В статье рассматривается необходимость формирования у школьников понятия информационной безопасности. Особое внимание уделяется условиям применения учебных материалов, и методике использования сведений по информационной безопасности на уроках безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: методы обучения, безопасность жизнедеятельности, информационная безопасность, информационные угрозы, интернет-зависимость
В настоящее время актуально подготовиться к информационному будущему, создать надежную базу знаний в реализации информационного образования для социальной адаптации и информационной безопасности общества и личности.
Информационная безопасность необходима для обеспечения безопасности личности в современной действительности. Эта проблема возникла в связи с массовым использованием автоматизированных средств и определена прогрессирующей ролью информации в двадцать первом веке.
Личность, у которой сформирована информационная культура, получит возможность правильно реагировать на возникающие процессы, а владеющая информационной культурой, обеспечит себе безопасную жизнедеятельность и тем самым обеспечит успешность в любой сфере своей деятельности. Информационная безопасность актуальная проблема в современном обществе и мало изучена в педагогике.
Активное применение информационных и коммуникативных технологий способствовало изменениям во всей сфере жизни человека, в том числе и в образовании. Перед образовательным сообществом сегодня стоит задача подготовить детей к жизни в информационном пространстве. Но, к сожалению, влияние глобальной сети на человека может быть и пагубным [2, 115].
Образовательные информационные ресурсы в настоящее время являются средством информатизации. В сети Интернет представлены: система образовательных порталов, сайты, мультимедийные средства. Мы с уверенностью можем утверждать, что Интернет стремительно внедряется в нашу повседневную жизнь. Компьютер стал для многих предметом первой необходимости. Это способствует интернет-зависимости. Явление это чрезвычайно сложное. Пагубные привычки молниеносно превращаются в болезненное состояние психики. Ситуация осложнена тем, что дети с подобными трудностями имеют нарушение в нескольких сферах и это требует специальных исследований.
В связи с этим современные методисты рассматривают два фактора риска. Первый — доступность. Подросток при наличии смартфона может в любое время войти в социальную сеть, тем самым удовлетворяя свою потребность. Второй — анонимность, позволяющая в любой момент зайти создать любой образ и транслировать социуму, получить опыт, который он не может получить в реальной жизни.
Как правило, интернет-зависимость ярко выражена у подростков с заниженной самооценкой, которые в сети создают свой идеальный образ, тем самым реализуются.
На интернет-зависимость влияют различные факторы: социальные, семейные, личностные, факторы образовательной среды. Поэтому при профилактике мероприятия должны быть направлены и воздействовать комплексно, снижая факторы риска и активизируя защитные факторы.
В силу всё возрастающего потока информации в образовательных учреждениях возрастает потребность защиты от информационных угроз. Для этого на уроках безопасности жизнедеятельности необходимо обучение анализу информации с точки зрения воздействия на физическое здоровье, нравственные ценности.
Необходимо создание мотивации для получения сведений по информационной безопасности, а также формирование понятия информационной угрозы, умения выявлять источники этой угрозы, развивать способности размышлять о себе и мире вокруг себя, развивать логическое мышление [3, 265].
В современной педагогике существует схожее понятие — «метод воспитывающих ситуаций» — такая организация деятельности и поведения воспитанников, в которой учащийся ставится перед необходимостью решить, какую — либо проблему, связанную с нравственным выбором, способом организации деятельности, определением социальной роли и так далее [3, 267].
Суть предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования и является закономерным продолжением образовательного предмета «Окружающий мир» для учащихся 1–4 классов и курса ОБЖ для учащихся 5–9 классов. Основами безопасности жизнедеятельности для 10–11 классов завершается обучение учащихся правилам безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Применяя современные педагогические технологии, такие как проблемное обучение, личностно — ориентированное обучение, деятельностный метод учитель учит школьников самостоятельности, умению искать и принимать верные решения, быть толерантными друг к другу.
На уроках безопасности жизнедеятельности необходимо создать учебную ситуацию, в которой раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся и этому способствуют системно — деятельностный и индивидуальный подход.
Системно — деятельностный подход ставит в центр своей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий развития, реализацию ее природных потенциалов. Данный подход открывает новые потенциальные тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить сегодня.
Индивидуальный подход в процессе обучения на уроках ОБЖ решается путем применения различных форм организации обучения — это коллективная, групповая, парная или индивидуальная форма. Данный подход осуществляется в коллективе и с помощью коллектива и в этом смысле гармонично дополняет общий воспитательный процесс. Парная и групповая работа особенно эффективна при условии, что каждый учащийся выполняет свою конкретную функцию, решая учебную задачу, взаимодействуя с одноклассниками.
Рассмотрим возможность использования учебного материала по информационной безопасности на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности: программы общеобразовательных учреждений, 1–11 классы» к учебно-методическому комплекту «Основы безопасности жизнедеятельности: 10 класс» под редакцией Смирнова А. Т.
Словесный метод является наиболее распространенным в преподавании предмета, в частности рассказ, используемый в изложении нового материала, который основывается в объяснении учителя. Как правило, этот метод связан с пояснением, анализом, доказательством.
На примере урока в 10 классе по теме «Обеспечение личной безопасности» целесообразно рассказать учащимся о таких понятиях как «Информация», «Информация как условие безопасности», «Передача информации в условиях вынужденного автономного существования», «Роль информации в обеспечении личной безопасности».
Актуально представить в этом разделе тему «Информация и здоровье». Реализация возможностей, заложенных в человеке, зависит от его образа жизни, от повседневного поведения, от его привычек, об умения разумно распорядиться возможностями своего здоровья. А проводить большее количество времени за компьютерными играми влияет на зрение, нервную систему, и способствует интернет-зависимости.
Наглядный метод — презентация. Современное поколение очень трудно чем — то заинтересовать, а использование на уроках безопасности жизнедеятельности информационно коммуникативных технологий — реальная возможность увлечь учащихся предметом.
Использование ИКТ на уроках способствует раскрытию, сохранению и развитию способности учащихся, присущие каждому человеку, формированию познавательных способностей и конечно связью между естествознанием, биологией, гуманитарными науками и искусством. Презентация способствует динамическому обновлению содержания, процесса обучения и воспитания.
В 10 классе в разделе «Основы обороны государства» уместно подготовить презентацию «Информационная безопасность, её влияние на сохранность государства». В современном интернет пространстве необходимо научить школьника защищенности, умению предвидеть риск, причинение вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.
Значение в преподавании предмета играет правильный выбор формы обучения. Изучение таких тем предмета как информационное здоровье, информационная экология, информационные угрозы, интернет-зависимость, информационная безопасность возможна в классно — урочных формах, а также внеурочной деятельности: классные часы, экскурсии, встречи.
Итак, методика преподавания информационной безопасности органично вписывается в предмет основы безопасности жизнедеятельности, так как затрагивает национальную безопасность государства, общества, личности.
В современном политическом процессе России всё более значимую роль начинает играть Интернет. Общение политиков с народом, основная масса политического пиара, отражение актуальных событий в дискуссиях, целые информационные кампании, — всё это сегодня происходит в Интернете. Несмотря на достаточно большой разрыв в количестве пользователей сети между Москвой. Санкт — Петербургом и регионами (который по статистике постоянно неуклонно сокращается) именно Интернет и его постоянно обновляющиеся возможности всё сильнее влияют на политическую ситуацию [6, 33].
Литература:
1. Абрамова, С. В. Теория и методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности: учебно-методическое пособие./ С. В. Абрамова. — Южно — Сахалинск: изд. Сах — ГУ, 2012. — 244 с.
2. Андреев, К. А. Интернет-зависимость: формы проявления и подходы к реабилитации./ К. А. Андреев // Социальная педагогика. — 2010. — № 6. — С.115–118.
3. Бочаров, М. И. Информационные угрозы и защита от них. /М. И. Бочаров //Народное образование. — 2010. — № 8. — С.265–273.
4. Вершинкина, Е. В. Основные факторы, обуславливающие появление интернет-зависимости: доступность информации, анонимность пользователей, переживание азарта во время пользования интернетом./ Е. В. Вершинкина // Нарконет. — 2015. — № 9. — С.18.
5. Жуков, В. Н. Современные информационно-коммуникационные технологии в формировании культуры безопасности жизнедеятельности. \ В. Н. Жуков, А. В. Лукьянович // ОБЖ. Основы безопасности жизнедеятельности. — 2010. — № 6. — С.51–58.
6. Копцева, О.В. © права в интернете: защищаем свои идеи, фото- и видеоматериалы, контент сайта, программы и т. д./ О. В. Копцева. — М.: Эксмо, 2010. — 256 с.