В данной статье рассматривается багаж знаний, накопленных в исторической науке по вопросу развития экономических отношений между странами Средиземноморского региона на протяжении периода развитого средневековья. Интерес к данной теме вызван попыткой проанализировать роль в торговом обмене такого крупного экономического центра как Барселона. XIII-XIV вв. — время активного развития экономики и торговли в странах Западной Европы. Успехи крестоносцев расширяют сферу торгового обмена. Торговля становится неотъемлемым фактором не только социально-экономического, но и политического развития многих государств, в немалой степени определяет характер международных связей. В этот же период на средиземноморских рынках получают известность и купцы Барселоны, города, сыгравшего одну из ключевых ролей в экономической и торговой жизни региона. Приступая к изучению вопросов экономического развития Европы, мы прежде всего должны представлять комплекс знаний, накопленных в науке по многочисленным аспектам этой обширной тематики. Вместе с тем, опираясь на фундаментальные положения, нужно уметь акцентировать внимание на вопросах, затрагивавшихся в то или иное время, которые были бы полезны для настоящего исследования.
Ключевые слова: торговля, средневековый, развитие, северо-восточная Испания, Барселона
This article examines the luggage of knowledge accumulated in historical science on the development of economic relations between the countries of the Mediterranean region during the period of the developed Middle Ages. Interest in this topic is caused by an attempt to analyze the role in the trade exchange of such a major economic center as Barcelona. XIII-XIV centuries. — the time of active development of the economy and trade in the countries of Western Europe. The successes of the Crusaders expand the sphere of trade exchange. Trade becomes an integral factor not only of socio-economic, but also political development of many states, to a large extent determines the nature of international relations. In the same period, the merchants of Barcelona, a city that has played a key role in the economic and commercial life of the region, are also becoming famous in the Mediterranean markets. Starting to study the issues of the economic development of Europe, we must first of all represent a set of knowledge accumulated in science on the numerous aspects of this vast subject. At the same time, relying on fundamental principles, one should be able to focus attention on the issues touched at one time or another that would be useful for this study.
Key words: trade, medieval, development, northeastern Spain, Barcelona
Расцвету торговли в Средиземноморском регионе изучаемого периода предшествовало выделение ремесла в особую форму трудовой деятельности, возникновение и развитие средневековых городов как средоточий ремесла и торговли. Состав городского населения, обретение городом вольностей и привилегий в сложных взаимоотношениях с сеньорами, внутригородская борьба — весь этот комплекс социальных, экономических и политических проблем так или иначе связан с проблемой обеспечения возможности торговать. Причем местные рынки, где совершался обмен между городским ремеслом и деревней, между разными городами одного государства, единые рынки как экономические центры (ярмарки) — ничуть не менее важные “составляющие” торговли.
Литература по истории средиземноморской торговли обширна. Значительный комплекс работ существует во всех европейских школах. Немецкие, итальянские, английские, французские, бельгийские, сербские, хорватские, чешские, русские, испанские исследователи в то или иное время освещали определенные сюжеты. Попытаемся избежать в нашем обзоре противопоставления исследований отечественных и зарубежных историков и выделим следующие блоки: работы, очерчивающие средиземноморский пейзаж экономической жизни Европы, и исследования, касающиеся торговой истории Барселоны и торговых взаимоотношений отдельных средиземноморских городов интересующего нас периода.
«История левантийской торговли» В. Гейда занимает в этом списке почетное место. Одним из первых немецкий ученый создал фундаментальное исследование проблем торговли средиземноморского региона. Он показал, что именно в связи с открытием азиатского направления началось активное развитие торговли, когда первенство перешло к купцам Генуи, Венеции, Марселя и Барселоны. [Heyd, 1887, 124] Длительное общение с населением, обладавшим более высокой материальной и духовной культурой, по мнению ученого, способствовало распространению в Западной Европе многих достижений Востока в области хозяйства и быта. Крестовые походы, внесшие большие перемены в международные отношения в бассейне Средиземного моря, укрепившие здесь позиции европейского купечества за счет восточного, рассматриваются историком как основополагающее событие эпохи. В. Гейд также показал, что упадок торговли в Средиземноморье к концу XV в. обусловливался перемещением торговых путей в результате великих географических открытий.
К числу ранних работ общего характера относится и труд Соболева М. Н. «Очерки из истории всемирной торговли». Крестовые походы рассматриваются автором как фактор обновления экономической жизни, толчок к развитию торговли в Леванте, восстановивший отношения Запада с Востоком, прерванные с падением Рима. Отдельную главу историк посвящает описанию кредита и банкового дела — теме, впоследствии развивавшейся в отечественной науке [Соболев, 1902, 87]. Особого внимания заслуживает его оценка положения Франции в этот период, которая, по мнению исследователя, не играла большой роли в торговле.
В подобном ключе — как рост объема в результате изменения баланса сил — рассматривает последствия крестовых походов для торговли Дживелегов А. К. Автор тщательно исследует вопрос организации торговли, поднимает такие проблемы как организация рынков и ярмарок, категории купцов, пути сообщения, таможни и пошлины, купеческая гильдия, товарищество и комменда, деньги и кредит, торговые центры. Интересно замечание историка об отсутствии единой торговой политики, выработанной государством на данном этапе, когда города вели торговлю из собственных расчетов и интересов. Дифференциация пошлин, несмотря на стремление государства разбить облагаемый товар на как можно большее количество категорий, не шла, по мнению исследователя, очень далеко. Появление института кредитования он объясняет как меру изменения неравенства спроса на деньги и их предложения в сторону уменьшения первого. Общие замечания автор сделал и по поводу величины и тоннажа торгового флота в период XIII-XIV вв. Весьма спорно и тем самым интересно положение о том, что в это время перевес ввоза в Европу над вывозом был настолько велик, что о последнем можно было бы совсем не упоминать [Дживелегов, 1904, 76]. Впоследствии многие положения работы Дживелегова А. К. дополнялись и развивались. К числу наиболее значительных вкладов в разработку данной области следует отнести труды многих как отечественных, так и зарубежных исследователей.
Достойна внимания работа одного из первых представителей историко-экономической школ во французской медиевистике Э. Левассера «История торговли Франции». Экономический фактор в историческом процессе он признает определяющим и показывает ограниченный характер городского производства и торговли в XII-XIII вв., когда они были связаны постоянным контролем сеньоров. Ученый рассматривает вопросы организации рынка и ярмарки, транспорта и таможни, отмечая продолжительную борьбу королевской власти с правом крупных сеньоров чеканить монету. Злоупотребления на местах приносили, по словам историка, колоссальные барыши благодаря весьма ощутимой разнице между реальными и номинальными ценами на рынке. Несмотря на королевские ордонансы, в результате произвольной политики уменьшения веса монеты либо достоинства последней и к середине XIV в. на территории Франции процветал монетный беспорядок. Ученый среди прочих вопросов отмечает довольно активное строительство средиземноморских портов во Франции рассматриваемого периода и развития навигации [Levasseur, 1911, 67]. Не ускользнула от его внимания и проблема пиратства, которое, несмотря на кодексы, процветало как некий промысел, определенный сводом постановлений права.
Исследователи торговли южнофранцузского региона Жермен и Пор подробно изложили историю внешней торговли Монпелье, входившего одно время в состав земель Арагонской короны, и Нарбонны, чьи деловые интересы в данный период были неразрывно связаны с Тортосой, Барселоной и Валенсией.
Оба исследователя обосновывают предположение о преобладающей роли в торговом обмене французских центров [Germain, 1861, 71].
Ж. Фино первым заинтересовался торговлей между Испанией и Фландрией, его же перу принадлежит исследование торговых взаимоотношений между фландрскими городами и Генуей на протяжении XI-XV вв. По мнению историка-экономиста, торговый оборот между Испанией и французской Фландрией приобрел значительные масштабы лишь в XIV в. [Finot, 1899, 25]
Скажем также о коллективном труде «История Франции» под редакцией Э. Лависса. Прежде всего, в силу своего обобщающего характера — временные границы опускаются до IV в. и доходят до начала XX в. — работа эта далека от детального анализа аспектов региональной морской торговли — в ней преимущественно дается изложение политической истории страны.
Проблемы внешнеполитической жизни Каталонии, развития ее ремесленного производства, во многом обеспечивавшего успех морской торговли рассматриваемого периода, оказались в центре внимания многочисленных исследований и в отечественной медиевистике. Нельзя не упомянуть труды В. К. Пискорского, первого русского медиевиста-испаниста. Приверженец социально-экономического направления, в своей работе он рассмотрел вопросы происхождения земельных держаний, освободительного движения и королевской политики по крестьянскому вопросу. Крепостное право Каталонии находилось в глубоком внутреннем противоречии с общим политическим строем и условиями экономического развития государства — гарантиями личной свободы и имущественной неприкосновенности. Обобщающая работа, посвященная пиренейской истории, уделяет внимание зарождению политического преобладания Арагоно-Каталонского государства на Средиземном море [Пискорский, 1904, 47]. Длинная, удобная для мореходства береговая линия, свободные политические учреждения и терпимость к иноверцам, по словам историка, дали возможность Каталонии стать в XIII в. одной из наиболее развитых промышленных и богатых стран Европы.
Современник В. К. Пискорского Ковалевский М. М., изучая записи купли-продажи в архиве Валенсии, совершенные частными лицами, приходят к выводу о том, что вплоть до XVI в. на восточном берегу Испании имела место работорговля. Причем среди прочих рабов зачастую их ряд пополняли русские — пленники, захваченные татарами и продававшиеся на рынках средиземноморья [Ковалевский, 1900, 34].
Рассмотрением комплекса вопросов социально-экономического устройства испанского города занимался С. Д. Червонов. Исследователя интересовали проблемы организации торговли, ее интенсивности, конкуренции и ассортимента товаров, максимума цен и объемов закупок, участников и правового обеспечения торговли. По мнению Червонова С. Д., города Испании — прежде всего торгово-ремесленные, а не военно-аграрные.
Выдающийся вклад в развитие представлений о левантийской торговле сделал профессор горьковского университета Соколов Н. П., исследовавший венецианскую политику по отношению к Византии и историю венецианской колониальной империи. Платежный баланс был пассивен для Запада, стоимость экспорта из Европы была недостаточной для того, чтобы покрыть расходы по импорту с Востока, поэтому золото и серебро вывозились в большом количестве, вызывая определенный дефицит драгоценных металлов. Однако автор приходит к выводу, что это не означало слабость венецианской экономики [Соколов, 1953, 64]. Получая выгоды от посреднической деятельности, она перераспределяла в европейском масштабе ресурсы драгоценных металлов, получая недостающие для обмена с Востоком деньги у западных партнеров.
Вопросами организации торговой деятельности дубровницких купцов, торговых обществ далматинских городов занимался Флоринский Т. Д. Ученый отмечает непрерывность существования городов в качестве центров ремесла и торговли, что позволило им первыми вместе с итальянскими городами выйти на арену левантийской торговли [Флоринский, 1910, 54]. Приобретшая особенный размах в изучаемый период средиземноморская торговля предметами роскоши способствовала, в свою очередь, складыванию благоприятных условий для вовлечения далматинских городов в общеевропейскую торговлю.
Во многих работах тщательно исследовались вопросы истории торговых связей городов Далматинского побережья, отдельных отраслей торговли в плане изучения общего социально-экономического строя и борьбы Венецианской республики за установление экономического господства на Адриатике. Особенно следует отметить работу Чудиновских Э. И. Основываясь на материале нотариальных документов, фиксировавших различного рода сделки (обязательства по долгу, завещания, соглашения о торговых союзах, о займе), ученый ставит вопросы о географии, ассортименте, формах организации торговли, социальном составе купечества, влиянии торговли на общественные группы, торговой политике городских коммун и характере левантийской торговли. Автор приходит к выводу об отсутствии отношения к стоимости товара как категории международного рынка, ощутимом разрыве в ценах между районами, преобладании в ассортименте дорогостоящих товаров [Чудиновских, 1968, 56]. Широкое распространение кредита, по его мнению, способствовало увеличению скорости оборота капитала, налаживанию тесных связей между отдельными рынками.
Развитию венецианско-византийских торговых связей в первой половине XV в. посвящены и статьи Шитикова М. М. Автор выбрал торговую книгу, где представлена повседневная деятельность купца-составителя, приводятся счета с именами купцов и ремесленников, судовладельцев и должностных лиц. Ученый исследует вопросы социального статуса, условий деятельности и уровня торговых расходов, источников и нормы торговой прибыли венецианцев. Он приходит к выводу о том, что годовой объем товарооборота между Венецией и Византией в рассматриваемое время колебался от двух до четырех тысяч тонн грузов общей стоимостью до миллиона дукатов [Шитиков, 1969, 28]. Имело место деловое сотрудничество, тесное переплетение деловых интересов, когда многие западные купцы прочно оседали в Константинополе на долгие годы, однако бесспорным было полное подчинение международной торговли итальянцам.
Проблемам развития в XII-XIII вв. генуэзской посреднической торговли посвящены статьи Чурсиной С. А. В основу исследования также положены записи генуэзских нотариев. Поднимая вопрос о социальном составе крупного купечества, автор говорит о том, что это была весьма дифференцированная масса, хотя в начале XIII в. прослойка его значительно поредела — на сцену вышли представители незнатных фамилий.
Облик средиземноморской торговли применительно к южнофранцузскому региону исследует Тушина Г. М. Опираясь на материалы частных торговых актов, законодательные постановления, решения городских властей, а также морские законы и обычаи, автор рассматривает многие вопросы: роль торговли, ее связь с местным производством, состав и деятельность купечества, источники и размеры их прибыли, организация торгового судоходства, объем и динамика внешнеторгового баланса. Ученый приходит к выводу об отсутствии крупных купеческих компаний в южнофранцузских городах XIII-XIV вв. и дает собственную характеристику различным типам торговых объединений региона.
Французская историография XX в. плодотворно развивалась в традициях изучения средневековья, заложенных учеными-анналистами. Здесь следует назвать работы М.Блока и Ф.Броделя. Общие принципы этого направления основываются на понимании ведущей роли экономического фактора в общеисторическом развитии, изучении торговли через индикаторы глубинных течений экономики (монетные феномены и связанное с ними движение цен), эволюцию «структур». Говоря об общем спаде экономического развития рубежа XIII-XIV вв., Бродель Ф. объясняет это «сбоем, перекосом, смещением центра европейского мира — экономики». К концу XIII в. Шампанские ярмарки утрачивают былую роль центра торгового обмена между суконными фабриками Нидерландов и банками Италии — начинается «эра средиземноморской морской торговли». Эпоха X — середина XV вв., по Ф. Броделю, — время образования и утверждения Европы, чему со своей стороны в достаточной степени способствовал ислам, так или иначе явившийся побудительной причиной крестовых походов. Причем, Франция в этот период, замкнутая в «кольце» стран — морских торговцев, оказывается лишь «зрительницей чужих успехов»… Как считает ученый, прежде всего следует задаться вопросом, до какой степени регулярные путешествия судов придают Средиземноморью целостность и однородность, — ведь социальная целостность региона заключалась в пространстве дорог и пространстве городов — «силовых» линиях и точках. Признавая право на существование связи между государствами по суше, исследователь обращает внимание на то, что основу сообщения составляли морские дороги, сформировавшиеся первоначально вдоль берегов. Ф. Бродель затрагивает и проблему тоннажа судов, подавляющее большинство которых, несмотря на то, что больше всего свидетельств относится к крупным судам, составляли корабли небольшого размера: «…большие суда завладевают всеми перевозками, но как только монополия рушится с началом «революции морской артиллерии», толпы мелких судов устремляются в образовавшиеся бреши» [Bloch, 1964, 87].
Последователи этого направления развивают многие положения, сформулированные анналистами. Они говорят о необходимости идти дальше простого обмена к его базе, к самому производству. В связи с этим они считают своей главной задачей комплексное изучение таких факторов, как соотношение между спросом и предложением, ценами и заработной платой, численностью населения и распределением валового продукта. П. Вилар характеризует появление навигации в западном Средиземноморье как переходную ступень XII в. в развитии обмена. «Рывок» XIII в. — его экономический и политический аспекты — по мнению исследователя, приводят Каталонию к периоду «апогея» (сер. XIII — сер. XIV вв.) в развитии направлений морской экспансии. Институт консульства ученый рассматривает как связующее звено торгового процесса, королевскую династию — как основу каталонского единства. П. Вилар считает, что фактор успеха Каталонии XIII-XIV вв., хотя и менее вдающегося, чем Венеции, Генуи, даже Марселя в Средиземноморье, заключался не иначе как в опоре торговли на завоевательную политику, дипломатическую борьбу, брачные успехи — то есть в совпадении интересов торговых, династических, территориальных, военных…
Систематический анализ движения цен во времени в районе Валенсии, Арагона и Наварры предпринимает американский исследователь Дж. Гамильтон [Hamilton, 1936, 63]. Так, график цен ученый составляет на основе данных о восьми продуктах (гвозди, ячмень, овес, оливковое масло, бумага, гипс, пшеница и рожь) и приходит к выводу об абсолютной неэластичности спроса на продукты сельского хозяйства.
Создано большое количество работ, касающихся вопросов места и роли Генуи в истории Средиземноморья, развитии предпринимательства, экономики и торговли Венеции, денежного обращения, состояния рынка….
Одним из ведущих отечественных медиевистов современности, интересующихся вопросами развития левантийской торговли, является С. П. Карпов. Его работа «Путями средневековых мореходов» посвящена рассмотрению проблем латинской морской «торговой революции» второй половины XIII — начала XIV вв. — организации мощного колониального домена на Востоке и создании образцовой системы навигации республикой Св. Марка [Карпов, 1994, 45]. Ученый интересуется типами судов, представляя систематизированную информацию касательно технических характеристик последних, условиями навигации, разбирая юридическое положение корсарства, сходство и различие между двумя группами «морских хищников» — пиратами и корсарами, давая собственное видение степени факторов риска для мореплавателей и факторов выгодности караванной систем навигации. Особенно интересны замечание автора об экипаже судов и их деятельности на корабле во время плавания, а также о регламентации перевозок.
Фундаментальное исследование С. П. Карпова, основанное на материалах итальянских архивов, дает развернутую характеристику торгово-предпринимательской деятельности Венеции и Генуи, развития городов Причерноморья, структуры торговли и других вопросов, среди которых — социально-экономический облик итальянского и греческого купечества, система международных экономических связей. Автор изучает торговлю как «неотъемлемой фактор не только социально-экономического, но и политического развития многих государств, в немалой степени определяющий характер международных связей…». По словам ученого, условно само разграничение внутреннего и внешнего рынка — международная торговля имела как внешний (товарооборот между городами и государствами), так и внутренний аспект (иностранная торговля на рынках той или иной страны). Проблему торговли автор ставит в связи с итальянской колонизацией, появлением определенного типа факторий Генуи и Венеции в Романии и на Леванте, в свою очередь, последнюю рассматривают в единстве с особенностями политических, экономических и социальных структур государств Южного Причерноморья. Работа богата статистическим материалом — С. П. Карпов анализирует динамику, изменение характера торговли в годы экономического подъема и спада, качественный и количественный состав товарооборота, техническую сторону торговли (виды кредита, механизм формирования прибыли). Отдельные изыскания ученый посвящает рассмотрению видов торговых объединений и проблемы кредита в средиземноморской практике.
Значительное место в современной отечественной историографии данного вопроса занимает работа С. В. Близнюк «Мир торговли и политики в королевстве крестоносцев на Кипре», основанная на материале нотариальных актов. Сквозь призму политико-экономических отношений автор исследует создание международного рынка на Кипре, организацию торгового процесса, объем товарооборота, ассортимент, роль городов, этно-социальный состав населения кипрского города. По словам ученого, возросший поток беженцев на остров из завоеванных в конце XIII в. мусульманами областей Леванта, предопределил зарождение на Кипре главного рынка региона. Детально разработан вопрос мер, весов и цен отдельно для каждого из рассматриваемых товаров: хлопка, соли, сахара, зерна, специй, тканей [Близнюк, 1994, 43]. Интересуется автор и проблемой национального состава и юридического статуса купечества королевства Лузиньянов. Так, «burguenses» характеризуются в итоге как не полностью полноправные члены кипрского общества, пользовавшиеся покровительством своей республики, присутствие которых в королевстве имело определенный смысл выгоды как для притязаний республики, гражданином которой являлся купец, так и для кипрского короля.
Начиная с 90-х гг. прошлого века налажен впуск серии «Причерноморье в средние века». Многочисленные статьи, основанные на неизвестных до сих пор документах, посвящены детальному разбору специфических вопросов средневековой торговли. Так, Карпов С. П. опубликовал многочисленные документы по истории венецианской флотилии Тана — материалы судебного производства, позволяющие, по словам авторы, изучать в дальнейшем администрацию, правовое обеспечение торговли, вопросы мореплавания и политических событий в Южном Причерноморье, культур и менталитета населения генуэзской фактории.
С. В. Близнюк продолжает исследовать вопрос о производстве сахара и о торговле им, приводя дело Франческо Гримальди, жалобы генуэзских купцов на имя императора Византии и его подданных. Появились и новые исследования А. А. Талызиной, посвященные проблемам торговой навигации, пиратства и корсарства [Талызина, 1995, 42]. Историк приходит к выводу, изучая нотариальные акты по заключению сделок купли-аренды судов, вооружения, продовольствия, найма команды, о том, что очень трудно провести границу между корсарством, пиратством и мирным предпринимательством. Говоря о расцвете каталонского пиратства первой половины XV в., исследователь замечает, что число пиратских нападений росло по мере того, как свертывалась торговая активность каталонцев.
Так можно представить круг знаний, накопленных в науке касательно проблемы торговых взаимоотношений периода европейского средневековья — периода, когда регион Средиземноморья оказался ареной борьбы различных сил за господство. Здесь столкнулись интересы христианского мира, с одной стороны, и мусульманского, с другой. Кроме этого европейские державы активно боролись между собой за преобладание. Крестовые походы, ставшие неким рубежом эпохи, приведшие к росту антагонизма между народами, в то же время сыграли большую роль в становлении средиземноморского обмена.
Литература:
- Дживелегов А. К. Торговля на Западе в средние века. Спб., 1904.
- Карпов С. П. Путями средневековых мореходов. М., 1994.
- Ковалевский М. М. Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства. СПб., 1900.
- Соколов Н. П. Образование и первоначальная организация Венецианской колониальной державы. Л., 1953.
- Bloch M. La France sous les derniers Capetiens. Paris, 1964.
- Finot J. Etude historique sur les relations commertiales entre le Flandre et l’Espagne. Paris, 1899.
- Germain A.-Ch. Histoire du commerce de Montpellier anterieurements originaux et accompagnee de preces justificatives inedites. Montpellier, 1861.
- Hamilton J. Money, prices and wages in Valencia, Aragon and Navarre (1351–1500). NY, 1936.
- Vilar P. La Catalogne dans l’Espagne moderne. Recherches sur les fondements economique des structures nationals. Paris 1961, t.1.