциональный лад, оказывать влияние на здоровье, самочувствие, мироощущение, создавать образ того или иного процесса, обеспечивать гармоничное отношение между ребёнком и окружающим миром. К ним относятся природная среда, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, музыкально-театральная среда.
Первый шаг в проектировании среды – определение расположения развивающих центров в группе детского сада. Модели развивающих центров варьируются, исходя из возрастных возможностей дошкольников, требований образовательных программ и опираются на принципы построения предметно-развивающей среды. Важно, чтобы создаваемые развивающие центры строились на основе интеграции содержания и видов деятельности. Все это способствует эмоциональному благополучию детей разных возрастов, создает у них чувство уверенности в себе, защищенности, делает их истинными хозяевами детского сада и помощниками взрослых. Для того чтобы предметно-развивающая среда побуждала ребёнка к новой двигательной активности, способствовала укреплению его здоровья, она должна изменятся, т. е. быть мобильной. Все имеющиеся в группе пособия и материалы всегда находятся в распоряжении детей и обновляются.
Тёплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы, что способствует эмоциональному благополучию детей. Комфортные бытовые условия, занимательные игрушки и развивающие игры, в которые можно поиграть с друзьями, способствуют хорошему настроению малыша, а значит, и его успешному развитию. Пространство группы можно назвать мобильным, живым, постоянно меняющимся под конкретные задачи детского сада и запросы детей. В такой обстановке детям предоставлена большая свобода выбора, возможность самоорганизации.
В нашей группе предметно-развивающая среда организована по принципу обеспечения здорового образа жизни, безопасности, вариативности и гигиенического соответствия. Она обеспечивает зону ближайшего развития, интересы девочек и мальчиков. В своей работе я активно использую созданное предметно-развивающее пространство для успешного осуществления воспитания и обучения дошкольников, т. к. для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослого с детьми.
Зона двигательной активности
Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Важнейшим ежедневным занятием с детьми раннего возраста являются подвижные игры. Предусмотренные планированием игры провожу в утренние и вечерние часы, в соответствии с временем года. Все необходимые атрибуты находятся в зоне двигательной активности: шапочки, погремушки, мячи. Также в данной зоне имеется оборудование для овладения важными навыками, приобретаемыми на занятиях по физическому воспитанию (проводятся с детьми три раза в неделю), на утренней гимнастке. Для овладения детьми прыжков в зоне двигательной активности имеются скакалки, подвешенная к потолку карусель; для овладения катания, бросания, ловли, метания – мячи разных размеров, кегли, кольцебросы; для овладения лазания, ползания – воротца, шведская стенка, обручи; для овладения равновесия – мягкая змейка, гимнастическая скамейка.
С детьми своей группы я провожу дыхательную гимнастику, для этого использую различные вертушки, ленточки и платочки. Кроме дыхательной гимнастики в работу по укреплению здоровья включаю элементы зрительной гимнастики. Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, что способствует снятию статического напряжения мышц глаз. Во время её проведения используется наглядный материал – указатели для глаз. В своей работе использую нетрадиционные методы укрепления здоровья, такие как Су-Джок терапию – это последнее достижение восточной медицины. В переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа. Су-Джок терапия оказывает воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма и направлена на воздействие зон коры головного мозга с целью профилактики речевых нарушений.
Большое внимание в группе уделяю использованию дорожек здоровья находящихся в зоне движений. Использую их на занятиях по физическому воспитанию и во время проведения бодрящей гимнастики после дневного сна. Использование дорожек здоровья способствует такому важному этапу в формировании здоровья ребёнка, как профилактика плоскостопия у детей.
Для детей раннего возраста характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты и желание свободно перемещаться из одного конца комнаты в другой. Для этого в зоне двигательной активности находятся предметы-двигатели (машины, тележки, каталки и т. д.)
Уголок уединения
Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, кризис трех лет, усталость. Для снятия эмоциональной напряжённости и стресса в период адаптации в группе я организовала уголок уединения, главное назначение которого – обеспечение психического и социального благополучия ребёнка. Он оформлен в форме разноцветного зонта, с краёв которого спускаются разноцветные ленточки, имитирующие разноцветные водные струи (душ). «Сухой душ» предназначен для создания положительного эмоционального настроения, усиления тактильной чувствительности. Данное изделие можно так же использовать для игр и занятий, которые доставляют детям огромное удовольствие, формируют устойчивый интерес к самостоятельному решению сенсорных задач.
Рядом с этим уголком я расположила «сухой бассейн», который оказываетмногостороннее влияние на организм ребенка: нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, активизирует течение обменных процессов, способствует нормализации массы тела, оказывает закаливающий эффект, оказывает благотворное сенсорное воздействие, создает положительный психо-эмоциональный фон. Игры в сухом бассейне с цветными шариками рекомендуют психологи для физического и психологического развития малыша! Сухой бассейн несет в себе не только развлекательную функцию, он еще и благоприятно влияет на здоровье. При пребывании ребенка в бассейне его позвоночник принимает правильное анатомическое положение, что способствует формированию правильной осанки. Мышцы полностью расслабляются, улучшается обмен веществ.
Театральный уголок
Цели создания этого уголка не только развивающие, но и здоровьесберегающие: обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения его со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье, обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника. Использование театрального уголка в здоровьесберегающих целях:
- сказкотерапия используется для психотерапевтической и развивающей работы;
- пальчиковый театр используется для развития мелкой моторики, развивает ловкость и подвижность пальцев.
Центр «Песок-вода»
Данный центр я тоже использую не только в развивающих целях. Песочная терапия является одной из форм такой здоровьесберегающей технологии, как арт-терапия, от других форм этот процесс отличается простотой манипуляций, возможностью изобретения новых форм, кратковременностью существования создаваемых образов. Создание последовательных песочных композиций отражает цикличность психической жизни, динамику психических изменений. Игры с водой вызывают положительные эмоции. Дети переливают воду из одной ёмкости в другую, пускают кораблики, окрашивают воду в разные цвета. Знакомятся с такими понятиями, как тёплый – холодный, сухой – мокрый, тонет – не тонет, пустой – полный и многое другое.
Уголок сюжетно-ролевых игр
Уголок сюжетно-ролевых игр расположен так, чтобы дети могли самостоятельно подбирать игрушки, атрибуты, предметы-заместители для игр. В уголке «доктор» посредством организации проблемно-игровых ситуаций у детей формируются знания в области здоровья: чтобы быть здоровыми нужно посещать доктора, который следит за нашим здоровьем и может посоветовать, что нужно делать для того, чтобы быть здоровыми.
Дидактический стол
Дидактический стол используем для проведения игр-занятий индивидуальных и с небольшой группой детей с целью развития сенсорных способностей и мелкой моторики. Истоки здоровья и способностей детей находятся на кончиках пальцев. Игры – шнуровки не только тренируют пальцы рук, но и помогают координировать движения малыша, концентрируют его внимание, развивают ловкость и аккуратность, что необходимо ребёнку для проявления самостоятельности в обыденной жизни.Игры с разнообразным подручным реквизитом: крупы, болтики и гаечки, катушка ниток. Наполняемость дидактического стола периодически меняем. Всё это способствует обогащению чувственного и тактильного опыта малышей, развитию внимания, памяти, слуха.
Музыкальный центр
Дети в восторге от нашего музыкального центра. Здесь есть такие музыкальные инструменты, как бубны, погремушки, колокольчики, трещотка. Технологии музыкального воздействия применяются в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Они используются для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр. Занятия проводятся воспитателями совместно с музыкальным руководителем. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы. Я использую музыку в качестве вспомогательного средства для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя, для сопровождения образовательной деятельности, также перед сном, чтобы помочь, с трудом засыпающим, детям успокоиться и расслабиться.
Уголок здоровья для родителей
Работа с родителями является важной составляющей всего педагогического процесса, ведь от сотрудничества с семьёй многое зависит. С момента поступления ребёнка в детский сад мы должны строить совместную работу, которая поможет ему быстро адаптироваться и влиться в коллектив. С этой целью в приёмной я оформила папки передвижки: «Физкультура для малышей», «Советы доктора Айболита», информационные стенды и брошюры, а также создала копилку народных рецептов по профилактике детских болезней «Бабушкины рецепты».
Таким образом, здоровьесберегающая среда, созданная в условиях нашей группы, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков, навыков ведения здорового образа жизни. Также созданные мною условия позволяют эффективно решать вопросы полноценного физического развития дошкольников, сохранения и укрепления их здоровья, воспитывать у детей потребность в положительном эмоциональном восприятии жизни. Динамику развития детей в данном направлении можно наблюдать в предложенной мной диаграмме:
Литература:
- Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства // Дошкольное воспитание. 2004. № 1. С. 114‑117.
- Галанов А.А. «Игры, которые лечат».
- Новикова Е. Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. М., 1999.
- Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей. С. Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности. № 2. С. 171—187.
- Терновская С. А., Теплякова Л. А. Создание здоровьесберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. 2005. № 4. С. 61—65.
- Интернет – ресурсы.