В настоящее время Россия является одним из самых крупных центров, который принимает поток мигрантов и вынужденных переселенцев, как с постсоветского пространства, так и из других стран мира. Такое положение вещей обусловлено целым рядом факторов: более стабильным политическим и экономическим положением России по сравнению с другими странами бывшего СССР, «прозрачностью» границ со странами-соседями, общей геополитической ситуацией в мире и регионе, демографическими проблемами и т. д. Сегодня Россия переживает «миграционный бум», который, прежде всего, связан с событиями, происходящими на территории Украины.
Следствием вышеизложенных позиций является то обстоятельство, что сегодня мы наблюдаем рост количества обращений к нотариусам РФ иностранных граждан за совершением разного рода нотариальных действий, направленных, прежде всего, на легализацию их пребывания на территории РФ. Это в первую очередь, обращения за совершением таких нотариальных действий, как заверить перевод официальных документов, а в частности, свидетельства о рождении, национального паспорта, аттестата, медицинской карточки и многих других документов, которые необходимы для узаконения их пребывания на территории России. При получении гражданства иностранными гражданами требуется ряд документов, некоторые из них должны быть также заверены нотариально.
Несмотря на то, что нотариальное производство на территории России осуществляется в соответствии с российским законодательством, тем не менее, присутствие в правоотношениях внешнего элемента придает им ряд специфических черт. Во-первых, это особенности документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в нотариальном производстве. Во-вторых, это специфика установления дееспособности иностранного гражданина.
Что касается первой специфической черты, то есть документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, в нотариальной практике, относительно данной категории возникает множество коллизий по поводу того, какими документами можно устанавливать личность обратившегося за совершением нотариального действия иностранца, так как, для временно пребывающих иностранных граждан удостоверением личности служат их национальный паспорт, миграционная карта и виза, если въезд осуществлялся на визовой основе.
Из вышесказанного понятно, что при таком разнообразии документов, удостоверяющих личность, для различных категорий граждан установление их личности — вопрос непростой, и тем более при нотариальных действиях, когда не должно быть никаких сомнений, что перед нотариусом находится именно тот человек, который указан в документах. Важно отметить, что название и содержание данного документа являются обязательными пунктами в реестре регистрации нотариальных действий.
Исходя из положений статьи 42 Основ законодательства РФ о нотариате, личность гражданина устанавливается при наличии паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина [2]. На практике встречаются случаи, когда личные данные иностранного гражданина в его паспорте, выданном на территории иностранного государства, дублируются на нескольких языках, в том числе и на русском, например, в паспортах граждан Республики Азербайджан [4]. При обращении к нотариусу гражданина с таким документом, удостоверяющим личность, возникает ряд практических вопросов: необходим ли в данном случае перевод такого документа? Возможно ли совершение нотариального действия без перевода, учитывая то, что все данные, а также печать изложены на русском языке? Единого мнения по данному вопросу на практике нет, что зачастую приводит к неправомерным действиям нотариуса. Для этого, по мнению автора, необходимо внести изменения в статью 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в которой утвердить перечень основных документов, по которым удостоверяется личность, и процедуру установления личности. А в частности, действующее законодательство о нотариате следовало бы дополнить статьей 42.1, который бы регламентировал порядок установления личности не граждан РФ, а именно иностранных граждан, а также устанавливал бы перечень документов, устанавливающих личность иностранного гражданина на территории РФ.
Следовало бы подчеркнуть еще одну особенность нотариального делопроизводства с иностранным элементом, которая сложилась в нотариальной практике. Это, прежде всего вопрос, относительно того — вправе ли нотариусы принимать для совершения нотариальных действий паспорта и иные документы, выданные государственными образованиями, не признанными Российской Федерацией субъектами международного права. Поскольку некоторые государственные образования, в частности Нагорный Карабах, Приднестровье, не признаны Российской Федерацией субъектами международного права, возникали вопросы, должны ли считаться легитимными и приниматься российскими нотариусами документы, выданные органами самопровозглашенных государств [5]. В ответ на данный вопрос, Министерство иностранных дел Российской Федерации дало разъяснение следующего содержания: «международное право не запрещает государствам признавать действительность некоторых юридических актов органов, осуществляющих фактическую власть на неподконтрольных официальной власти территориях»[1].
До совершения нотариального действия, например, удостоверения доверенности, нотариус обязан проверить дееспособность лица, обратившегося за совершением нотариального действия, это общее обязательное условие при совершении нотариальных действий, предусмотренное ст. 43 Основ законодательства о нотариате [2]. Установление дееспособности лица — один из наиболее сложных этапов в нотариальной деятельности.
Существует два вида проверки дееспособности: документальная — при помощи документа, удостоверяющего личность, нотариус проверяет возрастную дееспособность лица, то есть наличие у него полной (18 лет) или частичной (от 14 до 18 лет) дееспособности. Правом на самостоятельное обращение за совершением нотариального действия обладают и субъекты, обладающие ограниченной дееспособностью — несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. При этом действуют они с согласия законного представителя (родителя, усыновителя, попечителя). В отношении иностранных граждан здесь также существуют свои особенности.
К нотариусу Иркутского нотариального округа обратилась несовершеннолетняя гражданка Украины (15 лет) за совершением нотариального действия — свидетельствование подлинности подписи на заявлении в Управление федеральной миграционной службы о том, что в связи с нахождением и регистрацией по месту пребывания на территории РФ не возражает с тем, что будет зарегистрирована и будет проживать со своей матерью (также гражданкой Украины). Для совершения нотариального действия необходимо было представить нотариусу: паспорт несовершеннолетней гражданки и его перевод на русский язык, паспорт и его перевод законного представителя, с согласия которого будет совершаться нотариальное действие. Проблема в данном случае заключается в том, что в соответствии с правом Украины паспорта несовершеннолетним гражданам выдаются по достижении ими возраста 16-ти лет. Согласно нормам российского права — с 14-ти лет.
В данном случае можно говорить о пробеле в российском законодательстве, причем как в материальном праве, так и в коллизионном, поскольку нет нормы, которая бы могла урегулировать эти отношения. В приведенном примере нотариус отказал в совершении нотариального действия. Вопрос относительно дееспособности иностранных граждан требует законодательного урегулирования, и именно законодателю следовало бы привести во едино нормы международного частного права и нормы российского права, регламентирующие вопрос дееспособности иностранного гражданина. Так как дееспособность иностранного гражданина, регулируется национальным законодательством того государства, которому он принадлежит, по нашему мнению следует создать единый реестр, содержащий информацию о дееспособности иностранных граждан. Нотариус должен иметь оперативный доступ к таким информационным базам. Только после устранения данных пробелов в российском законодательстве возможно совершение нотариальных действий с иностранными гражданами на должном уровне.
В заключение следует отметить, что обращение иностранных граждан в нотариальные конторы часто является важным и необходимым условием успешного официального пребывания, на территории России. Однако, несмотря на то, что нотариальное производство на территории России осуществляется в соответствии с российским законодательством, тем не менее, присутствие в правоотношениях внешнего элемента на практике значительно усложняет нотариальное производство, придает ему ряд специфических черт. Важно отметить, что в большинстве случаев, сложности в совершении нотариальных действий с иностранными гражданами возникают в силу того, что законодателем и правоприменителями не в полной мере урегулированы вопросы. Только после устранения данных пробелов в российском законодательстве возможно совершение нотариальных действий с иностранными гражданами на должном уровне.
Литература:
- О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации: федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ: в ред. 30.12.2015 г. // Российская газета. — 2002. — № 140.
- Основы законодательства РФ о нотариате (утв. ВС РФ 11.02. 1993, № 4462–1) (ред. от 03.07.2016) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993 № 10. Ст. 357
- Приказ Минюста России от 15 марта2000 г. № 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. 2000. № 4.
- Медведев И. Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. М., 2015. С. 43.
- Минишев А. Р. Особенности идентификации (установления) личности иностранных лиц и лиц без гражданства при удостоверении доверенности нотариусом // Молодой ученый. — 2016. — № 11. — С. 1318–1320.
[1] Письмо размещено на официальном сайте Федеральной нотариальной палаты по адресу: http://old.notariat.ru/press_2491_23.aspx.htm