В статье рассматривается влияние стресса на сотрудников компании и эффективность компании в целом, приводятся основные причины (как личностные, так и организационные) стресса у персонала современных компаний, описываются признаки организационного стресса и основные его последствия. Кроме того, описаны основные инструменты в изучении стрессоустойчивости индивида, в том числе стрессовое интервью.
Ключевые слова: стрессы, сотрудник, современные компании, организационный стресс, причины стресса, последствия стресса
The article discusses the impact of stress on employees and the company's overall efficiency, are the main reasons (both personal and organizational) stress in the personnel of the modern companies, described the characteristics of organizational stress and its major consequences. It also describes the main tools in the study of the individual stress, including stress interview.
Key words: stress, employee, modern, organizational stress, reasons of stress, effects of stress
Одной из проблем в современных компаниях является управление эффективностью поведения индивидов. Эффективность индивидуального поведения может оцениваться по ряду параметров: производительность и интенсивность труда, удовлетворенность сотрудников своей работой, количество конфликтных инцидентов, количество стрессовых ситуаций у индивида и пр. Так, сегодня в теории и практике менеджмента активно изучаются вопросы управления стрессом, влияния стресса на поведение индивида в частности, и эффективность деятельности компании в целом.
Вопросы управления стрессом в организации стали изучаться в менеджменте современных компаний сравнительно недавно (с 1970-х гг.). Хотя начало изучению индивидуального стресса в физиологии положил известный физиолог, работавший в Канаде, Г.Селье [1]. В 1936 году в журнале «Nature» Г.Селье была опубликована статья «Синдром, вызываемый различными повреждающими агентами», после чего началось изучения стресса как общего адаптационного синдрома. После данный синдром стал именоваться стрессом.
Вопросы организационного стресса в последние десятилетия были освящены в трудах таких ученых, как: Гринберг Дж. [2], Маккей М. [3], Дэвис М. [3], Фэннинг П. [3], Картрайт С. [4], Купер К. [4], Клегг Б. [5], Дэйв Ф. [6], О’Драйсколл [6]. Среди отечественных авторов, можно выделить: Вагина И. О. [7], Водопьяновe Н. Е. [8], Жданова О. И. [9] Кампенюкина О. П. [10], Ковпака Д. В. [10] и др.
Сегодня во многих странах мира эта тема стала настолько популярной, что для сотрудников крупнейших компаний мира проводятся тренинги по управлению стрессами, в компаниях (особенно популярно в американских фирмах) работает штатный корпоративный психолог, разрабатываются концепции «офисов без стресса» (комфортные условия труда, пропаганда доброжелательных отношений в коллективе, уважение сотрудников со стороны начальства и пр.)
Основными причинами стресса в компании у сотрудников могут быть как личностные (связанные с личной жизнью сотрудника (проблемы в семье, личная экономическая нестабильность, индивидуальные особенности психики), так и организационные, к основным из которых можно отнести: некомфортные условия труда (жаркое или слишком холодное помещение, высокий уровень шума и пр.), повышенный уровень конфликтности в коллективе, плохие взаимоотношения с начальством, конфликт ролей, нечеткие требования, поставленные начальством, слишком большая загруженность работой или, наоборот, недостаточная загруженность, завышенные требования к сотруднику, частые командировки или требования задерживаться после окончания рабочего дня и пр.
Ряд специалистов в изучении организационного стресса к причинам стрессов (так называемым «стрессорам») у современных сотрудников относят и более глобальные причины, которые косвенно также вызывают стресс: политическая и экономическая нестабильность, изменение в технологиях, появление новых требований к специалистам на рынке труда и пр.
Очевидно, что набор причин, провоцирующих стресс у современных сотрудников компании, довольно широк. Таким образом, можно констатировать тот факт, что у каждого современного индивида в той или иной степени на рабочем месте происходят стрессовые ситуации, от мелких до серьезных, приводящих к ряду дальнейших проявлений. Так, среди признаков организационного стресса можно назвать низкую производительность труда, пассивность или, наоборот, агрессивность сотрудника, появление и усугубление вредных привычек, физические недомогания и т. д. Все это может стать источником серьезных проблем для компании: низкие показатели производительности и качества выпускаемой продукции компании, повышение количество больничных листов сотрудников, повышение конфликтов в коллективе и усилий руководства компании на минимизацию и устранение конфликтов, высокая текучесть кадров, в том числе потеря лучших для компании кадров и пр.
В этой связи растет не только важность разработки и регулярного проведения мероприятий по устранению стресса у сотрудников, его профилактики в компании, но и оценке уровня стрессоустойчивости кандидата. Так, стрессоустойчивость — то есть умение индивида сохранять самообладание, умение быстро адаптироваться и самоустранять проявление стресса, — можно оценить по целому ряду методик: это и непосредственное наблюдение со стороны эксперта за кандидатом, и беседа с высококвалифицированным психологом, и самооценка кандидата своего уровня стрессоустойчивости, и ряд психологических тестовых методик с дальнейшей интерпретацией профессионального специалиста и пр. Особое место в выявлении стрессоустойчивости занимает стрессовое интервью, — беседа с кандидатом с использованием ряда стрессовых вопросов, психологического давлении с целью вывести индивида из так называемой «зоны комфорта» и других провоцирующих стресс во время беседы инструментов.
К инструментам стрессового интервью можно отнести: некомфортные условия, созданные кандидату в ходе беседы (неудобное место проведения беседы, душная или, наоборот, слишком холодная комната, посторонний шум, яркий свет и пр.); присутствие в ходе интервью посторонних людей; агрессивность интервьюера; нетактичные и провокационные вопросы и пр. Очевидно, что даже самые уверенные люди, не предупрежденные о проведении подобного рода интервью, могут испытывать дискомфорт, приводящий к стрессу. Тем не менее, считается, что стрессоустойчивый человек будет в любой подобной ситуации сохранять самообладание, оставаться доброжелательным к интервьюеру и вести себя спокойно и достойно сложившейся ситуации. Тем не менее, используя стрессовое интервью важно профессионально обучать менеджеров по персоналу технологии стрессового интервью; применять стрессовое интервью лишь на части собеседования с кандидатом; избегать вопросов, оскорбляющих честь и достоинство индивида; отходить от использования стрессового интервью для высшего менеджмента компании и пр.
Стрессоустойчивость особенно важно определять для таких категорий сотрудников, как страховые агенты, менеджеры по работе с клиентами, секретари, менеджеры отдела рекламаций и пр. Так как проявление такого личностного свойства как не стрессоустойчивость, может в дальнейшем привести к таким поведенческим проявлениям у кандидата, как: изменения в производительности, повышенная конфликтность, прогулы, увеличение числа ошибок при выполнении привычной работы, беспричинные приступы гнева, асоциальное поведение [1], что, несомненно, может нанести вред компании.
Методики устранения организационного стресса также различны в современных компаниях. Среди них можно привести такие, как: работа штатного или внешнего корпоративного психолога, повышение корпоративного духа в коллективе с целью уменьшения уровня конфликтности и при помощи корпоративных мероприятий, создание комфортных условий труда, пропаганда в компании занятий спортом и здорового образа жизни, постоянная обратная связь с руководителем, регулярный мониторинг методом устного или письменного (в том числе анонимного) опроса сотрудников о наличии у них стресса и причин, вызывающих его и пр.
Литература:
- Селье Г. Стресс без дистресса: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1979
- Гринберг Дж. Управление стрессом (Comprehensive Stress Management). — СПб.: Питер, 2004
- Маккей М., Дэвис М., Фэннинг П. Как победить стресс и депрессию. — СпБ.: ПИТЕР, 2011
- Картрайт С. Купер К. Стресс на рабочем месте (Managing Workplace Stress). — Гуманитарный центр, 2004
- Клегг Б. Стресс-менеджмент (пер. с англ. Андреевой И. В.). — Нева, 2003
- Купер К., Дэйв Ф., О’Драйсколл. Организационный стресс. Теории, исследования и практическое применение. — М.: Гуманитарный центр, 2007
- Вагин И. О. Стресс-менеджмент. — (аудиокнига), 2006
- Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. Практикум стресс-менеджмент. — СПб.: Питер, 2009
- Жданов О. И. Основы профессионального стресс-менеджмента — учебно-методическое пособие/ Под общ. ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во РАГС, 2006
- Кампенюкин О. П., Ковпак Д. В. Стресс-менеджмент. — СпБ.: Питер.- 2012
- Сардарян А. Р., Бурчакова М. А. Стресс в организации: управление в контексте социально-ориентированной экономики. Российское предпринимательство. 2012. № 20. С.79–84.