Влияние эмпатии на поведение подростков в ситуациях фрустрации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 17.03.2017

Статья просмотрена: 664 раза

Библиографическое описание:

Худаева, М. Ю. Влияние эмпатии на поведение подростков в ситуациях фрустрации / М. Ю. Худаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 423-426. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40739/ (дата обращения: 19.12.2024).



Поведение подростков в ситуациях фрустрации является одной из актуальных тем возрастной психологии. Школьники постоянно сталкиваются с тем, что испытывают потребности, осуществление которых невозможно из-за наличия объективных или субъективных факторов. Постоянная ситуация неудовлетворённости, порождаемая различными аспектами вхождения во взрослость, сохранением многочисленных ограничений, свойственных детскому возрасту, и появлением новых обязанностей, фрустрируют подростков и неблагоприятно сказываются на формировании их характера.

Подростковый возраст является сенситивным для формирования многих личностных качеств и, в том числе, эмпатии. В период отрочества у подростков отмечается вовлеченность в переживания, связанные с милосердием, сочувствием, со способностью жертвовать своими ценностями, потребностями ради других.

Целью нашего исследования являлось изучение влияния эмпатии на поведение подростков в ситуациях фрустрации. Нами были использованы следующие диагностические методики: «Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга» (модификация Н. В. Тарабриной) и «Методика исследования уровня эмпатийных тенденций» (И. М. Юсупов).

При изучении особенностей поведения подростков в ситуациях фрустрации мы получили следующие данные. У 60 % подростков, принимавших участие в исследовании, ведущим типом реакций в ситуациях фрустрации являются необходимо-упорствующие, т. е. с «фиксацией на удовлетворение потребности». Для подростков с таким типом реакций характерна постоянная потребность в поиске конструктивного решения конфликтной ситуации в форме либо требования помощи от других лиц, либо принятия на себя обязанности разрешить ситуацию, либо уверенности в том, что время и ход событий приведут к ее разрешению.

35 % испытуемых демонстрируют самозащитные реакции, т. е. «с фиксацией на самозащите», в качестве ведущего типа реагирования в ситуациях фрустрации. Для них характерна активность в форме порицания кого-либо, отрицание или признание собственной вины, уклонения от упрека, направленные на защиту своего «Я», ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана. Поведение такого типа, согласно традиционной интерпретации теста С. Розенцвейга, свидетельствует о «слабой личности», что выражается в жесткой привязанности к ситуации, неумении эмоционально отвлечься от «фрустратора», самостоятельно найти выход из конфликта, неспособность взять на себя ответственность за его разрешение.

И, наконец, для 5 % испытуемых характерен препятственно-доминантный тип реакций, т. е. «с фиксацией на препятствии», в ситуациях фрустрации. У таких подростков препятствия, вызывающие фрустрацию, всячески акцентируются, независимо от того, расцениваются они как благоприятные, неблагоприятные или незначительные. Человек в условиях переживания чувств недоумения, беспомощности, растерянности и зачастую скованный страхом «притягивается» препятствием и останавливается перед ним, завороженный мыслью о последствиях неудачи. Подросткам из данной группы свойственна большая впечатлительность, склонность к сочувствию и сопереживанию, по сравнению с другими [2].

Перейдем к расмотрению результатов изучения направления реакций подростков в ситуациях фрустрации. Для почти половины испытуемых (43 %) во фрустрирующих ситуациях характерны в экстрапунитивные реакции. Такие подростки отличаются ориентацией на живое или неживое окружение, осуждением внешней причины фрустрации, подчеркиванием степени фрустрирующей ситуации, иногда разрешения ситуации они требуют от другого лица.

Интропунитивные реакции в ситуациях фрустрации являются ведущими у 32 % испытуемых. Для них характерна направленность на себя, с принятием вины или же ответственности за исправление возникшей ситуации, фрустрирующая ситуация не подлежит осуждению. Испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя [1].

Что же касается подростков с преобладанием импутивных реакций в ситуациях фрустрации (25 % испытуемых), то они рассматривают фрустрирующую ситуацию как нечто незначительное или неизбежное, преодолимое со временем, обвинение окружающих или самих себя у них отсутствует.

Таким образом, в ситуациях фрустрации у подростков доминируют необходимо-упорствующие и экстрапунитивные реакции, что является отражением их возрастных особенностей.

При изучении уровня эмпатийных тенденций у подростков, принимавших участие в исследовании, было выявлено, что для больше чем половины из них характерным является средний уровень эмпатии (64 % испытуемых). Подростки со средним уровнем эмпатии обычно судят о других людях по их поступкам, не обращая внимания на личное впечатление, сложившееся о человеке, высказывают свое мнение в компании только тогда, когда уверены в его принятии остальными. В исследовании Н. И. Волчковой [3] показано, что такие подростки в межличностных отношениях более склонны судить о других по их поступкам, чем доверять своим личным впечатлениям. Им не чужды эмоциональные проявления, но в большинстве своем они находятся под самоконтролем. В общении такие испытуемые внимательны, стараются понять больше, чем сказано словами, но при излишнем влиянии чувств собеседника теряют терпение. Они предпочитают деликатно не высказывать свою точку зрения, не будучи уверенным, что она будет принята. При чтении художественных произведений и просмотре фильмов чаще следят за действием, чем за переживаниями героев. Затрудняются прогнозировать развитие отношений между людьми, поэтому, случается, что поступки других оказываются для них неожиданными. У них нет раскованности чувств, и это мешает полноценному восприятию людей.

Низкий уровень развития эмпатии имеют 24 % подростков. Для подростков с низким уровнем развития эмпатии свойственно испытывать затруднения в установлении контактов с людьми, они неуютно чувствуют себя в большой компании. Эмоциональные проявления в поступках окружающих подчас кажутся подросткам с низким уровнем эмпатийности непонятными и лишенными смысла. Они отдают предпочтение уединенным занятиям конкретным делом, а не работе с людьми. Такие испытуемые являются сторонниками точных формулировок и рациональных решений. Как правило, у таких подростков мало друзей, а из тех, кто есть, они ценят больше за деловые качества и ясный ум, чем за чуткость и отзывчивость. Подростки чувствуют свою отчужденность, окружающие не слишком жалуют их вниманием.

Высокий уровень развития эмпатии имеют 9 % испытуемых. Такие подростки умеют прощать окружающих, малоконфликтны, стараются искать компромиссные решения, адекватно реагируют и способны переносить критику в свой адрес. Кроме перечисленных характеристик высокий уровень эмпатии предполагает чувствительность к нуждам и проблемам окружающих, чувства и интуиция у таких подростков стоят на первом месте. Им нравится «читать» лица и «заглядывать» в будущее, они эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливают контакты с окружающими и находят общий язык. Они стараются не допускать конфликты и находить компромиссные решения. Хорошо переносят критику в свой адрес. В оценке событий больше доверяют своим чувствам и интуиции, чем аналитическим выводам.

Далее рассмотрим распределение подростков с разным уровнем эмпатии по направлениям реакций в ситуациях фрустрации (таблица 1).

Таблица 1

Распределение подростков сразным уровнем эмпатии по направлениям реакций вситуациях фрустрации;%

Направление реакций вситуациях фрустрации

Высокий уровень развития эмпатии

Средний уровень развития эмпатии

Низкий уровень развития эмпатии

Экстрапунитивные

0

34

85

Интропунитивные

43

36

5

Импунитивные

57

30

10

Выяснилось, что подростки с высоким уровнем развития эмпатии в ситуациях фрустрации не проявляют экстрапунитивные реакции, т. к. они предполагают негативные эмоции по поводу возникшей ситуации и причин, их породивших, т. е. другие люди осуждаются, что никак не может быть свойственно для человека с высоким уровнем эмпатии. В данном случае у подростков с высоким уровнем развития эмпатии немного преобладают импунитивные реакции, направленные на спокойное, конструктивное разрешение возникших противоречий. В то же время экстрапунитивные реакции являются ведущими в ситуациях фрустрации для большинства подростков с низким уровнем развития эмпатии (85 % испытуемых).

Для подростков со средним уровнем развития эмпатии не было выявлено доминирующего направления реакций, что говорит об их достаточно разнообразном поведенческом репертуаре в ситуациях фрустрации.

Математическая обработка данных с помощью критерия Крускала-Уоллеса показала, что между частотой встречаемости типов и направлений реакций подростков в ситуациях фрустрации существуют различия на уровне статистической тенденции.

Рассмотрим распределение подростков с разным уровнем эмпатии по типам реакций в ситуациях фрустрации (таблица 2).

Для подростков с высоким уровнем развития эмпатии преимущественно характерны необходимо-упорствующие реакции (86 % испытуемых), т. е. с фиксацией на разрешении ситуации, стремлении рационально разрешить конфликтную ситуацию.

Для подростков со средним уровнем развития эмпатии в равной степени характерны самозащитные и необходимо-упорствующие реакции (по 49 % испытуемых), а подростки с низким уровнем развития эмпатии преимущественно демонстрируют самозащитные реакции, т. е. предполагается обвинение окружающих, и никогда не признается своя вина.

Таблица 2

Распределение подростков сразным уровнем эмпатии по типам реакций вситуациях фрустрации;%

Типы реакций вситуациях фустрации

Высокий уровень развития эмпатии

Средний уровень развития эмпатии

Низкий уровень развития эмпатии

Препятственно-доминантные

0

2

20

Самозащитные

14

49

70

Необходимо-упорствующие

86

49

10

Для того чтобы выяснить, влияет ли и каким образом эмпатия на поведение подростков в ситуациях фрустрации, мы провели математическую обработку полученных данных с помощью множественного регрессионного анализа, который показал, что высокий уровень эмпатии снижает количество экстрапунитивных, препятственно-доминантных и самозащитных реакции подростков в ситуациях фрустрации и, наоборот, увеличивает количество импунитивных, интропунитивных и необходимо-упорствующих реакций.

Также множественный регрессионный анализ показал, что средний уровень развития эмпатии снижает количество экстрапунитивных, импунитивных и самозащитных реакций подростков в ситуациях фрустрации и увеличивает количество интропунитивных, препятственно-доминантных и необходимо-упорствующих реакций.

Низкий уровень развития эмпатии снижает количество необходимо-упорствующих, импунитивных и интропунитивных реакций подростков в ситуациях фрустрации и увеличивает количество экстрапунитивных, препятственно-доминантных и самозащитных реакций.

Таким образом, можно утверждать, что на поведение подростков в ситуациях фрустрации оказывает влияние их уровень развития эмпатии, что важно учитывать при построении работы педагога-психолога, в процессе организации учителями воспитательной работы и построения педагогического общения с подростками.

Литература:

  1. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц — СПб.: Прайм-Еврознак, 2001. — 304 с.
  2. Брель Е. Ю. К вопросу о взаимосвязи типов и направлений реакции на фрустрацию с видами агрессивного поведения у подростков / Е. Ю. Брель, М. В. Тихонова. — М.: Психотерапия, 2007. — 259 с.
  3. Волчкова Н. И. Особенности эмпатии у современных подростков // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2012/06/705.
Основные термины (генерируются автоматически): ситуация фрустрации, уровень развития эмпатии, подросток, высокий уровень развития эмпатии, уровень эмпатии, реакция, испытуемый, поведение подростков, распределение подростков, тип реакций.


Задать вопрос