Согласно программе РС (Я) «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Республики Саха (Якутия) на 2012–2019 годы», утвержденной Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 12 октября 2011 г. N 978, целью программы является создание и обеспечение благоприятных условий для организации конкурентного туристского рынка, развития внутреннего и въездного туризма на территории Республики Саха (Якутия).
Основными задачами данной программы являются:
1. Создание инфраструктуры индустрии туризма с использованием кластерного подхода;
2. Разработка и реализация маркетинговой стратегии, направленной на формирование образа Якутии как региона, благоприятного для путешествий и отдыха;
3. Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма, направленного на содействие развитию системы обеспечения безопасности туристов, образования в сфере туризма, обеспечения и повышения качества туристских услуг и их доступности для всех слоев общества;
4. Реализация кадрового потенциала индустрии туризма.
Сроки реализации данной программы датируются в период: 2012–2019 гг.
Всего выделено на реализацию данной программы — 2 963 060 тыс. рублей.
Также, данная программа содержит 3 подпрограммы, такие как:
- Подпрограмма «Повышение качества туристских услуг»;
- Подпрограмма «Продвижение туристского продукта РС (Я) на мировом и российском туристских рынках;
- Подпрограмма «Создание современных туристко-рекреационных кластеров на территории РС (Я)
Итак, приступим к рассмотрению 3-ех подпрограмм.
Согласно подпрограмме «Повышение качества туристских услуг» ее целью является: обеспечение повышения качества туристских услуг, повышения предпринимательских компетенций, сопровождение и поддержка соответствия требованиям российского и республиканского законодательства.
Подпрограмма «Повышение качества туристских услуг» ставит перед собой следующие задачи:
- Повышение престижа занятости персонала в сфере гостеприимства;
- Повышение квалификации персонала в сфере гостеприимства;
- Внедрение системы классификации и сертификации объектов и услуг в сфере индустрии гостеприимства;
- Развитие статистического учета в сфере туризма;
- Поддержка и развитие туристских маршрутов Республики Саха (Якутия).
Сроки реализации подпрограммы: 2012–2019 гг.
На реализацию подпрограммы выделено — 11488 тыс. руб.
Ниже дан SWOT-анализ повышения качества туристских услуг в РС (Я).
Сильные стороны |
Слабые стороны |
- совершенствование форм государственного регулирования (утверждение ГОСТов, внедрение порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы, пляжи); — наличие нормативно-правовой базы государственного регулирования на республиканском уровне; — благополучная экологическая обстановка, наличие большого количества мест нетронутой природы; — развитие субъектов малого и среднего предпринимательства; — наличие сети учреждений высшего и среднего профессионального образования в сфере туризма. |
- низкий уровень культуры сервиса и услуг в сопутствующих отраслях; — отсутствие квалифицированных кадров узкой специализации в сфере туризма; — отсутствие единой политики гостеприимства; — несоответствие цены и качества туристских услуг. |
Возможности |
Угрозы |
- создание высокоэффективной системы подготовки и аккредитации экскурсоводов и гидов-переводчиков в Республике Саха (Якутия); — совершенствование развития отрасли туризма; — кластерное развитие территорий |
- низкий уровень развития специализированной инфраструктуры и сервиса (гостиницы, организации общественного питания, пассажирский транспорт); — несоблюдение стандартов качества предоставляемых услуг. |
Перейдем к рассмотрению следующей подпрограммы «Продвижение туристского продукта РС (Я) на мировом и российском туристских рынках».
Согласно данной подпрограмме, целью данной программы является: продвижение туристско-рекреационного и инвестиционного потенциала, турпродуктов Республики Саха (Якутия) на туристские рынки.
В задачи подпрограммы «Продвижение туристского продукта РС (Я) на мировом и российском туристских рынках» входят:
- Закрепление стратегических возможностей и конкурентных преимуществ Республики Саха (Якутия) на внутреннем и международном туристских рынках;
- Увеличение некоммерческой рекламы Республики Саха (Якутия);
- Системное позиционирование турпродуктов Республики Саха (Якутия), повышение ротации в СМИ о туристских возможностях.
Сроки реализации данной подпрограммы разделены на 3 этапа:
1 этап: 2012 год — разработка и внедрение инновационных технологий продвижения туристских услуг, формирование узнаваемости туристского бренда;
2 этап: 2013–2015 годы — реализация программных мероприятий, увеличение ротации в СМИ, расширение географии презентации туристского и инвестиционного потенциала;
3 этап: 2016–2019 годы — анализ эффективности механизмов, достигнутых результатов, обновление маркетинговой стратегии.
На реализацию подпрограммы выделено — 28031,45 тыс. руб.
Ниже представлен SWOT-анализ продвижения туристского продукта РС (Я)
Сильные стороны |
Слабые стороны |
— уникальные природные ресурсы; — богатство палеонтологических и археологических находок; — стабильная социальная ситуация; — благополучная экологическая обстановка, — наличие большого количества мест нетронутой природы; — мировые тенденции к увеличению спроса на первозданные природные территории; — растущая популярность экологического и этнографического туризма и путешествий по северным широтам; — международная политика по сохранению цивилизаций малых коренных народностей |
— хрупкость и уязвимость природного баланса северных экосистем; —слабое развитие сферы платных услуг; — узкий ассортимент туристских услуг; — отсутствие единой политики гостеприимства; — слабая система продвижения турпродуктов; — несоответствие цены и качества туристских услуг. |
Возможности |
Угрозы |
— нарастающие тенденции укрепления международного сотрудничества со странами АТР; — привлечение иностранных и российских инвесторов для финансирования отрасли туризма |
— повышенная частота природных катастроф в республике; — усиление техногенного воздействия на природные комплексы, ухудшающего качество лесных и водных ресурсов; — актуальность формирования туристского сознания общества. |
Перейдем к рассмотрению последней подпрограммы «Создание современных туристско-рекреационных кластеров на территории РС (Я).
Согласно данной подпрограмме, целью является: обеспечение конкурентоспособной инфраструктуры туризма в наиболее перспективных для развития внутреннего и въездного туризма районах Республики Саха (Якутия), повышение инвестиционной привлекательности отрасли туризма, равномерное территориально-рекреационное развитие районов Республики Саха (Якутия).
Основные задачи подпрограммы:
- Создание объектов индустрии туризма с использованием кластерного подхода;
- Создание комплекса обеспечивающей инфраструктуры туристских кластеров в Республике Саха (Якутия).
Сроки реализации данной подпрограммы рассчитаны на 2012–2019 гг.
Общий объем средств на реализацию данной подпрограммы составляет 2 923 541 тыс. руб.
Также, по данной подпрограмме представлен SWOT-анализ развития инфраструктуры туризма в РС (Я).
Сильные стороны |
Слабые стороны |
— формирующийся мощный инфраструктурный и транспортный комплекс; — наличие значительного туристско-рекреационного потенциала и уникальных объектов туристского показа; — тенденция к интеграции экономики регионов Дальнего Востока и Байкальского региона, возможность формирования межрегиональных туристских проектов; — развитая инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства. |
— значительная продолжительность «мертвого» сезона в связи с экстремальными природно-климатическими условиями; — неразвитость гостиничного сектора и общий низкий уровень развития туристской инфраструктуры; — недостаточное развитие сферы платных услуг; — узкий ассортимент туристских услуг; — отсутствие единой политики гостеприимства; — несоответствие цены и качества туристских услуг. |
Возможности |
Угрозы |
— создание высокоэффективного межотраслевого комплекса экспортной ориентации, обеспечение высокого уровня трудовой занятости и доходов местного населения; — занятие собственной оригинальной ниши на рынке туристских услуг и обеспечение надежной конкурентоспособности туристских продуктов; — проведение мероприятий в РС(Я) по разработке экономического и правового механизмов приоритетной поддержки въездного и внутреннего туризма; — привлечение иностранных и российских инвесторов для финансирования отрасли туризма. |
— отсутствие системы комплексного развития индустрии туризма, сопутствующей инфраструктуры и защиты окружающей среды; — низкий уровень развития инфраструктуры и сервиса, в том числе гостиниц, организаций общественного питания, пассажирского транспорта; — неудовлетворительное состояние ключевых туристских объектов, в том числе памятников истории и культуры; — усиление выездного туризма в другие регионы и за границу; — ресурсные и финансовые ограничения. |
Таким образом, был проделан анализ государственной программы Республики Саха (Якутия) «Развитие внутреннего и въездного туризма на территории Республики Саха (Якутия) на 2012–2019 годы».
Литература:
- Сайт министерства по делам предпринимательства и развития туризма Республики Саха (Якутия) [Электронный ресурс]. — https://minpredpr.sakha.gov.ru/ukaz-prezidenta
- Указ Президента Республики Саха (Якутия) «О государственной программе развития внутреннего и въездного туризма на территории Республики Саха (Якутия) на 2012–2019 годы» от 12.10.11 г. http://docs.cntd.ru/document/473509602