Статья посвящена истории происхождения топонимов Казахстана. Сделан анализ и условное деление на группы топонимов, на основе изучения особенностей их происхождения.
Ключевые слова: топоним, топонимика, населенный пункт, история, география
Невозможно представить себе современный мир без географических названий, так как жизнь человека тесно связана с различными местностями, которые обозначаются с помощью специальных слов — топонимов, или географических названий. Отсюда и топонимика — учение о географических названиях, их происхождении, закономерностях образования, смысловом содержании, грамматическом оформлении [1, с. 32–40].
Географические названия для культуры человечества — неоценимые памятники культуры, переходящие из поколения к поколению, передающие новому поколению прошлое народа, его святое наследие. Вот что говорит об этом академик, ученый В. В. Бартольд «среди родственных тюркских народов топонимы священных мест удивляют своей находчивостью, точностью, простотой и историческими дерективами» [2, с. 24]. Топонимы тесно связаны с народной социально-экономической историей, с прошлым народа, его краем, культурой отечества, историей языка.
Топонимия любого региона мира представляет собой совокупность географических названий и характеризуется некоторыми своими особыми чертами.
Изучая происхождения топонимов или географических названий в истории Казахстана, можно условно выделить несколько групп, исследование которых в значительной мере позволит нам осветить историческую значимость топонимов.
- Топонимы, передающие характер и признаки местности:
О типе, характере, грунта, почвы, ландшафте, рельефе, физических свойствах и других специфических характеристиках: например, урочище Адыр — «холмистая местность»; овраг Айдарлысай — «овраг находится рядом с высоким холмом»; горы Алатау — досл. «пестрые горы», типологическое значение «горы с вечно снежным покровом или с высотной поясностью», Ақирек — «зубчатые (горбатые) вершины гор»; реки Қаражар — «черная скала (обрыв)», Ақбұлақ — «чистый родник», Ақтасты — «белокаменный»; озера Ащыкөл — «соленое озеро», Жалтыркөл — из жалтыр «гладь», «открытое, незаросшее травой озеро», Жаркөл — «озеро с обрывистыми берегами», Борлыкөл — «меловое озеро», Құмкөл — «озеро с песчаным дном», Қопа — «солончак», Майлысор — «жирный сор («жирной» называют вязкую, топкую грязь, применяющуюся для лечения)»; населенные пункты (н.п.) Кеңащы — «широкий, соленый источник», Қисықсай — «кривой лог, ущелье», Көкалажар — из көк «зеленый», ала — «пестрый», жар — «обрыв», т. е. «пестро-зеленый обрыв», Тасты-талды — «каменистый-холмистый», Тастыбұлақ — «каменистый родник», Ұзынкөл — «длинное продолговатое озеро», Құмкешу — құм «песок», кешу — «переходить через что-либо», в значении от тюркского: «песчаный брод»; город Ақтөбе — «белый холм»; урочища Көкатыз — из көк — «зеленый», в значении «чистый, прозрачный», атыз — «узкий канал», т. е. «прозрачный чистый канал» [3, с. 8–12], пески Аққұм — досл. «белые, чистые пески», «подвижные, развеваемые барханные пески, лишенные растительности», речка Ақсу — «реки, не пересыхающие летом и быстро текущие» [4, с. 43–44].
- Топонимы, связанные с обозначением представителей растительного мира: озера Балдыркөл — «озеро с водорослями», Қайындыкөл — «озеро, по берегам которого растут березы», Қоғалы — «место, где растет рогоз», Шолаққопа — шолақ — «короткий», қопа — «болотистая местность, заросшая камышом»; река Тобол — Тобыл — «таволга», «кустарник багрового цвета»; населенные пункты Қаратал — «черная ива», Қаратерек — «черный тополь», Көктерек — «зеленый тополь», Борабай — «место, где растет сосновый бор», Қызылағаш — «красное дерево», Үшқамыс — «три камыша», Шағырлыбидайық — «место, где имеется полынный пырей», Шиелі — «вишневый», Шоқықарағай — «сосна, растущая на холме»; зимовка Ойкарағай — «сосна, растущая в низине», урочище Саздыағаш — «дерево, растущее на болотистой местности», Сыпсын ағаш — «шелестевшее дерево» [5, с. 18–82].
- Топонимы, содержащие названия животного мира: Аюлы — «место, где водятся медведи», Бөрілі — «волчье место»; озера Алабота — «пестрый верблюжонок», Балықтыкөл — «озеро, богатое рыбой», Бұландыкөл — «озеро, возле которого водятся лоси», Жыланбасқанкөл — «озеро, где имеются змеи», Қояндыкөл — «заячье озеро», Уялышалқар — «озеро, имеющее много гнезд», Шортанды — «озеро, где имеются щуки», Шошкалы — «кабанье озеро»; реки Жыланды — «змеиная», Құланөтпес — «кулан не пройдет, Шыбынды — «много мух»; Жыландысай — «овраг, где водятся змеи»; населенные пункты Қойкелді — «овца пришла», Қойтас — «овечий камень».
- Топонимы, связанные с кочевым образом жизни. При этом необходимо сделать пояснение, что кочевое население обычно дает топонимы, отражающие названия родоплеменных подразделений и иных этнических групп, оседлое — топонимы, содержащие имена, прозвища, фамилии людей, обозначения профессий, мест их прежнего жительства и т. д. Так появляются этнотопонимы, которые являются древними по происхождению, показывают сложность и разнообразие генетического состава населения в прошлом, дают ценные сведения о родах, племенах, обитавших в данном регионе, их быте, местах обитания и т. д. Например, название рода Қыпшақ — этнотопоним, означает наиболее древний род казахов; населенные пункты Алтай — назван по имени рода Алтай, Жолан — в Егиндыкольском районе, этноним тюрков, Баракпай — в Сандыктауском районе, этноним тюрков-бараков, Керей — урочище, озеро в Коргалжынском районе является названием этнического подразделения казахов [6, с. 35–41].
- Названия, связанные с оседлым земледелием. О развитии земледелия в прошлом на территории Казахстана свидетельствуют топонимы с использованием распространенного термина егін — «пашня, посев», озера Егіндікөл — букв. «озеро у пашни», Егінсор из егін «посев», сор — «соленое озеро», т. е. «озеро, где вблизи находятся посевы»; урочище Егінтомар букв. «кочковатая пашня»; Егіндібұлақ — «родник у пашни», Егіндіқұдық — «колодец для пашни»; населенные пункты Егіндітөбе — «холм где имеется пашня», Егінсай — «овраг с пашней» и др. [7, с. 127].
- Топонимы, которые происходят от антропонимов, т. е. личных имен переселенцев, основателей или правителей тех или иных населенных пунктов и земель, правителей страны, а также глав племен и родов[8, с. 39].Таких топонимов много, они возникли в знак уважения, особой признательности людям, впервые освоившим те или иные природные богатства, своей жизнью показавшие пример служения народу. Например, населенные пункты названные в честь Абая Кунанбаева, Амангельды Иманова, Әлиби Жангельдина, Кажимукана Мунайтпасова, Кабанбай батыра, Коркыт Ата, Ақмолда — ақ «белый», молда «священник», т. е. «мусульманский священник», зимовка Даугамбая, озеро Байдалы, Жанабай, Шілдебайкөл — «озеро Шилдебая», Райымбек бастауы/бұлағы — «ключи, ручей Райымбека», Шоқанасқансу — «перевал Чокана», урочище Кыргызбай, Кожа, гора Баянжурек, Бөгенбай сайы — «лог Богенбая» и др. [9, с. 277–383].
- Топонимы, связанные с религиозными представлениями, озеро Әулиекөл. Слово, Әулие — взято из арабского языка и означает «святой человек». В эпосе определяется как «человек высокой нравственности, умудренный житейским опытом», на казахском Әулие — «святой». Топоним Әулиекөл состоит из двух компонентов: арабского әулие — «святой» и казахского көл — «озеро», т. е. «святое озеро». Названо так, потому что около этого озера казахи совершали молитвенные ритуалы. Существует народная легенда, что это озеро в один день исчезло, а затем ночью опять появилось, и люди стали называть «святым озером». Озеро Әулиесу — «святая вода» [5, с. 14], Имантау — «молитвенная гора», родник Әулиебұлақ — «святой родник».
Таким образом, проведенный нами, анализ позволяет выделить в рамках данного исследования некоторые особенности происхождения топонимов Казахстана.
- В топонимии Казахстана характерна точная передача особенностей и признаков местности. Этому способствовало то обстоятельство, что казахи в течение тысячелетий занимались скотоводством. Сама жизнь заставляла их знать и подмечать климат, местонахождения гор, долин, оврагов, перевалов и других особенностей рельефа для выбора мест укрытия скота от непогоды и выбора пастбищ, а также характер водных источников и сезон их использования на пути перекочёвок. Поэтому в топонимии Казахстана часто встречаются көл — озеро, тау — гора, сай — овраг, жаман — плохой, невысокий, ұлы — большой, сұлу — красивый и др. [10, с. 21–50].
- Зачастую географические названия, связанны с животным и растительным миром. Это отличие исходит из экономического уклада в прошлом, где оно определяется животноводческим направлением хозяйства и образом жизни народов данных регионов. То, что для других народов было бы несущественным и второстепенным, для тюркских служило наиболее типичным признаком местности. Кочевой образ жизни развил у казахов исключительную наблюдательность, необходимую для использования природных особенностей своей территории.
В качестве примера топонимов Казахстана можно привести следующие часто встречающиеся «растительные» топонимы: Миялы — речка, где растет солодка, Жуалы — место произрастания дикого лука, Құрайлы — место, где растёт полынь и т. д.
Существуют топонимы, которые предупреждают скотовода о наличии хищных или опасных животных. Например, Жыланды — змеиное место, Аюлы — место, где водятся медведи, Бөрілі — волчье место и др. Итак, топонимы, указывая на наличие в той или иной местности определённых растений или животных, служили своеобразными путеводителями для скотоводов [11, с. 43–46].
- Встречаются географические названия, которые носят лишь религиозные представления. Например: Әулиекөл — «святое озеро», родник Әулиебұлақ — «святой родник» и т. д.
- Еще одна значимая особенность топонимии Казахстана заключается в происхождении некоторых топонимов. В географических названиях Казахстана встречаются топонимы персидско-арабского, монгольского и тюркского происхождения, Это связано со спецификой исторического развития стран, и с рядом особенностей формирования географических названий.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый топоним Казахстана несет с собой разнообразную информацию, где присутствует богатое историко-географическое содержание, которое требует дальнейшего тщательного исследования.
Литература:
1. Суперанская А. В. Что такое топонимика. — М.: Мысль, 1985. — 182 с.
2. Бартольд В. В. Тюрки: Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии. — Алматы: Жалын, 1993. — 192 с.
3. Топонимика Казахстана. Энциклопедический справочник. — Алматы: ТОО «Аруна Ltd» — 2010. — 816 стр.
4. Мурзаев Э. М. Словарь народных географических терминов. — М.: Мысль, 1984. — 653 с.
5. Бектасова Б. К. Краткий топонимический словарь Костанайской области. Костанай, 1996. -114 с.
6. Акмола: Энциклопедия — Алматы: Атамура, 1995–523с.
7. Жер-су атауларының анықтамалығы. — Алматы: «Арыс» баспасы, 2009. — 568 б.
8. Камолиддин Ш. С. Древнетюркская топонимия Средней Азии./Отв. ред. М. Исхоков. — Т.: «Шарк». 2006. — 192 с.
9. Жанұзақ Т. Жер-су атаулары (этимологиялық анықтамалық). — Алматы: «Өнер», 2011. — 496 б.
10. Водопьянова С. Г. Топонимика Казахстана. — Петропавловск, 2006.- 113 с.
11. Имангулова Т. В. Применение географических названий в топонимике Казахстана // Сборник научных статей. Харьков, 2012. Выпуск 15. С. 43–46.