В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на результаты образования, где развитие личности ребенка основано на усвоение универсальных учебных действий. При таком подходе познание и освоение мира составляет цель и основной результат образования.
Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром. Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.
Цель системно-деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса — воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, т. е. активно участвующего в сознательной деятельности. Он предусматривает развитие умения:
‒ Ставить цель (например, узнать, почему на лесной поляне исчезли цветы);
‒ Решать задачи (например, как сберечь лесные цветы, чтобы они не исчезали: сделать запрещающие знаки, не рвать самому цветы в лесу, вырастить цветы в горшке и высадить их на поляну);
‒ Отвечать за результат (все эти действия помогут сохранить цветы, если о них рассказать другим людям).
При реализации системно-деятельностного подхода учитывается ряд принципов:
- Принцип субъективности воспитания — каждый ребенок участник образовательных отношений, способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, оценивать свои действия и поступки.
- Принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены в формировании личности ребенка. В раннем возрасте — это манипуляции с предметами (катится — не катится, звенит — не звенит и т. д.), а в дошкольном возрасте — игра. Дети принимают на себя различную роль и решают возникающие проблемы.
- Принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых. Ребенок узнает новое, еще не изведанное вместе с педагогом.
- Принцип обязательной результативности каждого вида деятельности. Ребенок должен видеть результаты своей деятельности, уметь применять полученные знания в повседневной жизни.
- Принцип высокой мотивированности любых видов деятельности. У ребенка должен быть мотив к выполнению того или иного действия, он должен знать для чего он это делает.
- Принцип обязательной рефлексии любой деятельности. При подведении итогов рефлексии вопросы педагога не должны быть направлены только на пересказ детьми основных этапов образовательного мероприятия («Где мы были?», «Чем занимались?», «Кто к нам в гости приходил?»). Они должны быть проблемного характера, типа: «Зачем мы это делали?», «Важно ли то, что мы сегодня узнали?», «Для чего вам это пригодится в жизни?», «Какое задание было для вас самым трудным?» «Почему?», «Что вы расскажите родителям о нашей сегодняшней встрече?», «Что нам надо будет сделать в следующий раз?». Так ребенок учится анализировать — что у него получилось, а что можно было сделать по-другому.
- Принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности — это воспитательное значение деятельности (оказывая кому-то помощь, мы воспитываем доброту, толерантность) и социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работать в парах и микрогруппах, не мешать друг другу, не перебивать, слушать высказывания товарищей).
- Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Педагог должен умело, ненавязчиво организовывать и руководить деятельностью детей (находиться рядом, а не «над детьми».
- Принцип активности ребенка в образовательном процессе. Целенаправленное, активное восприятие детьми изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. Вопросы для активизации детей: «А как ты думаешь?», «Что ты можешь предложить?» (обращаясь к ребенку), отмечает конкретные заслуги каждого ребенка.
Суть системно-действенного подхода в образовании: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай мне сделать самому — и я пойму».
Структура образовательной деятельности на основе системно — деятельностного подхода
- Введение в образовательную ситуацию (организация детей) Создание психологической направленности на игровую деятельность в соответствии с ситуацией и особенностями возрастной группы. Пример: к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса, в группу вносится что-то новое или выносится для привлечения внимания детей. — точка удивления
- Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности
Чтобы тема деятельности не была навязана детям, воспитатель должен дать возможность детям действовать в хорошо знакомой ситуации, рассказать о его опыте, знаниях, а лишь затем создать проблемную ситуацию (затруднение) которая активизирует детей и вызовет интерес к теме.
Пример: Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут? Назови их. А вот Лунтик хотел нарвать цветов, что бы подарить бабе Капе, но на поляне растёт только трава. Куда же исчезли цветы? Мы можем помочь Лунтику? Хотите узнать, куда исчезли цветы? — рефлексивный круг
- Проектирование решения проблемной ситуации
Педагог с помощью подводящего диалога, помогает детям самостоятельно выйти из проблемной ситуации, найти пути её решения.
Пример: Где можно узнать, куда исчезли цветы? Вы можете спросить у взрослых. Спросите у меня. Хотите я познакомлю вас с Красной книгой. (знакомство с новым материалом)
- Выполнение действий
Для решения проблемной ситуации используются дидактический материал, разные формы организации детей.
Пример: организация обсуждение детьми проблемы в микрогруппах: «Что люди могут сделать, чтобы не исчезали цветы, животные, птицы? Что конкретно мы можем для этого сделать?». Выберают предложенный воспитателем материал, который подходят для решения проблемы, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы», «Не уносите детенышей животных домой».
Также данный этап предусматривает:
— нахождение места «нового» знания в системе представлений ребенка (например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя»); — возможность применения «нового» знания в повседневной жизни (например: «Чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все узнают, как надо относиться к природе»); 5. Подведение итогов, анализ деятельности — рефлексия
При подведении итогов (рефлексии) вопросы не должны быть направлены только на пересказ этапов мероприятия (Где мы были?, Чем мы занимались?, Кто приходил к нам в гости?)
Они должны быть проблемного характера:
‒ фиксация движения по содержанию («Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем?»);
‒ выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего это пригодится вам в жизни?»);
‒ эмоциональную оценку деятельности («У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали, что многие растения занесены в Красную книгу?»);
‒ рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось сделать вместе, в команде? У вас все получилось?»);
‒ рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).
Реализация системно-деятельностного подхода будет эффективной при создании предметно-развивающей среды, в которой реализуется личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка, созданы условия для диалогического общения, атмосфера доверительности и доброжелательности, учитывается личностный опыт каждого воспитанника, организуется, направляется и стимулируется процесс самопознания и саморазвития. Гармонично выстроенная взрослыми предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.
Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуации морального выбора, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность. В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного учреждения: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.
Системно-деятельностный подход позволяет сформировать у дошкольников деятельностные качества, определяющие успешность ребенка на разных этапах обучения и его последующую самореализацию в будущем.
Литература:
- «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (от 17 октября 2013)
- «Детство» примерная образовательная программа дошкольного образования (разработана на основе и в соответствии с ФГОС ДО) С — П 2014
- Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика М.: 2009.