Духовность воина всегда являлась важнейшим показателем развития военного дела. Известно высказывание полководца М. И. Кутузова о том, что сколь ни велика роль воинского порядка или дисциплины, они останутся бессильными тогда, когда не оживятся «... тем воинским духом, который преображает все обстоятельства». Применительно к процессам становления войск национальной гвардии, их развития и укрепления, можно сказать, что значение духовного мира военнослужащих, их духовных ценностей возросло.
Воинская деятельность в России в силу ее исторической специфики, геополитического положения, национальных традиций и других факторов изначально строилась во многом на духовных основах. На протяжении веков они обеспечивали не только сплоченность, мужество и отвагу воинов на поле боя, но и в условиях мирного времени позволяли прочно объединять воинские коллективы, мобилизовывать личный состав на выполнение служебно-боевых задач.
Понятие «ценности» прочно вошло в философию с середины XIX века. Появилось множество различных, не совпадающих друг с другом определений того, что является ценностью. Необходимо отметить тот факт, что становление проблемы ценностей не связано с каким-то одним философским направлением. Сформировалось несколько типов теории ценностей [1].
Так, неокантианство в лице представителей Баденской (Фрейбургской) школы (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) и Марбургской школы (П. Наторп, Э. Кассирер и др.) определяло ценности как идеальное бытие [2].
Персоналистический онтологизм, в лице одного из видных представителей данного направления М. Шеллера, доказывал объективный характер ценностей.
Представители натуралистического психологизма А. Мейнонг, Дж. Дьюи и другие рассматривали ценности как объективные факторы реальности, которые могут быть зафиксированы эмпирически.
Культурно-исторический релятивизм (В. Дильтей, О. Шпенглер, А. Тойнби) доказывал множество равноправных ценностных систем.
Социологическая концепция ценностей, представленная «понимающей социологией» М. Вебера, Ф. Знанецким, школой структурно-функционального анализа (Т. Парсонс, Е. Шилз, К. Клакхон и др.), решала проблему ценностей в рамках социальной философии [3].
Русская философия конца XIX — начала XX века (Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Струве, С. Франк и др.), определяя ценности в духе неокантианства, обогатила марксизм ценностным подходом к общественному прогрессу. Развитие проблемы ценностей в советский период осуществлялось марксистско-ленинской идеологией, которая устанавливала в качестве духовных ценностей коммунистический идеал и советский образ жизни.
На сегодняшний день в отечественной литературе имеется более ста дефиниций ценности. Исходя из имеющихся результатов исследований природы ценности и ценностного отношения в общенаучной литературе [4], можно дать в самом общем виде следующее определение ценности. Ценности — это предметы и явления материального и духовного порядка, их свойства, имеющие социокультурный смысл и предназначение, способные удовлетворить природно-биологические, физиологические и духовные потребности людей, составляющие основу, цель и средство развития человека.
Духовные ценности можно определить как систему идеальных образов, определяющих свойства, процессы и явления, обладающие социокультурной значимостью и реализующиеся в морально-нравственных качествах человека, проявляющихся преимущественно в его деятельности на благо общества [5].
Проведение анализа содержания духовных ценностей военнослужащих предполагает выявление тенденций их развития.
В философской литературе тенденция определяется как «направление развития какого-либо явления или процесса» [6]. Тенденция служит формой проявления одного или нескольких законов, которые в обществе реализуются через сознательную деятельность людей и поэтому весьма многозначны.
Приступая к рассмотрению тенденций развития духовных ценностей военной службы в современных условиях, следует отметить сложность данной проблемы, которая обусловлена многообразием подходов и формулировок самой природы духовных ценностей. Как все иное, базирующееся на идеальных образах, духовные ценности «ускользают» от классического научного исследования. Кроме того, на современном этапе мы являемся свидетелями определенной «переоценки» ценностей в обществе, что добавляет сложность в исследовании духовных ценностей военнослужащих войск национальной гвардии, как неотъемлемой части общества. Сами же тенденции на сегодняшний день лишь начинают проявляться, поэтому говорить о них как о свершившемся факте преждевременно.
Одной из первых следует выделить преемственность духовных ценностей в процессе становления и развития войск правопорядка, выражающую единство двух сторон в ходе его развития: отрицания, критической переработки старого и удержания, наследования всего ценного, прогрессивного, что содержалось в духовных ценностях прошлого.
Преемственность — это общая закономерность исторического развития, благодаря которой сохраняется связь между прошлым, настоящим и будущим. При этом следует иметь в виду, что в обозначенной выше тенденции отражаются связи духовных ценностей не только прошлых и нынешних поколений, но и содержание духовных ценностей, формируемых в сознании, духовном мире отдельных групп военнослужащих в относительно короткие отрезки времени.
Понять настоящее и перспективы развития нашего общества, его духовной культуры можно лишь изучив историю его становления и уважительном к ней отношении.
В духовных ценностях военной службы должен быть адекватно отражен путь нашего Отечества и его военной организации, в том числе и войск национальной гвардии. Процесс развития Российского государства оказался трудным, что было связано со многими причинами как внутренними, так и внешними. Поэтому и необходимо постоянное осмысление этого процесса, а также формирование духовных ценностей военнослужащих с учетом того позитивного, что накоплено в мировой и отечественной практике.
В последние годы заметно повысился интерес к истории войск, их традициям, духовным ценностям [7]. Именно сейчас эти богатые духовные традиции и опыт войск должны послужить основой духовного возрождения, укрепления морального духа военнослужащих.
Иными словами, можно и нужно вести речь об устойчивых, проходящих сквозь всю историю развития войск национальной гвардии духовных ценностях, носящих таким образом не сиюминутный, временный характер, а постоянно действующих и скрепляющих войска на протяжении всей истории.
В последние годы весьма рельефно проявляется такая тенденция развития духовных ценностей военнослужащих как усиление влияния традиционных ценностей государства, общества, церкви, семьи на процесс формирования и развития духовных ценностей военнослужащих войск правопорядка.
Сегодня, когда духовность общества подвергается серьезным испытаниям, необходимо сохранить и приумножить доставшееся нам в наследство бесценное достояние во всех сферах жизни. В этих условиях на первый план выходят гуманистические, мировоззренческие и духовные ценности. Одна из них — общественно-государственный патриотизм, как традиционная ценность, которая основывается на тысячелетней истории российской государственности. Все патриотические устремления должны концентрироваться на том, чтобы сделать Россию сильной, экономически развитой и процветающей державой. На формирование патриотизма как традиционной духовной ценности направлены сегодня следующие практические меры: внедрение и совершенствование на государственном уровне комплексной программы «О патриотическом воспитании молодежи»; создание художественных произведений, культурных объектов, символики в войсках национальной гвардии, олицетворяющей историю войск; деятельность ветеранских организаций и др. Патриотизм и некоторые другие духовные ценности, такие как достоинство воина, свобода совести, честь, долг находят свое развитие в сотрудничестве войск и традиционных религиозных конфессий.
Духовные ценности по-настоящему усвоены только тогда, когда следование им гарантировано и голосом разума, и голосом совести, и потому их самосовершенствование — необходимое условие становления активной жизненной позиции личности военнослужащего в современных условиях.
Важной тенденцией развития духовных ценностей военнослужащих внутренних войск в современных условиях является формирование особого отношения к своей истории, боевому братству, глубокого уважения к ветеранам войск, почитание государственных символов и символики войск правопорядка.
Сложные процессы становления Российского государства породили у большей части населения веру в то, что все социально-экономические и политические проблемы могут быть решены лишь на основе возрождения высокой духовности в обществе и военной организации государства. В этой связи следует подчеркнуть особенности духовной жизни военнослужащих войск национальной гвардии. Некоторыми из них являются коллективизм, войсковое товарищество, боевое братство. Войска правопорядка и в мирное время, выполняя боевые задачи, являются образцом теплого отношения к сослуживцам, товарищеской взаимопомощи, уважения к командирам, старшим товарищам и ветеранам.
Наряду с рассмотренными тенденциями развития духовных ценностей военнослужащих имеют место и ряд других. В большинстве своем они находятся в стадии становления и формирования. Степень же их реализации или устранения будет определяться тем, насколько конструктивно и целеустремленно будет осуществляться военная реформа и совершенствоваться процесс воспитания личного состава, поднят престиж и авторитет войск, обеспечен механизм социальной и правовой защиты военнослужащих.
Литература:
- Петрий П. В. Синергия общества и армии в аксиологическом пространстве современной России: монография. — М.: ВУ, 2013. — С. 41.
- Барышков В. П. Аксиология: учебное пособие. — Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. — С. 13–15.
- Кравченко А. И. Социология: учебник. — М.: Издательство Юрайт, 2011. — С. 40–43.
- Манерко И. В. Духовно-нравственные качества личности военнослужащего современной российской армии: сущность, особенности и направления развития (социально-философский анализ). Автореф. дис.... канд. филос. наук. — М.: ВУ, 2011; Музяков С. И. Ценностные основания воинской деятельности: монография. — М.: ВУ, 2008; Петрий П. В. Синергия общества и армии в аксиологическом пространстве современной России: монография. — М.: ВУ, 2013; Шевченко О. В. Духовные традиции современного российского общества и их проявление в условиях Вооруженных Сил (социально-философский аспект): монография. — М., 2012 и др.
- Петрий П. В. Синергия общества и армии в аксиологическом пространстве современной России: монография. — М.: ВУ, 2013. — С. 40.
- Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1989. — С. 646.
- Внутренние войска. Исторический очерк / Под редакцией В. П. Баранова. — М., 2007; Внутренние войска: время, события, люди / Под редакцией Н. Е. Рогожкина. — М., 2008; Кредов С. А. Дзержинский. — М: Молодая гвардия, 2013; Сысоев Н. Г. Одушевлён ревностию к службе. — М.: Редакция журнала «На боевом посту», 2013 и др.