Состояние правового обеспечения в сфере информационной открытости института государственного управления | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 16.03.2017

Статья просмотрена: 396 раз

Библиографическое описание:

Митронова, Н. А. Состояние правового обеспечения в сфере информационной открытости института государственного управления / Н. А. Митронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 349-351. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40681/ (дата обращения: 18.12.2024).



Происходящая в настоящее время модернизация института государственного управления предусматривает обеспечение информационной открытости и прозрачности (транспарентности). Принцип информационной открытости, являясь важным условием реформирования госуправления, связан с одной из главных задач государства — обеспечение гарантированного свободного доступа граждан к информации.

В сентябре 2011 года был запущен международный проект — Открытое правительство/Open government (http://www.opengovpartnership.org), направленный на достижение открытости, прозрачности и подотчетности в государственном управлении, борьбу с коррупцией, а также с целью вовлечения гражданского общества в процесс обсуждения и принятия важных решений.

Россия не является участником Партнерства «Открытое Правительство»/ OGP, но сотрудничает с организацией в рамках решений «Большой восьмерки». Так, в июне 2013 г. на саммите «Большой восьмерки» в Лох-Эрне была принята Хартия открытых данных. Страны G8 обязались до конца 2015 года опубликовать самые востребованные государственные данные в машиночитаемом формате.

Очень важно при построении открытого информационного общества динамичное развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей эффективное госуправление при условии повышенного уровня открытости и прозрачности информации в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В связи с этим была разработана и утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 7 февраля 2008г. № ПР-212 «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», приоритетными задачами которой являются: доступность социально значимой информации, расширение использования интернет-технологий для повышения эффективности взаимодействия государства и общества, а также доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В России Конституция Российской Федерации закрепляет основные гарантии прав граждан в сфере получения, использования и распространения информации [1]. Так в части 4 статьи 29 указано, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым доступным способом. Однако, данное право граждан может быть ограниченно условиями их проживания, поскольку в некоторых отдаленных районах РФ и в сельской местности населению мешает недостаточная развитость инфраструктуры публичного доступа к сайтам и другим средствам информационно-справочной поддержки и обслуживания. Многое зависит от умения населением пользоваться интерактивными сервисами, возможности доступа к Интернету и связано непосредственно с социально-экономическим развитием региона.

В то же время Конституция РФ закрепляет и обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (часть 2 статьи 24).

Таким образом, право личности на участие в информационном обществе включает в себя свободный доступ к сетям электронных коммуникаций и услугам, право на неограниченный доступ к электронным коммуникациям и на участие в различных услугах информационного общества.

Следует отметить, что информационные правоотношения представляют собой возникающие на основе норм права общественные связи, участники которых приобретают субъективные права и обязанности, обеспеченные государством в информационной сфере. Эти права и обязанности можно охарактеризовать как однородную группу общественных отношений в информационной сфере.

Однако, законодательного определения информационной сферы как сферы деятельности, связанной с созданием, распространением и потреблением информации, в настоящее время нет. Особенности информационных правоотношений, связанных с обеспечением информационной открытости, сводятся к тому, что эти отношения:

‒ опосредствуют государственную политику признания, соблюдения и защиты информационных прав и свобод человека и гражданина;

‒ возникают, развиваются и прекращаются в информационной сфере при самостоятельном обороте как обращения обособленной информации, при создании и применении автоматизированных информационных технологий;

‒ отражают особенности применения публично-правовых и гражданско-правовых методов регулирования при осуществлении прав и свобод с учетом специфических особенностей и юридических свойств информации, информационных и иных объектов информационной среды;

‒ возникают, развиваются и прекращаются по поводу неблагоприятных информационных воздействий и угроз интересам личности, общества, государства в информационной сфере, в связи с защитой информации от несанкционированного доступа, обеспечением состояния защищенности информационных и телекоммуникационных систем.

Отношения субъектов информационно-правовой деятельности по обеспечению информационной открытости касаются:

‒ формирования и развития информационной инфраструктуры страны;

‒ реализации права на информацию;

‒ защиты личности, общества, государства от недоброкачественной, ложной информации и дезинформации;

‒ защиты интеллектуальной собственности в информационных системах;

‒ защиты информации, в том числе персональных данных, в информационных системах;

‒ применения возможностей информационных технологий для развития новых форм трудовой деятельности, образования и воспитания;

‒ защиты прав потребителей и развитие конкуренции в информационной сфере;

‒ реализации ответственности за правонарушения в информационной сфере;

‒ стандартизации как средства обеспечения совместив=мости в коммуникационных сетях;

‒ международного сотрудничества по проблемам создания глобального информационного общества;

‒ координации работ по реализации программы вхождения России в информационное общество.

Следует отметить, что базовым для регулирования правоотношений в сфере обеспечения информационной открытости является Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [2]. Однако, право на получение информации в электронной форме включает в себя обязанность государства по созданию условий для доступа к электронной информации (продукции), к обмену и распространению таковой.

Современное российское общество заинтересовано в развитии прозрачности и открытости государственного управления. Однако, в нормативных правовых актах отсутствует определение информационной открытости, являющейся важной составляющей в процессе правового регулирования обеспечения доступа к информации о деятельности органов государственной власти.

Необходима организация внедрения единого портала бюджетной системы Российской Федерации в целях формирования дополнительных механизмов общественного контроля за деятельностью государственных и муниципальных учреждений и повышения деятельности органов государственного управления и качества принимаемых ими решений. Целесообразно сформировать единый реестр государственных информационных ресурсов и разработки проекта федерального закона о государственных информационных ресурсах.

Одним из ключевых документов, направленных на реализацию стратегических задач, является государственная программа РФ «Информационное общество (2011–2020 годы)», утвержденная Председателем Правительства РФ в декабре 2011 г.

В соответствии с данной программы во всех регионах Российской Федерации были разработаны и внедрены проекты «Открытый регион», в рамках которого происходит реализация органами власти субъектов Российской Федерации системы мер по формированию и развитию открытого государственного управления на уровне субъекта Российской Федерации.

Официальный сайт открытого правительства определяет, что «внедрение механизмов открытости государственного и муниципального управления в субъектах Российской Федерации в первую очередь направлено на:

‒ повышение кадрового потенциала государственной гражданской службы;

‒ повышение качества решений органов государственной и муниципальной власти;

‒ повышение эффективности предоставления бюджетных услуг за счет развития конкурентной среды в их осуществлении и более полного использования потенциала общества в разработке государственных решений и реализации отдельных государственных функций;

‒ снижение уровня коррупции в органах власти, в том числе в процессе предоставления бюджетных услуг;

‒ повышение качества государственных услуг, а также уровня удовлетворенности населения качеством государственных услуг;

‒ повышение инвестиционного потенциала региона и рост конкурентоспособности территорий за счет более понятной и благоприятной институциональной среды и инвестиционных возможностей;

‒ рост качества жизни за счет своевременного и оптимального ответа на социально-экономические вызовы;

‒ рост доверия между государством и обществом.

В данном проекте участвовали 25 регионов России (Москва, Республика Башкортостан, Волгоградская область, Хабаровский край и др.). Одним из пилотных регионов, которые участвовали в проекте была и Тульская область. Составной частью проекта «Открытый регион» являются проекты «Открытый муниципалитет», «Открытые данные» и «Народный бюджет».

В рамках этой работы с учетом федерального опыта и участием экспертного и бизнес-сообщества была создана рабочая группа «Совет по открытым данным Тульской области» при комиссии по реализации проекта «Открытый регион» в Тульской области. На заседаниях совета рассмотрены разработанные правительством Тульской области проекты нормативных правовых актов, необходимых для развития системы открытых данных в Тульской области (концепция «Открытые данные Тульской области», дорожная карта по ее реализации, концепция «Портала открытых данных Тульской области»).

Для обеспечения системного подхода и создания единой методологической основы реализации данных целей в Тульской области разработаны концепция и стандарт открытости органов местного самоуправления Тульской области.

Согласно концепции открытость органов местного самоуправления достигается посредством последовательного внедрения в их деятельность и неукоснительного соблюдения при реализации полномочий и функций принципов открытости, достоверности и доступности информации (Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»; Федеральный закон от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (с изменениями и дополнениями на 7 июня 2013 года); Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг в Российской Федерации» и др.)

Перечень законодательных актов достаточно широк, однако, при разработке законов в них не предусматривались соответствующие возможности граждан. В современной России все же наблюдается положительная тенденция обеспечения реализации прав граждан на доступ к информации в рамках формирования института открытого государственного управления.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.// Собр. Законодательства Рос. Федерации.- 2014. — № 30 (Часть I), ст. 4202.
  2. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федер. закон Рос. Федерации от 27 июля 2007 г. № 149-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2006. — № 31 (ч.I), ст. 3448; 2014. — № 30 (часть I), ст. 4223.
Основные термины (генерируются автоматически): Тульская область, Российская Федерация, информационная сфера, информационная открытость, местное самоуправление, Информационное общество, государственное управление, данные, государственная власть, открытое государственное управление.


Похожие статьи

Эффективность программных средств информационной системы в сфере безопасности финансовой организации

Кадровая безопасность в системе экономической оценки деятельности фирмы

Состояние должностной преступности в сфере экономической деятельности в России

Актуальные проблемы контрольно-надзорной функции в системе государственного управления

Состояние законности и работа органов прокуратуры Российской Федерации в сфере правовой статистики

Анализ современного положения предпринимательского сектора экономики в инновационной системе России

Оценка эффективности внедрения риск-ориентированного подхода в систему налогового контроля Российской Федерации

Оценка развития рынка информационных технологий в финансовой сфере России

Зарубежный опыт измерения и обеспечения эффективности в сфере государственно-частного партнерства

Актуальные аспекты образовательной политики в системе высшего юридического образования

Похожие статьи

Эффективность программных средств информационной системы в сфере безопасности финансовой организации

Кадровая безопасность в системе экономической оценки деятельности фирмы

Состояние должностной преступности в сфере экономической деятельности в России

Актуальные проблемы контрольно-надзорной функции в системе государственного управления

Состояние законности и работа органов прокуратуры Российской Федерации в сфере правовой статистики

Анализ современного положения предпринимательского сектора экономики в инновационной системе России

Оценка эффективности внедрения риск-ориентированного подхода в систему налогового контроля Российской Федерации

Оценка развития рынка информационных технологий в финансовой сфере России

Зарубежный опыт измерения и обеспечения эффективности в сфере государственно-частного партнерства

Актуальные аспекты образовательной политики в системе высшего юридического образования

Задать вопрос