Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Валиева, Т. А. Этика и деонтология в работе среднего медицинского персонала / Т. А. Валиева, Р. А. Азизова, Раъно Эркиновна, Гиясова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 125-128. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40716/ (дата обращения: 18.12.2024).



Сегодня в мире все более сильные позиции завоевывает гуманистическая медицина, когда медицинские работники несут полную ответственность за здоровье пациента и привлечение пациента к сотрудничеству, осознанию им ответственности за свое здоровье.

Ключевые слова: гуманистическая медицина, взаимодействию между медицинским работником и пациентом, этического воспитание, деонтологические подходы, дефект в этических поведениях деонтологии медицинской помощи

Сделай трудное — привычным, привычное — лёгким, лёгкое — приятным.

Л. Н. Толстой

Актуальность: На сегодняшний день все больше позиции завоевывает гуманистическая медицина, где в процессе лечения отводится важное место открытой коммуникации, взаимному уважению и эмоциональному взаимодействию между медицинским работником и пациентом. Значение этического воспитание и знание деонтологических подходов к больным среди среднего медицинского персонала имеет немаловажное значение.

Цель: Основной целью является изучение улучшение постановки дел добросовестной работой медицинской сестры с помощью знания этики и деонтологии её влияние на правильное проведение качественной медицинской помощи в выздоровлении и повышению эффективности лечения.

Материалы иметоды исследования: Материалом являются литературные данные и клинические наблюдения за больными во взрослом терапевтическом отделении клиники Ташкентскго педиатрического медицинского института (ТашПМИ). По литературным данным залогом быстрого выздоровления и предотвращения расстройства здоровья больных являются повышение культуры медицинского обслуживания не только в условиях клиники, но и во всех этапах лечебно-профилактической работы, работа с больными о переживании своей болезни и другие. Многие авторы отмечают дефект в этических поведениях деонтологии медицинской помощи пострадавшим в различных этапах со стороны врачей и среднего медицинского персонала. Под дефектом медицинской помощи понимаются различные недостатки в проведении санитарно-профилактических мероприятий и оказания медицинской помощи населению. [6]

Н. В. Еренкова (1989) и М. Я. Яровицкий (1999) считают, что общения медицинского персонала с больным или в присутствии больного между собой является частью «деонтологии». Морально-этическое состояние больного имеет большое значение в процессе лечения различных патологических состояниях и об этом надо всегда помнить не только лечащий врач, но и медицинский персонал. Это неизбежно повышает потенциал выздоровления больного и с давних времен также действовали знахари и травники, также медицинский персонал должны постоянно поднимать духовное внутреннее состояние своего пациента.

Медицинская этика (лат. ethica, от греч. ethice — изучение нравственности, морали), или медицинская деонтология (греч. deon — долг; термин «деонтология» широко использовался в отечественной литературе последних лет), — совокупность этических норм и принципов поведения медицинских работников при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. [1,3.]

К проблеме медицинской этики и деонтологии посвящено большое количество работ, где рассматриваются взаимоотношения медицинского работника между больным, медицинского работника между обществом, а также отношения медицинских работников между собой.

Впервые, будучи студентами, медицинские работники знакомятся с понятием профессиональной медицинской этики, изучают ее основы. Профессиональная этика- это принципы поведения в процессе профессиональной деятельности человека. Деонтология это- учение о долге человека перед другим человеком и обществом в целом. Эти два принципа неотделимо друг от друга идут в одну ногу в помощь медицинским работникам в их благородной деятельности — оказании помощи для быстрого выздоровления больного человека. Но для формирования нравственно-этических качеств этого недостаточно, и только при погружении в профессиональную среду, при столкновении с реальными пациентами и различными трудностями начинается этот длительный процесс. Вот почему вопросам медицинской этики, анализу различных ситуаций и проблем, возникающих в связи с постоянным прогрессом медицины и изменениями в обществе, должно уделяться внимание и в сфере дополнительного образования.

Медицинская этика прошла большой и сложный путь своего развития. Истоки деонтологии уходят в глубокую древность. Первый человек, который оказал медицинскую помощь своему ближнему, сделал это из чувства сострадания, стремления помочь в несчастье, облегчить его боль, т. е. из чувства гуманности. Гуманизм в медицине составляет ее этическую основу, ее мораль и служит нравственному развитию личности медицинского работника. Без гуманизма медицина теряет право на существование, ибо ее научные и профессиональные принципы вступают в противоречие с основной ее целью — служить человеку. [4,8]. Именно гуманность была всегда и остаётся особенностью медицины и врача, а также медицинской сестры.

Общеизвестно, что примеры жизни и деятельности великих личностей способствуют развитию этико-деонтологических отношений, подробно освещается в истории развития сестринского дела в России и за рубежом. Такими деятелями исторических личностей, внесших значительный вклад в становление сестринского дела являются — Флоренс Найтингейл, Екатерина Михайловна Бакунина, великие княгини Александра Николаевна и Елена Павловна, Даша Севастопольская (Дарья Лаврентьевна Михайлова) и многие другие. Только в XX-начале XXI вв. появились новые, более приемлемые формы в современных условиях.

Таким является Этический кодекс медицинской сестры 2010 года, составителями, которого являются Иванюшкин А. Я., Доктор философских наук, кандидат медицинских наук, Самойленко В. В. Заместитель директора Федерального Государственного образовательного учреждения средне-профессионального образования (ФГОУ СПО) Санкт-Петербургского медико-технологического колледжа Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА) России. [8]

На сегодня этика существует в четырех формах или моделях:

  1. Модель Гиппократа, основной принцип — «не навреди». Принципы врачевания, заложенные отцом медицины Гиппократом (460–377гг.), лежат у истоков врачебной этики и отражены в знаменитой «Клятве», которая и сегодня актуальна.
  2. Модель Парацельса (1493 -1541гг.) — «Делать добро», сложилась в средние века. Основное значение имеет эмоциональный контакт врача с пациентом, на основе которого строится весь лечебный процесс. [2,7]
  3. Деонтологическая модель или врачебная этика возникла в 1840 г. ввёл выдающийся хирург Н. Н. Петров. Основным принципом является «нравственная безупречность», «соблюдение долга». Она базируется на строжайшем исполнении «кодекса чести».
  4. Биоэтика — современная форма традиционной биомедицинской этики является принцип «уважения прав и достоинства человека (термин «биоэтика» или этика жизни предложен В. Р. Поттером в 1969 году).

Знание этики и деонтологии способствует не только изучению нравственности человека и на его идеологическое формирование. [9,10]

В процессе деятельности между медицинской сестрой и пациентом, необходимо установления доверительных отношений. Обязательным условием для установления доверительных отношений является уверенность пациента в конфиденциальности бесед с медицинским работником. [2].

В настоящее время, медицинская этика включает в себя четыре универсальных этических принципа: милосердие, автономию, справедливость и полноту медицинской помощи.

Принцип милосердия гласит: “Я принесу добро пациенту, или, по крайней мере, не причиню ему вреда”. Милосердие подразумевает чуткое и внимательное отношение к пациенту, выбор методов лечения пропорциональных тяжести состояния, главное, чтобы любое действие медицинского работника было направлено во благо конкретного пациента.

С принципом автономии связаны такие аспекты оказания медицинской помощи, как конфиденциальность, уважение к культуре, религии, политическим и иным убеждениям пациента, информированное согласие на медицинское вмешательство и совместное планирование, и осуществление плана ухода, а также самостоятельное принятие пациентом решений.

Принцип справедливости требует равного отношения медицинских работников и оказания равноценной помощи всем пациентам вне зависимости от их статуса, положения, профессии или иных внешних обстоятельств. [5]

Для проведения анализа и определения уровня развития этического и деонтологического воспитания среднего медицинского персонала в терапевтическом отделении клиники ТашПМИ было проведено тестирование и анкетирование после проведения докладов и бесед по теме этико-деонтолгического поведения среди медицинского персонала. Под наблюдением были 78 больных со средней тяжестью, различными диагнозами. У каждого пациента по листу назначения фармакотерапия включало 70–85 % парентеральных назначений, а остальные энтеральные назначения. Для оптимизации качественной и эффективной работы медицинского персонала проводились с ними доклады на тему деонтологии медицинского персонала и порядок проведения лечебных мероприятий с больными. Важное значение имеет недопущение фактов: дефектов интеллигентности и культуры, таких как ограниченный интеллект, не самокритичность, небрежность, самоуверенность, торопливость и многие другие неблагоприятные обстоятельства. Проводимые доклады и беседы дали свои положительные результаты, вследствие чего у больных самочувствие улучшалось, повышалось настроение на 2–4 сутки после поступления и уменьшались основные жалобы по заболеваниям.

Первый вопросник состоял из 10 вопросов предназначенный для врачей. Он позволил определить уровень грамотности в области этики и деонтологии среднего медицинского персонала. В опросе принимали участие врачи разных отделений, где наряду с положительными ответами отмечались отрицательные и они составили 70,3 %; 29, 7 %, соответственно.

Второй вопросник состоял из 5 вопросов предназначенный 78 пациентам для проведения анкетирования в течении месяца, который позволил выявить уровень этического и деонтологического поведения средних медицинских работников. В ходе проведенного анкетирования по вопроснику было определено, что большая часть показали положительные результаты (82,5 %).

Третий вопросник состоял из 10 вопросов и был предназначен для самооценки деятельности средним медицинским персоналом в области этического и деонтологического поведения при работе с пациентами. Анализ анкетирования ответов средних медицинских работников показали на ряду с положительными 19,1 % отрицательных результатов.

Таким образом, подведя итог можно отметить, что около 29, 7 % опрошенных врачей сталкиваются с неэтичным поведением со стороны среднего медицинского персонала. Культура общения среднего медицинского персонала находятся условно на должном уровне не только в отношении больных, но и в отношении врачей. Проведенные мероприятия с медицинскими сестрами привели к тому, что с их чутким, индивидуальным подходом, состояние больных улучшалось, повышалось настроение, что отражалось на течении заболевания в сторону выздоровления.

Вывод:

  1. Правильно поставленное этическое и деонтологическое поведение медицинского персонала помогает больному быстрому выздоровлению.
  2. Необходимо основной уклон делать на актуальные этическо-нравственные основы в медицине, моральную ответственность.
  3. Внедрение обучающих тренингов, или школ этики и деонтологии в лечебных учреждениях.

Литература:

  1. Эльштейн Н. В. Медицинская этика и современность //Клиническая медицина, 2000.- с.14–18.
  2. Яровинский М. Я. Мудрость врачевания ХХIвека: научное издание/М. Я. Яровинский //Мед.помощь.-М.,2006.№ 1-с.46–50.
  3. Н. В. Еренкова. Ятрогения в педиатрии и её профилактика//Педиатрия: М.Медицина.1989.№ 7.С.81–86.
  4. Карпова Т. Н., Леушина Ю. А., Екимова Ю. В. Формирование нравственно-этических качеств медицинских работников./Научно-практическая конференция. Омск декабрь 2012-март 2013 (Материалы)/ БУЗОО «Городская Поликлинника№ 9» г. Омск 2013 г. стр. 214–216
  5. Грандо А. А. Врачебная этика и медицинская деонтология, Киев, 1988. Медицинская газета № 43–8 июня 2005 г.
  6. Деонтология в медицине: 1т / Белоусов О. С., Бочков Н. П., Бунятян А.А; под редакцией Б. В. Петровского — Медицина,1998.- 352с
  7. Иванюшкин А. Я., Хетагурова А. К. История и этика сестринского дела: Учебное пособие. — М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003, с. 132
  8. Иванюшкин, А. Я.Этика сестринского дела/ А.Я».Иванюшкин. М.: ГРАНТ, 2003.- 168 с.
  9. Лещинский А. А. Медицинская этика и деонтология. — Ижевск, 2005.
  10. Силуянова И. В. Нравственная культура врача как основание медицинского профессионализма.: научн.издание/2005.с.3–6.
Основные термины (генерируются автоматически): медицинский персонал, медицинская помощь, медицинский работник, медицинская этика, медицинская сестра, пациент, больной, гуманистическая медицина, работник, быстрое выздоровление.


Ключевые слова

гуманистическая медицина, взаимодействию между медицинским работником и пациентом, этического воспитание, деонтологические подходы, дефект в этических поведениях деонтологии медицинской помощи

Похожие статьи

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Упражнения и технологии, направленные на развитие языковых компетенций

Преподавание иностранных языков, особенно испанского, в учебных заведениях связано с созданием инновационной педагогической теории. Это является причиной формирования отношения к студенту в процессе воспитания, впитывания достижений зарубежного образ...

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...

Роль этики и деонтологии в подготовке детского хирурга-стоматолога

Статья посвящена важности соблюдения вопросов этики и деонтологии в процессе обучения студентов в медицинском вузе. Особое внимание уделено выбору манеры общения будущего детского хирурга-стоматолога с пациентом, путям методологического усовершенство...

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...

Трансформация образования: роль и значение STEM

В статье автор исследуют влияние современного общества, столкнувшегося с быстрым информационно-техническим прогрессом, на развитие человеческих качеств таких как критическое мышление, творческие способности и самоорганизация. Она подчеркивают особую ...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Похожие статьи

Педагогическая практика в подготовке современного учителя

Качественное образование является основой для развития любой нации. Именно поэтому для качественного образования нужны компетентные педагоги. Так, в рамках исследования рассматривается профессиональная компетентность педагога в системе современного о...

Упражнения и технологии, направленные на развитие языковых компетенций

Преподавание иностранных языков, особенно испанского, в учебных заведениях связано с созданием инновационной педагогической теории. Это является причиной формирования отношения к студенту в процессе воспитания, впитывания достижений зарубежного образ...

Актуальные аспекты гуманизации образования в высшем учебном заведении

Статья посвящена некоторым аспектам гуманизации образования. Автор рассматривает гуманизацию с точки зрения необходимости существенного изменения подхода к учебной деятельности, ориентации учебного процесса на развитие и саморазвитие личности, на при...

Наставничество в контексте развития профессиональной идентичности начинающего учителя

Данная работа исследует значимость наставничества в процессе формирования профессиональной идентичности у начинающих учителей. Она анализирует роль наставнической поддержки в помощи новичкам установиться в профессии, освоить ключевые навыки преподава...

Роль высшего учебного заведения в процессе формирования социальной ответственности студентов

В статье рассматривается роль высших учебных заведений в процессе формирования социальной ответственности студентов. Авторы анализируют, как университеты могут способствовать развитию социально ответственного поведения среди молодежи в условиях глоба...

Роль этики и деонтологии в подготовке детского хирурга-стоматолога

Статья посвящена важности соблюдения вопросов этики и деонтологии в процессе обучения студентов в медицинском вузе. Особое внимание уделено выбору манеры общения будущего детского хирурга-стоматолога с пациентом, путям методологического усовершенство...

Понятие личностно-ориентированного обучения, его виды и формы организации в современной общеобразовательной школе

Современная система образования должна быть нацелена на формирование у школьника потребностей и умений самостоятельного освоения новых знаний, новых форм деятельности, их анализа и соотнесения с культурными ценностями, способности и готовности к твор...

Трансформация образования: роль и значение STEM

В статье автор исследуют влияние современного общества, столкнувшегося с быстрым информационно-техническим прогрессом, на развитие человеческих качеств таких как критическое мышление, творческие способности и самоорганизация. Она подчеркивают особую ...

Непрерывное педагогическое образование как фактор профессионального развития педагога

В данной статье речь идет о значимости непрерывного педагогического образования для профессионального развития педагога. Анализ материала показывает, что такая форма обучения способствует повышению квалификации, совершенствованию педагогических навык...

Карьерные и этические ориентиры клинических психологов в системе здравоохранения

В данной статье исследуются этические составляющие и принципы профессиональной деятельности клинического психолога в системе здравоохранения, которые сталкиваются с его субъективной системой ценностей. Также описаны результаты исследования специалист...

Задать вопрос