Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 20.03.2017

Статья просмотрена: 2571 раз

Библиографическое описание:

Ковалева, И. В. Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода / И. В. Ковалева, Н. Н. Бахтиярова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 464-466. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40767/ (дата обращения: 16.11.2024).



В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основано на усвоение универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса — воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:

‒ Ставить цель (например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы);

‒ Решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на поляну);

‒ Отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать другим людям).

При реализации системно-деятельностного подхода учитывается ряд принципов:

  1. Принцип субъективности воспитания — каждый ребенок участник образовательных отношений, способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, оценивать свои действия и поступки.
  2. Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребенка. В раннем возрасте — это манипуляции с предметами (катится — не катится, звенит — не звенит и т. д.), а в дошкольном возрасте — игра. Дети принимают на себя различную роль и решают возникающие проблемы.
  3. Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок узнает новое, еще не изведанное вместе с педагогом.
  4. Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности. Ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
  5. Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. У ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать для чего он это делает.
  6. Принцип обязательной рефлексии любой деятельности. При подведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто к нам в гости приходил?»). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что мы сегодня узнали?», «Для чего вам это пригодится в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным?» «Почему?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней встрече?», «Что нам надо будет сделать в следующий раз?». Так ребенок учится анализировать — что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.
  7. Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности — это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, толерантность) и социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работать в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей).
  8. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей (находиться рядом, а не «над детьми».
  9. Принцип активности ребенка в образовательном процессе. Целенаправленное, активное восприятие детьми изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Вопросы для активизации детей: «А как ты думаешь?», «Что ты можешь предложить?» (обращаясь к ребенку), отмечает конкретные заслуги каждого ребенка.

Суть системно-действенного подхода в образовании: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай мне сделать самому — и я пойму».

Структура образовательной деятельности на основе системно — деятельностного подхода

  1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей) Создание психологической направленности на игровую деятельность в соответствии с ситуацией и особенностями возрастной группы. Пример: к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса, в группу вносится что-то новое или выносится для привлечения внимания детей. — точка удивления
  2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности

Чтобы тема деятельности не была навязана детям, воспитатель должен дать возможность детям действовать в хорошо знакомой ситуации, рассказать о его опыте, знаниях, а лишь затем создать проблемную ситуацию (затруднение) которая активизирует детей и вызовет интерес к теме.

Пример: Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут? Назови их. А вот Лунтик хотел нарвать цветов, что бы подарить бабе Капе, но на поляне растёт только трава. Куда же исчезли цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы? — рефлексивный круг

  1. Проектирование решения проблемной ситуации

Педагог с помощью подводящего диалога, помогает детям самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения.

Пример: Где можно узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите я познакомлю вас с Красной книгой. (знакомство с новым материалом)

  1. Выполнение действий

Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей.

Пример: организация обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезали цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Выберают предложенный воспитателем материал, который подходят для решения проблемы, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детенышей животных домой».

Также данный этап предусматривает:

— нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка (например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»); — возможность применения «нового» знания в повседневной жизни (например: «Чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относиться к природе»); 5. Подведение итогов, анализ деятельности — рефлексия

При подведении итогов (рефлексии) вопросы не должны быть направлены только на пересказ этапов мероприятия (Где мы были?, Чем мы занимались?, Кто приходил к нам в гости?)

Они должны быть проблемного характера:

‒ фиксация движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?»);

‒ выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?»);

‒ эмоциональную оценку деятельности («У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»);

‒ рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);

‒ рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).

Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития. Гармонично выстроенная взрослыми предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность. В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.

Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.

Литература:

  1. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (от 17 октября 2013)
  2. «Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования (разработана на основе и в соответствии с ФГОС ДО) С — П 2014
  3. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика М.: 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проблемная ситуация, цветок, деятельность, подход, вид деятельности, воспитательно-образовательный процесс, Красная книга, повседневная жизнь, проблемный характер.


Похожие статьи

Структура урока в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Проблема реализации индивидуального и дифференцированного подхода в рамках системно-деятельностного подхода в начальной школе

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС НОО

Методологические основы целеполагания в системе индикативного управления развитием организации

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Сущность и формы организации эколого-географического образования и место школьного краеведения в системе краеведческой работы

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Похожие статьи

Структура урока в рамках реализации системно-деятельностного подхода

Проблема реализации индивидуального и дифференцированного подхода в рамках системно-деятельностного подхода в начальной школе

Системно-деятельностный подход в воспитании как основа ФГОС НОО

Методологические основы целеполагания в системе индикативного управления развитием организации

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Сущность и формы организации эколого-географического образования и место школьного краеведения в системе краеведческой работы

Методическая работа в ДОУ как фактор управления качеством воспитательно-образовательного процесса

Формирование коммуникативных компетенций личности на уроках литературы на основе системно-деятельностного подхода

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Социально-психологические факторы формирования модели педагога в современном образовательном процессе

Задать вопрос