В статье исследуются основные направления социально-экономического развития, отраженные в нормативно-правовых актах Республики Коми, регулирующие ее социально-экономическое развитие. Особое внимание уделяется Стратегии социально-экономического развития Республики Коми в период до 2020 года, в которой немаловажную роль играет повышение инвестиционного климата в регионе.
Ключевые слова: целевые республиканские программы, стратегия развития, инновации, инвестиционный климат
В современных рыночных условиях показатели социально-экономического развития региона определяют его привлекательность и конкурентоспособность. Социально-экономическое развитие субъектов РФ обуславливает необходимость разработки и реализации программ развития на региональном уровне. Для успешной реализации программ социально-экономического развития региональные власти принимают нормативно-правовые акты, способствующие развитию. Государственное регулирование экономики субъектов Российской Федерации имеет свои особенности в зависимости от исследуемого региона, на которое влияют экономические, географические и другие факторы. Рассмотрим основные аспекты правового регулирования социально-экономического развития на примере Республики Коми.
В республике Коми государственное регулирование непосредственно осуществляет Правительство Республики Коми, которое является постоянно действующим высшим органом исполнительной власти.
Правовой статус Правительства Республики Коми определяется законом Республики Коми в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Коми. Согласно статьи 89 Конституции Республики Коми [1] Правительство Республики Коми разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Республики Коми, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и экологии. Правительство Республики Коми проводит совместную с федеральными органами исполнительной власти работу по формированию лимитов финансирования и выделению средств федерального бюджета на финансирование действующих на территории Республики Коми федеральных целевых программ, а также средств на государственную поддержку предприятий, отдельных производств и объектов в рамках отраслевых программ субсидирования объектов экономики.
Исполнительная власть Республики Коми проводит работу в федеральных органах исполнительной власти по выделению средств федерального бюджета на реализацию инвестиционных проектов, имеющих федеральное значение. Принимает меры по совершенствованию налогового законодательства, в том числе в части условий предоставления налоговых льгот. Осуществляет государственное регулирование цен и тарифов в пределах предоставленной компетенции. Обеспечивает размещение заказов на поставку продукции (товаров, работ, услуг) для республиканских нужд на конкурсной основе как наиболее предпочтительного способа закупок, и иными способами закупок, предусмотренными действующим законодательством. Предусматривает в республиканском бюджете Республики Коми средства на выполнение обязательств по заключенным государственным контрактам и обеспечивает их финансирование в соответствии с требованиями бюджетного законодательства. Разрабатывает и реализует целевую республиканскую программу «Социальное развитие села».
Обеспечивает реализацию целевой республиканской программы «Развитие агропромышленного комплекса Республики Коми». Осуществляет государственную финансовую поддержку деятельности предприятий пассажирского автомобильного, речного транспорта, железнодорожного транспорта пригородного сообщения, пассажирских авиаперевозок в труднодоступных районах.
Разрабатывает и реализует целевую республиканскую программу «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Республике Коми. Формирует перечень строек и объектов, подлежащих строительству за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год.
Содействует передаче ведомственного жилищного фонда, объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы в муниципальную собственность, передаче технических средств электроснабжения специализированным службам и в обеспечении их нормального функционирования. Принимает меры по достижению баланса между предложением квалифицированных специалистов и реальной потребностью в них отраслей экономики и оказывает поддержку предприятиям в подготовке и повышении квалификации кадров.
Представители исполнительной власти Республики Коми осуществляют контроль за реализацией Концепции энергетической стратегии Республики Коми и структурными преобразованиями в системе управления угольной отраслью Республики Коми. Способствуют сокращению неплатежей и недоимок, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
В республике принимаются меры по стабилизации финансового положения предприятий, реструктуризации и поэтапному погашению накопленной кредиторской задолженности, включая задолженность по заработной плате перед работниками предприятий. В области решения проблем населения в условиях жизни и работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях население Республики Коми требует особого внимания и поддержки со стороны государства, так как живет и работает в экстремальных природно-климатических условиях.
Приоритеты государственной политики в сфере экономического развития Республики Коми определены Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, ежегодными докладами Главы Республики Коми Государственному Совету Республики Коми, концепциями развития отраслей Республики Коми. Главной целью социально-экономического развития Республики Коми является повышение уровня жизни населения в Республике Коми на основе устойчивого развития экономики Республики Коми. Для реализации Стратегии социально-экономического развития региона разработана и внедрена государственная программа «Развитие экономики» [3]. Основная цель и задачи указанной программы соответствуют приоритетам государственной политики в сфере экономического развития Республики Коми. Государственная программа Республики Коми «Развитие экономики» (далее Программа) содержит 8 подпрограмм.
Приоритетными направлениями в сфере реализации Программы являются:
– развитие системы стратегического планирования социально-экономического развития Республики Коми;
– улучшение инвестиционного климата и рост инвестиционной активности в Республике Коми;
– активизация инновационной деятельности;
– рост уровня доходов населения;
– реализация эффективных механизмов регулирования трудовых отношений, обеспечивающих баланс интересов участников рынка труда;
– формирование институциональных условий для развития конкуренции;
– ускоренное развитие малого и среднего бизнеса и увеличение вклада малого и среднего предпринимательства в развитие экономики Республики Коми;
– рост производительности труда;
– развитие системы кадрового обеспечения экономики;
– совершенствование системы социального партнерства, ее институтов и механизмов, внедрение эффективных современных технологий сотрудничества социальных партнеров;
– развитие въездного и внутреннего туризма;
– улучшение условий и охраны труда в Республике Коми.
Особое внимание в регионе уделяется развитию научной и инновационной деятельности, так постановлением Правительства Республики Коми от 14 сентября 2009 года № 260 утверждена долгосрочная республиканская целевая программа «Развитие научной и инновационной деятельности в Республике Коми на 2010–2012 годы». В качестве примера реализации данной программы можно привести проведение молодежного инновационного конвента «Молодежь — будущему Республики Коми», который проводится с целью выявления и поддержки талантливой молодежи, создания условий для раскрытия её творческих способностей; повышения результативности участия молодежи в научной деятельности и научно-техническом творчестве.
В настоящий момент перечисленные целевые программы, с изменениями и дополнениями, являются подпрограммами Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года [2].
Стратегия социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года, одобренная постановлением Правительства Республики Коми от 27 марта 2006 г. № 45 (в редакции 2016 года) [2], целями ставит повышение благосостояния населения Республики Коми и формирование благоприятного предпринимательского климата в Республике Коми, одной из приоритетных задач признана активизация инновационной деятельности в республике. При этом одним из главных факторов экономического роста определено формирование инновационной системы в республике. В настоящее время ситуация в инновационной сфере Республики Коми складывается неоднозначно.
В последние годы Правительством Республики Коми был принят ряд мер по укреплению научного и инновационного потенциала:
– принят Закон Республики Коми «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми» [4];
– — утвержден план мероприятий по его реализации;
– в целях реализации механизмов финансовой поддержки инновационной деятельности принято постановление Правительства Республики Коми от 7 июля 2008 г. № 167 «О порядке и условиях предоставления отдельных форм государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми» [5].
Для создания положительного инвестиционного имиджа Республики Коми и максимально благоприятных условий для привлечения потенциальных инвесторов в экономику республики, Правительством Республики проводится сбалансированная инвестиционная политика. Основной её целью является создание условий и предпосылок для накопления и использования инвестиционного потенциала, обеспечивающего устойчивый социально-экономический рост.
Инвестиционный климат Республики Коми определяется следующими параметрами:
– уникальная минерально-сырьевая база республики;
– концентрация инвестиций в отраслях топливно-энергетического, лесопромышленного, горнорудного, транспортного и жилищно-коммунального комплексов;
– единая система законодательного обеспечения для развития инвестиционной деятельности региона;
– информационная прозрачность и открытость;
– единая система государственной поддержки субъектов инвестиционной деятельности;
– уровень политической, социальной и экономической стабильности.
Для решения приоритетных задач в области инвестиционной политики Правительством Коми утвержден и реализуется План мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности и активизации инвестиционной деятельности в Республике. Республика Коми относится к числу регионов Российской Федерации, обладающих высоким уровнем текущей инвестиционной привлекательности. Объем инвестиций в основной капитал крупных организаций Республики в 2015 году за счет всех источников финансирования составил 175,1 млрд. рублей, что на 21 % (в сопоставимых ценах) меньше, чем за 2014 год. В расчете на душу населения объем инвестиций в основной капитал за 2015 год в Коми составляет 203,5 тыс. рублей и превышает среднероссийский показатель. На протяжении нескольких лет, начиная с 2011 года существенный рост инвестиций в основной капитал связан с реализацией таких крупных инвестиционных проектов, как: «СТЕП» (ОАО «Монди СЛПК»), строительство газопровода Бованенкого-Ухта (ОАО «Газпром») и строительство комплекса по подготовке и переработки нефти и газа (ООО «Енисей»).
В Коми создана единая региональная инвестиционная законодательная база, определяющая правовые, организационные и экономические основы инвестиционной деятельности на территории Республики. Основными являются законы «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» и «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах» [6], а также ряд постановлений и распоряжений Правительства и Главы Республики.
Для поддержки и развития инвестиционных проектов, стратегические цели которых соответствуют стратегии развития Республики Коми и направлены на развитие высокотехнологических и инфраструктурных секторов экономики, Правительством региона проводятся следующие мероприятия:
– формирование федерального Перечня приоритетных проектов в области освоения лесов с целью увеличения инвестиционной активности хозяйствующих субъектов лесопромышленного комплекса республики;
– поддержка некоторых инвестиционных проектов посредством их включения в государственные целевые программы, а также работа с федеральными структурами по привлечению ресурсов Инвестиционного Фонда РФ для реализации крупных инфраструктурных проектов Республики Коми.
С целью стимулирования хозяйствующих субъектов к вложению инвестиций в высокоэффективные инвестиционные проекты, направленные на развитие приоритетных секторов экономики региона, и для поиска потенциальных инвесторов Правительство Коми предусмотрело законодательство о льготах и привилегиях для инвесторов. Гарантии прав инвесторов и поддержка инвестиционной деятельности на территории республики обеспечены законом «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» [7], который позволяет применять набор инструментов стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов, предусмотренный действующим федеральным законодательством.
Конкретные мероприятия по сохранению социальной стабильности на территории Республики Коми предусматриваются в рамках Регионального соглашения по социально-экономическим вопросам между Правительством Республики Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми и Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми, заключаемого на трехлетний период.
Для реализации намеченных планов социально-экономического развития, достижения устойчивых темпов экономического роста, повышения инвестиционной и инновационной активности организаций, конкурентоспособности продукции, производимой в республике, необходимо наличие целостной эффективной системы кадрового обеспечения экономики Республики Коми.
Дальнейшее развитие экономики предполагает жесткие требования по повышению производительности труда. В настоящее время по отдельным отраслям в России она значительно отстает от уровня развитых зарубежных стран. Очевидно, что одними лишь закупками высокотехнологичного оборудования эту проблему не решить. Нужны вложения в человеческий ресурс. Это делает необходимым разработку и реализацию специальных мер, направленных на создание системы непрерывного профессионального обучения занятых в отраслях экономики. Прежде всего, необходимо развитие системы внутрифирменной подготовки персонала, поскольку затраты организаций на обучение и повышение квалификации работников по-прежнему незначительны.
Программой предусмотрена реализация комплекса мер, направленных на обеспечение потребностей региональной экономики в квалифицированных кадрах, что является базовым условием успешного и устойчивого развития экономики и социальной сферы республики.
В республике сохраняется актуальность формирования благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства, поскольку малое и среднее предпринимательство как форма занятости населения нуждается в постоянном стимулировании и поддержке со стороны государства.
Создание предпосылок для занятия собственным бизнесом и последующая комплексная и системная поддержка являются необходимыми условиями для решения основных проблем, препятствующих развитию малого и среднего предпринимательства.
Стратегией социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года ускоренное развитие малого и среднего бизнеса отнесено к приоритетам социально-экономического развития Республики Коми. При этом развитие малого и среднего предпринимательства рассматривается как один из факторов экономического роста в Республике Коми, являющееся главным регулятором занятости экономически активного населения и оказывающее положительное влияние на рост денежных доходов населения и его социально-психологическое состояние.
Концепцией развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Республики Коми от 16 февраля 2011 г. N 34-р [8], определены стратегические цели и основные задачи в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми. Продолжение последовательной политики в вопросе поддержки и развития малого и среднего предпринимательства является необходимой составляющей для его устойчивого развития и увеличения вклада в экономику республики.
Социально-экономическое развитие Республики Коми зависит от уровня развития трудовых ресурсов, качество и количество которых в значительной мере определяется состоянием здоровья населения трудоспособного возраста. Неблагоприятные условия труда, производственный травматизм и профессиональные заболевания являются существенными, обладающими кумулятивным действием факторами, влияющими на демографическую ситуацию в республике.
Принцип сокращения уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками (включая информирование работников о соответствующих рисках, создание системы выявления, оценки и контроля таких рисков), а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда положен в основу демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
Обеспечение здоровых и безопасных условий труда и снижение показателей производственного травматизма являются одними из основных направлений деятельности Правительства Республики Коми. Решение этих вопросов осуществляется в соответствии с Планом мероприятий Правительства Республики Коми по реализации Регионального соглашения по социально-экономическим вопросам между Правительством Республики Коми, Федерацией профсоюзов Республики Коми и Союзом промышленников, предпринимателей и работодателей Республики Коми.
Результатом реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года является регион со стабильной экономикой, развитой инфраструктурой, благоприятными условиями жизнедеятельности людей, привлекательный для инвесторов, новых жителей и туристов.
Литература:
- Конституции Республики Коми от 17.02. 1994 (ред. от 20.12.2010) // http://www.consultant.ru
- Постановление Правительства РК от 27.03.2006 N 45 (ред. от 15.01.2016) «О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2020 года» // http://rkomi.ru/page/5948/
- Постановление Правительства РК от 28.09.2012 N 418 (ред. от 28.12.2016) «Об утверждении Государственной программы Республики Коми «Развитие экономики» // http://docs.cntd.ru/document/422404469
- Закон Республики Коми от 15.11.2006 N 104-РЗ (ред. от 31.10.2014) «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми» // http://docs.cntd.ru/document
- Постановление Правительства РК от 10.02.2010 N 29 (ред. от 04.09.2012) «О порядке и условиях предоставления отдельных форм государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми»(Утратил силу) // http://docs.cntd.ru/document
- Закон Республики Коми от 10.11.2005 N 113-РЗ (ред. от 01.03.2016) «О налоговых льготах на территории Республики Коми и внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросу о налоговых льготах» // http://docs.cntd.ru/document
- Закон Республики Коми «Об инвестиционной деятельности на территории Республики Коми» от 28 июня 2005 года № 71-РЗ (ред. от 02.11.2015 № 93-РЗ) // http://invest.rkomi.ru
- Распоряжение Правительства Республики Коми от 16 февраля 2011 г. N 34-р (ред. от 26.07.2016) «О Концепции развития малого и среднего предпринимательства в Республике Коми на период до 2020 года» // http://docs.cntd.ru/document/424055495