Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 18.03.2017

Статья просмотрена: 2200 раз

Библиографическое описание:

Ядрова, Н. В. Основные направления работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов / Н. В. Ядрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 517-520. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40706/ (дата обращения: 18.12.2024).



В настоящее время одной из актуальных проблем педагогической психологии стала проблема профессионального стресса у педагогов. В Международной классификации болезней (МКБ — 10) профессиональный стресс выделен в отдельную рубрику.

Стресс (от анг. stress — давление, напряжение) — термин, введенный в медицинскую науку Г. Селье в 1926 году. Данное определение используется для обозначения обширного круга состояний человека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры).

Профессиональный стрессэто термин, используемый для обозначения феномена, проявляющегося в физических и психических реакциях на напряженные ситуации в педагогической деятельности. Профессиональный стресс в современное время называют «глобальной эпидемией», которая встречается в любой профессии. По подсчетам Международной организации труда убытки в результате профессионального стресса в виде оплаты больничных, стоимости госпитализаций работников, амбулаторного лечения, снижение производительности исчисляются миллионами долларов ежемесячно.

Защитной реакцией на постоянные стрессовые воздействия на работе может явиться профессиональное выгорание, которое как следствие негативно скажется на психофизиологическом здоровье и продуктивности деятельности педагогов. Основными признаками, указывающими на наличие профессионального выгорания, являются — личностная отстраненность от коллег и учащихся, чувство эмоционального истощения, снижение мотивации к работе [1].

Выгорание по мнению исследователей является отдельным аспектом профессионального стресса, который представляет собой модель ответных реакций на хронические рабочие стрессоры.

Причинами возникновения профессионального стресса у педагогов выступают следующие факторы:

– слабая внутренняя коммуникация в организации образования;

– некорректное распределение обязанностей труда, отсутствие четких заданий по работе;

– отсутствие перспективы профессионального роста, слишком быстрый карьерный рост;

– стрессовый режим работы, ситуации перенапряжения;

– низкая заработная оплата труда;

– стиль руководства в коллективе (авторитарный, либеральный);

– инновационная деятельность в организации образования;

– профессиональная некомпетентность;

– смена места работы;

– недостаточная мотивация труда.

Так же профессиональный стресс могут вызвать внешние раздражители труда:

– шум на работе;

– теснота в помещении;

– отсутствие вентиляции;

– высокая, низкая температура;

– недостаточный свет;

– нехватка методических, информационных ресурсов.

Наличие стрессовых ситуаций в педагогическом коллективе впоследствии могут выразиться в следующих заболеваниях:

– сердечные патологии;

– патологии костно-мышечного аппарата;

– депрессивные состояния, астения;

– травмы и аварии на производстве;

– суицидальные проявления;

– онкологические заболевания;

– заболевания желудочно-кишечного тракта;

– снижение продуктивности труда.

Профессиональный стресс может оказывать на деятельность педагога как положительное (мобилизирующее), так и отрицательное (тормозящее) влияние.

В первом случае мы говорим об аустрессе (активизирующий стресс, мобилизующий, улучшающий протекание психологических и физиологических функций), во втором случае о дистрессе (истощение и дезорганизация организма в результате длительного воздействия стрессогенных факторов).

Основными направлениями работы психолога по профилактике профессиональных стрессов у педагогов являются психодиагностика, просвещение и коррекция.

Диагностика наличия у сотрудников стрессовых ситуаций в коллективе, признаков профессионального выгорания, выявления факторов влияющих на их возникновение включает в себя комплекс методов:

– наблюдение — помогает диагностировать состояние психологического благополучия сотрудников организации образования, выявить индивидуально-психологические, социальные и организационные факторы вызывающие стрессовые ситуации в профессиональной деятельности педагогов;

– методы опроса предназначены для выявления эмоционального состояния учителей, взаимоотношения с коллегами, учащимися, отношение к работе;

– методы анализа документации и экспертных оценок помогут в изучении объективного состояния организационных, социальных, психологических характеристик профессиональной деятельности педагогов;

– психодиагностические методики на выявление оценки нервно-психического напряжения, актуального эмоционального состояния, склонности к развитию стресса.

Результаты проведенной диагностики дают возможность разработать комплекс мероприятий в виде тренингов, семинаров, консультаций по профилактике и коррекции профессиональных стрессов, выгорания в педагогическом коллективе.

В качестве эффективных форм проведения просветительской работы можно выделить интерактивные лекции, семинары, практические занятия, тренинги. В рамках данных мероприятий психолог организации знакомит с понятиями профессионального стресса, эмоционального выгорания, факторами, способствующими их возникновению и возможными путями предотвращения снижения негативного влияния на личность и деятельность педагогов. К данному направлению работы так же относится обучение учителей навыкам эффективной коммуникации, стратегиям поведения в конфликтных ситуациях.

Коррекционная работа с педагогическим коллективом включает в себя работу с индивидуально-личностными особенностями и мотивационной сферой педагога, обучение навыкам самообладания, способам борьбы со стрессом, приемами релаксации в ходе групповой и индивидуальной работы.

В индивидуальной и групповой работе, с учетом факторов, провоцирующих профессиональный стресс у педагогов, в организациях образования рекомендуются следующие мероприятия по профилактике:

  1. Индивидуальные факторы личности педагогов — нейротизм, ранимость, эмоциональная возбудимость, низкий уровень самооценки, притязаний, неуверенность учителя в себе, своих силах, трудоголизм и др.).

Рекомендуется коррекция мотивационной сферы и личностных особенностей педагогов. Профилактическая работа должна быть направлена на обучение навыкам совладания со стрессом, умение управлять эмоциональным состоянием на работе. Применение в тренинговой работе упражнений на повышение самооценки, уровня притязаний в работе, уверенности в себе.

  1. Факторы, связанные со спецификой работы в школе (высокий уровень интенсивности труда, интеллектуальная нагрузка, высокое эмоциональное напряжение, интерпретация и переработка большого объема информации, принятие решений в ситуациях с повышенной ответственностью).

Основная работа социально-психологической службы в данном случае должна быть направлена на снижение рабочей нагрузки, грамотное распределение рабочего времени, использование техник восстановления затраченных усилий, обучение умению презентовать себя, обучения антистрессовым навыкам в работе.

  1. Организационные факторы (дефицит времени, чрезмерный контроль деятельности педагогов, недостаток признания, положительной оценки деятельности, отсутствие возможностей профессионального роста).

Просветительская и коррекционная работа психолога должна быть напрвлена на консультирование администрации по вопросам структурирования работы, четкую регламентацию труда, грамотную организацию рабочих мест в школе, улучшение материального оснащения, материальное и моральное стимулирование.

  1. Социально-психологические факторы (неблагоприятный климат в коллективе, наличие конфликтов в профессиональной среде, трудный контингент учащихся).

Практические мероприятия в данной ситуации будут направлены на улучшение взаимоотношений и социально-психологического климата в коллективе, организацию совместного отдыха, предоставление членам коллектива социальной поддержки.

На уроне работы с организацией основными направлениями практической психологической работы являются:

– Диагностика объективного состояния организационных и социально-психологических характеристик профессиональной деятельности;

– Оптимизация организации труда — организация рабочего дня сотрудников, с учетом равномерного распределения рабочей нагрузки, регламентации рабочего времени, улучшения материально-технического оснащения, разработки методов стимулирования труда, предоставления педагогам возможности непрерывного повышения квалификации и карьерного роста.

– Улучшение социально-психологического климата, взаимоотношений в коллективе и с администрацией школы, предоставление социальной поддержки членам коллектива.

Данные мероприятия по изучению проблемы профессионального стресса, своевременной диагностики и разработки системы профилактической работы позволит снизить возникновение стрессовых ситуаций, уровень эмоционального выгорания педагогов и тем самым повысить эффективность профессиональной деятельности организаций образования в целом.

Литература:

  1. Борисова, М. В. Диагностика и профилактика эмоционального выгорания [Текст]: учебно-метод. пособ. / М. В. Борисова. — Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2005. — 43 с.
  2. Борисова, М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов [Текст] / М. В. Борисова // Вопросы психологии. — 2005. — № 2. — С. 96–105.
  3. Вильямс К. Тренинг по управлению стрессом. М., 2002.
  4. Водопьянова Н. Н., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб., 2005.
  5. Водопьянова, Н. Е., Старченкова, Е. С. Син-дром выгорания: диагностика и профилактика [Текст] / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — СПб.: Питер, 2008. — 336 с.
  6. Гремлинг С., Ауэрбах С. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002.
  7. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности [Текст] / В. Е. Орел. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. — 330 с.
  8. Селье Г. Стресс без дистресса. М., 1979.
  9. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб., 2006.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный стресс, организация образования, педагогический коллектив, профессиональное выгорание, работа, ситуация, объективное состояние, профессиональный рост, профилактическая работа, рабочая нагрузка.


Похожие статьи

Основные направления роботы социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Основные профессиональные и этические принципы психодиагностики при подготовке будущих профессиональных учителей

Основные функции методики становления хореографических умений у детей дошкольного возраста

Основные направления работы педагога дополнительного образования в процессе формирования экологической культуры младших школьников

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Научно-практические основания мониторинга качества повышения квалификации педагогов

Педагогические приемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста, обеспечивающие успешное формирование их функциональной грамотности

Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Похожие статьи

Основные направления роботы социального педагога в профессиональном самоопределении старшеклассников

Педагогические основы повышения профессиональной ориентации и способности школьного психолога к выбору профессии для старшеклассников

Основные профессиональные и этические принципы психодиагностики при подготовке будущих профессиональных учителей

Основные функции методики становления хореографических умений у детей дошкольного возраста

Основные направления работы педагога дополнительного образования в процессе формирования экологической культуры младших школьников

Методы измерения профессиональных способностей при подготовке будущего учителя профессионального образования

Научно-практические основания мониторинга качества повышения квалификации педагогов

Педагогические приемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста, обеспечивающие успешное формирование их функциональной грамотности

Содержание работы педагога-психолога по оказанию помощи учащимся старшего школьного возраста в профессиональном самоопределении

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Задать вопрос