Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из вариативных форм дошкольного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тарасова, Г. В. Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» как одна из вариативных форм дошкольного образования / Г. В. Тарасова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11.1 (145.1). — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40666/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлен материал по организации на базе детского сада группы кратковременного пребывания детей раннего возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Ключевые слова: адаптация, диагностика, предметно-пространственная среда, игровые приемы.

Проблема адаптации является одной из сложнейших проблем, чрезвычайно актуальной для многих областей различных наук. Вопросы адаптации личности были и остаются предметом исследования ученых: психологов, педагогов, социологов Г. А. Балл, А. И. Баркан, Е. Е. Кравцова, Я. Л. Коломенский, B. C. Мухина, В. В. Новиков, А. В. Степанов, И. В. Таранов, В. Н. Шубкин и др. Понятие «адаптация» имеет широкое значение и определяется как приспособление к окружающим условиям (от лат. adapto –приспособляю) [3]. Среди острых и социальных проблем одной из самых актуальных в настоящее время является проблема семейного воспитания. Современное состояние семьи требует иного соотношения семейного и общественного воспитания, изучения потребности семьи и её возможности в воспитании ребенка. Дошкольные образовательные услуги для определенной категории семей стали недоступными. Существенная ситуация вошла в противоречие с нормами законодательства Российской Федерации, закрепляющими за государством обязанность оказывать поддержку семье в воспитании детей дошкольного возраста, обеспечивать доступность дошкольных образовательных услуг для всех слоёв населения [1].

Одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация взаимодействия с семьёй в новых условиях. В настоящее время детский сад становится тем центром, который реально может помочь родителям в вопросах всестороннего развития личности ребёнка, в том числе в решении проблемы его социальной адаптации. В настоящее время наблюдается интенсивный приток в дошкольные учреждения детей раннего возраста. Переход ребёнка из семьи в детское учреждение оказывается достаточно резким и травмирующим событием в его жизни. Поэтому в период поступления малыша в детский сад первой и главной трудностью, с которой сталкиваются родители и педагоги является проблема адаптации к детскому учреждению [2, 4]. Диагностика адаптации детей раннего возраста при поступлении в детский сад, проводимая в нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет показала, что наиболее трудно адаптируются малыши самого младшего возраста – полуторагодовалые – только что пришедшие в детский сад из дома. Отсутствие психологической готовности к детскому учреждению чревато многочисленными психологическими и медицинскими трудностями – дети пугаются новых людей и обстановки, ощущают душевный дискомфорт, оставаясь без родителей, часто плачут, начинают непрерывно болеть, у них возникают невротические реакции, обостряются психосоматические явления и т. д. К сожалению, современные молодые родители не имеют необходимых знаний об особенностях психического развития детей данного возраста, а также навыков правильного взаимодействия с ребёнком в период подготовки к поступлению в детский сад. В нашем дошкольном образовательном учреждении используются различные формы работы с родителями вновь поступающих детей (беседы, консультации, родительские собрания, папки-передвижки и др.), однако данные формы работы недостаточно эффективны и не всегда в полной мере способствуют быстрой и безболезненной адаптации ребёнка. Поэтому мы решили апробировать новую форму работы с детьми раннего возраста и их родителями – группа кратковременного пребывания детей, не посещающих дошкольное учреждение, которая поможет повысить адаптационные возможности малышей и безболезненно переступить порог детского сада. Отличительной особенностью данной модели взаимодействия является активное привлечение семьи в детское дошкольное учреждение.

Коллективом нашего ДОУ была собрана информация о семьях микрорайона, имеющих детей дошкольного возраста и воспитывающих их на дому. Она позволила проанализировать вопросы и количество детей, не посещающих дошкольные учреждения, и выявить основные причины непосещаемости, которые заключаются в следующем: большую часть составляют дети в возрасте до 1, 5 лет – 27%, так же выявлены такие категории семей как: многодетные, матери-одиночки, дети, находящиеся дома с бабушками. Группа кратковременного пребывания «Мать и дитя» создана в 2005 году.

Главная цель:

– увеличение охвата детей дошкольным образованием;

– всестороннее развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям ДОУ;

– педагогическое просвещение родителей.

Необходимо отметить, что большое значение имела первая встреча с родителями неорганизованных детей. К ней готовились очень тщательно. В программу встречи включены: экскурсия по детском саду, встречи со специалистами, демонстрация уровня достижений воспитанников ДОУ. Длительность пребывания работы ГКП была установлена по согласованию с родителями.

Время посещения группы 3 часа. В группу малыши приходят вместе с родителями. Здесь дети имеют возможность, находясь вместе с мамой или папой, играть, двигаться, общаться с незнакомыми ему ранее детьми и взрослыми. Опытные специалисты учат родителей, как полноценно общаться с ребёнком. Они предлагают методы и приёмы обучения и воспитания малыша в зависимости от его возрастных и индивидуальных особенностей. В группе каждый взрослый может общаться со своим или чужим ребёнком, другими родителями, обсуждать сходство переживаемых ситуаций. Дети тоже имеют возможность получить первые уроки общения со сверстниками и взрослыми, свои первые знания. Воспитательно-образовательную работу с детьми осуществляет воспитатель. Деятельность малышей в нашем дошкольном учреждении осуществляется в различных помещениях – групповом, спортивном и музыкальном залах. Дети, переходя вместе с родителями из одного помещения в другое, знакомятся с пространством детского сада, постепенно осваивают его. Это является немаловажным фактором, способствующим лучшей адаптации малышей при поступлении в детский сад. Значительное внимание в процессе организации и функционирования адаптационной группы мы уделили созданию условий и организации предметно- пространственной среды. При организации предметно-пространственной среды нами соблюдаются следующие принципы: соответствие возрастным особенностям, рациональность, доступность материалов и пособий.

В групповом помещении имеются игры и игрушки в достаточном количестве, оформлены различные уголки. Воспитатель, общаясь и играя с детьми, обучает родителей различным игровым приёмам. В группе создаётся атмосфера доброжелательности и тепла, способствующая поддержанию у детей желания прийти сюда снова.

Повседневная жизнь группы складывается из: занятий по сенсорному развитию (развивают мелкую моторику рук, мышление, восприятие). На рисовании учат детей целенаправленно оставлять след на бумаге: пальчиком, ладошкой, тычком. Игровые упражнения по развитию речи являются средством общения с окружающими (развивают активную речь). Занятия по ознакомлению с окружающим миром направлены на знакомство с предметами ближайшего окружения, раскрытие разнообразных способов их использования. Воспитанники учатся слушать и понимать короткие, доступные произведения художественной литературы. Занятия по развитию движений, проходят в физкультурном зале, который оснащён различным оборудованием для выполнения общеразвивающих упражнений и основных движений. Под руководством инструктора по физической культуре малыши при заботливой поддержке родителей катают мячи, ходят по ребристым дорожкам, лазают по гимнастическим лестницам, ползают, прыгают, играют, укрепляя здоровье и получая заряд радости и бодрости. В музыкальном зале малыши вместе с мамами разучивают народные песенки, потешки, прибаутки; разнообразные движения – простые образные (зайка, птичка, мишка и др.); танцевальные движения (притопы, прихлопы, кружение, вращение рук – «фонарики» и др.), слушают музыку.

Благодаря многогранной деятельности педагогов, конструктивно взаимодействующих с родителями и воспитанниками группы «Мать и дитя», удалось сформировать у детей (в соответствии с возрастом) спо­собы и средства общения со сверстниками и взрослыми. Дети физически и психически здоровы, и благополучны; успешно адаптированы к условиям детского сада. Совместная подготовка к посещению детского сада способствует формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, повышению педагогических знаний у родителей детей раннего возраста, помогает родителям осознать важность дошкольного периода детства как базовой ступени развития личности ребёнка. Специалисты дошкольного образовательного учреждения оказывают практическую помощь родителям в организации занятий с детьми в кругу семьи, помогают взрослым увидеть мир с позиции ребёнка, относиться к малышу как к равному. Для занятий характерно использование межличностных контактов: ребёнок-ребёнок, ребёнок-взрослый, взрослый-взрослый. Родители воспитанников группы стали активными помощниками в обеспечении воспитательно-образовательного процесса ДОУ, возрос уровень их компетентности в воспитании детей. Кратковременное систематическое пребывание малыша вместе с мамой в детском саду способствует его своевременному полноценному развитию, социализации, раннему выявлению детей с отклонениями в развитии, облегчает в дальнейшем адаптацию при поступлении в детский сад на полный день. Именно степень адаптации ребёнка при поступлении его в детский сад является одним из показателей результативности таких форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй.

Из группы кратковременного пребывания «Мать и дитя» малыши при поступлении в группы на полный день адаптируются легче,чем дети, пришедшие впервые. Так, лёгкая адаптация отмечена у 58% детей, посещающих группу кратковременного пребывания, и у 38 % детей, пришедших в детский сад впервые.

В 2016 году наш детский сад участвовал в конкурсе субъектов РФ на лучшие модели дошкольного образования, представил материал по проекту «Мать и дитя», в котором была раскрыта система работы группы «Мать и дитя».

Литература:

  1. Развитие вариативных форм дошкольного образования. Организация группы кратковременного пребывания в ДОУ: практ.пособие/ авт.-сост. М. Р Даминова С.-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 207 с.
  2. Адаптация ребёнка к детскому саду. Общение речь, эмоциональное развитие / И. С. Ильина. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 144 с.
  3. Балл Г. А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности// Вопросы психологии, № 1, 1989.
  4. Давыдова О. И., Майер А. А. Адаптационные группы в ДОУ. Методическое пособие. М, 2005. – 153 с.
  5. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. – М.: Просвещение: Росмэн, 2007. – 76 с.
  6. Иванова Н. В. Социальная адаптация малышей в ДОУ / Н. В. Иванова, О. Б. Кривовицына, Е. Ю. Якупова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 120 с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, ранний возраст, родитель, дошкольное образовательное учреждение, дошкольное учреждение, группа, детское учреждение, кратковременное пребывание, дошкольное образование.


Похожие статьи

Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, в условиях дошкольной образовательной организации

В статье описывается опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами.

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания

В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Значение раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт работы раннего развития детей с ограниченными возможностями в условиях группы кратковременного пребывания «Мать и дитя».

Дошкольники с трудностями в общении: создание условий для коррекции

В статье предложена организация коррекционно-развивающей деятельности через преемственность профессиональный техникум – детский сад. Приведены практические формы применения психологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ...

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»

Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

Статья об адаптации детей к дошкольному учреждению и работе педагога-психолога с родителями и педагогами в адаптационный период.

Похожие статьи

Современные формы и методы помощи семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, в условиях дошкольной образовательной организации

В статье описывается опыт реализации проекта по организации группы кратковременного присмотра и ухода за детьми-инвалидами.

Педагогическая деятельность по социализации детей 4–6 лет в условиях групп кратковременного пребывания

В статье рассматриваются направления педагогической деятельности по социализации детей в группах кратковременного пребывания детей 4–6 лет, описаны формы работы с дошкольниками, организации развивающей предметно-пространственной среды, сотрудничества...

Адаптация детей к пребыванию в ДОО в условиях группы кратковременного пребывания

В статье рассматриваются вопросы организации необходимой адаптации детей к пребыванию в дошкольной образовательной организации. В связи с этим особое внимание обращено на одну из вариативных форм дошкольного образования — группу кратковременного преб...

Организация вариативных форм дошкольного образования детей раннего возраста в контексте социального запроса семьи

В статье рассматриваются вариативные формы дошкольного образования детей раннего возраста. Описывается опыт работы детского сада по организации адаптированной группы кратковременного пребывания детей раннего возраста.

Обоснование актуальности комплексного подхода в подготовке ребенка младшего дошкольного возраста к посещению ДОУ

В статье рассматривается проблема отсутствия у родителей устойчивого положительного отношения к деятельности по подготовке ребенка раннего возраста к посещению младшей группы дошкольного образовательного учреждения и актуальность решения этой проблем...

Значение раннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен опыт работы раннего развития детей с ограниченными возможностями в условиях группы кратковременного пребывания «Мать и дитя».

Дошкольники с трудностями в общении: создание условий для коррекции

В статье предложена организация коррекционно-развивающей деятельности через преемственность профессиональный техникум – детский сад. Приведены практические формы применения психологических технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ...

Работа с родителями в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению

В данной статье рассматриваются проблемы и пути их решения в адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.

Использование визуального расписания в работе с неговорящими детьми в ГКУ ЦСПР «Роза ветров»

Статья выполнена в рамках Гранта «Мир без границ» Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации В статье раскрываются возможности формирования альтернативной коммуникации у неговорящих детей с помощью визуального расписания в режим...

Адаптация особенного ребёнка к детскому саду

Статья об адаптации детей к дошкольному учреждению и работе педагога-психолога с родителями и педагогами в адаптационный период.

Задать вопрос