Имитационное моделирование транспортно-пересадочных узлов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №11 (145) март 2017 г.

Дата публикации: 19.03.2017

Статья просмотрена: 536 раз

Библиографическое описание:

Левченко, М. А. Имитационное моделирование транспортно-пересадочных узлов / М. А. Левченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/archive/145/40831/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматриваются вопросы моделирования сопряжения систем общественного транспорта городского и магистрального и городской среды в рамках транспортно-пересадочных узлов.

Ключевые слова: имитационное моделирование, транспортно-пересадочный узел, транспортная инфраструктура

В последние годы, с ростом урбанизации и мобильности городского и сельского населения в разных странах мира, вопросы моделирования транспортной инфраструктуры стали весьма актуальны. Важнейшей составляющей которой, во многом определяющей динамику развития современного города, являются вопросы взаимодействия регионального и городского общественного транспорта на принципах устойчивого развития и создание так называемой дружественной городской среды.

Система транспортно-пересадочных узлов (далее — ТПУ) представляет самостоятельную и достаточно значимую часть транспортной инфраструктуры, определяющую эффективность транспортного комплекса территории и развития всех видов транспорта общего пользования.

Потребность комплексной реконструкции транспортной инфраструктуры, одним из основных направлений которой является формирование и развитие системы современных транспортно-пересадочных узлов, обеспечивающих интермодальное взаимодействие всех элементов транспортной системы с городской средой, назрела, прежде всего, в крупных российских мегаполисах.

Одной из приоритетных задач транспортной политики мегаполисов является опережающее развитие и трансформация пассажирской транспортной инфраструктуры в условиях стремительных темпов развития, с учетом соответствия роста количества жителей и рабочих мест, создающихся в городе и ближайшем пригороде. Имитационное моделирование является наиболее эффективным способом решения задач по оптимизации структуры ТПУ с учетом всего многообразия транспортных ситуаций и их стохастического проявления.

ТПУ создается с целью трансфера пассажиров между различными видами пассажирского транспорта городского и магистрального или между различными линиями одного вида транспорта, а также сопутствующего обслуживания пассажиров объектами социальной инфраструктуры. Для этого в состав ТПУ могут входить торговые зоны (магазины), в которых пассажиры могут приобрести необходимые товары в дорогу или при следовании домой.

Имитационное моделирование позволяет учесть существующие траекторий передвижения пассажиров в зоне тяготения ТПУ и проводить различные эксперименты с транспортными объектами без значительных финансовых вложений и производственных рисков. При этом моделируется ситуация, максимально приближённая к реальной. Уникальность такого подхода заключается в том, что имитационное моделирование позволяет в виртуальном мире оценить работоспособность не только существующего, но и перспективного объекта и на этапе проектирования заложить необходимые мощности для эффективной его работы.

Необходимо отметить, что результат моделирования напрямую зависит от качества исходных данных. К примеру, если рассматривать данные по пассажиропотоку в часы «пик» или конкретно по каждому транспорту, то качество результата в первом случае будет ниже.

С учетом выше перечисленных особенностей при моделировании перспективных ТПУ, а также при помощи карты плотности пассажиропотока были определены места с максимальным скоплением пассажиров. В основе карты плотности лежит цветовая индикация, отображающая в режиме реального времени количество человек, находящихся в единице исследуемой площади (Рис. 1).

J:\111111111111111111111111111111111111111\УКА\Имитационное моделирование ТПУ\Рисунок1.gif

Рис. 1. Анализ траекторий движения пассажиров

Таким образом, были определены места со средней концентрацией пассажиров, в которых возможно размещение торговых площадей. Такие места расположены в населённом месте и, в то же время, размещение коммерческих объектов в таких местах не препятствует движению пассажиров.

Оптимизацию технологической составляющей рассмотрим на примере вестибюля станции метрополитена. Были решены задачи рационализации пропускной способности сервисов по обслуживанию пассажиров (кассы, турникеты и т. д.). На рис. 2 представлен один из примеров решения данной задачи, позволившего в существующих условиях и с минимальными инвестиционными затратами оптимизировать работу вестибюля станции метрополитена.

J:\111111111111111111111111111111111111111\УКА\ВОПРОСЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ДРУЖЕСТВЕННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ВСМ В СИСТЕМУ ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА\2.gif

Рис. 2. Имитационная модель оценки времени движения пассажира

Для устранения заторов пассажиров в коридорах и перед турникетами было принято решение по разделению встречных потоков и изменению конфигурации турникетной линейки. Результатами моделирования явилось оптимизационное решение, без глобальных перестроек и капитальных вложений.

Учитывая изложенное, можно сказать, что имитационное моделирование сегодня является важной составляющей в процессе разработки проектных решений по оптимизации существующих или строительству новых транспортно-логистических объектов. Оно позволяется сэкономить на экспериментах с реально существующими объектами, а также спрогнозировать ситуацию в будущем, тем самым обезопасив себя от дополнительных финансовых и производственных потерь.

При помощи моделирования можно найти наиболее эффективную конфигурацию исследуемого объекта, рассчитать пропускные способности, проверить устойчивость объекта к нештатным ситуациям, выявить места с возможными затруднениями и принять решения по оптимизации на стадии проектирования.

Литература:

  1. Петров М. Б., Журавская М. А., Левченко М. А. Пути и возможности формирования дружественной сети регионального и городского общественного транспорта при создании ВСМ // Инновационный транспорт. — 2016. — № 4 (22). — С. 3–8.
  2. Самуйлов В. М., Кошкаров Е. В., Кошкаров В. Е., Левченко М. А. Развитие теории и практики инновационной деятельности на транспорте и в дорожном хозяйстве. — Екатеринбург: УрГУПС, 2017. — 206 с.
  3. Левченко М. А., Арсенова Е. А., Цыбарт А. И. Терминально-логистический центр // Проблемы организации и управления на транспорте. — Екатеринбург: УрГУПС, 2014. — С. 6–16.
  4. Инструмент многоподходного имитационного моделирования ANYLOGIC //. URL: http://www.anylogic.ru/ (дата обращения: 17.03.2017).
Основные термины (генерируются автоматически): имитационное моделирование, транспортная инфраструктура, вид транспорта, городская среда, место, результат моделирования.


Похожие статьи

Интеграционные принципы интермодальных общественно-транспортных комплексов

В данной работе были изучены и проанализированы интеграционные принципы интермодальных общественно-транспортных комплексов, как передовых полифункциональных объектов транспортной инфраструктуры, а также основополагающие факторы, влияющие на их формир...

Современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом

В статье авторы пытаются определить современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом.

Универсальный дизайн — ключевое условие формирования и функционирования транспортно-пересадочных узлов

В работе рассматривается значение транспортно-пересадочных узлов (далее — ТПУ) и предлагаются решения, необходимые к внедрению при реорганизации существующих либо проектировании новых ТПУ с участием железнодорожного транспорта.

Особенности моделирования пассажиропотока объектов транспортной инфраструктуры

Рассмотрены научно-теоретические основы и ключевые методики моделирования пассажиропотоков на транспортно-пересадочных узлах, проанализировано существующее на рынке программное обеспечение для моделирования пассажиропотоков.

Научно-практический подход к разработке концепции организации транспортно-пересадочного узла «Южный» в Красноармейском районе города Волгограда

В статье на примере транспортно-пересадочного узла «Южный» в Красноармейском районе Волгограда, предложен к рассмотрению порядок подготовки предпроектной концепции организации транспортно-пересадочных узлов, включающий в себя анализ территориального ...

Использование метода моделирования при проектировании и модернизации объектов транспортной инфраструктуры

Логистические технологии синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта в национальной экономике России

В статье проанализирован логистический подход к синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта. Сделан вывод о необходимости создания национальной си-стемы логистических центров как основы повышения эффективности взаимодействия смежных видов т...

Классификация транспортно-пересадочных комплексов

В данной статье автор говорит о составляющих транспортно-пересадочного комплекса, а именно о транспортно-пересадочном узле и об общественном центре, а также приводит подробную классификацию многофункциональных комплексов такого типа.

Влияние строительства линейных объектов на развитие территории Новой Москвы

В статье рассматривается влияние строительства линейных объектов, конкретно метро, на развитие территории Новой Москвы. Рассматриваются основные факторы влияния на расположение станций метро на данной территории. Производится анализ современной отече...

Применение логистической системы для улучшения функционирования информационных потоков

В данной статье рассматривается создание широкой и удобной сети пополнения транспортных карт, обслуживание карт на всех видах общественного муниципального транспорта. Описано составление схем информационных потоков внутри логистической системы предпр...

Похожие статьи

Интеграционные принципы интермодальных общественно-транспортных комплексов

В данной работе были изучены и проанализированы интеграционные принципы интермодальных общественно-транспортных комплексов, как передовых полифункциональных объектов транспортной инфраструктуры, а также основополагающие факторы, влияющие на их формир...

Современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом

В статье авторы пытаются определить современные тенденции формирования транспортно-пересадочных узлов за рубежом.

Универсальный дизайн — ключевое условие формирования и функционирования транспортно-пересадочных узлов

В работе рассматривается значение транспортно-пересадочных узлов (далее — ТПУ) и предлагаются решения, необходимые к внедрению при реорганизации существующих либо проектировании новых ТПУ с участием железнодорожного транспорта.

Особенности моделирования пассажиропотока объектов транспортной инфраструктуры

Рассмотрены научно-теоретические основы и ключевые методики моделирования пассажиропотоков на транспортно-пересадочных узлах, проанализировано существующее на рынке программное обеспечение для моделирования пассажиропотоков.

Научно-практический подход к разработке концепции организации транспортно-пересадочного узла «Южный» в Красноармейском районе города Волгограда

В статье на примере транспортно-пересадочного узла «Южный» в Красноармейском районе Волгограда, предложен к рассмотрению порядок подготовки предпроектной концепции организации транспортно-пересадочных узлов, включающий в себя анализ территориального ...

Использование метода моделирования при проектировании и модернизации объектов транспортной инфраструктуры

Логистические технологии синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта в национальной экономике России

В статье проанализирован логистический подход к синхронизации взаимодействия смежных видов транспорта. Сделан вывод о необходимости создания национальной си-стемы логистических центров как основы повышения эффективности взаимодействия смежных видов т...

Классификация транспортно-пересадочных комплексов

В данной статье автор говорит о составляющих транспортно-пересадочного комплекса, а именно о транспортно-пересадочном узле и об общественном центре, а также приводит подробную классификацию многофункциональных комплексов такого типа.

Влияние строительства линейных объектов на развитие территории Новой Москвы

В статье рассматривается влияние строительства линейных объектов, конкретно метро, на развитие территории Новой Москвы. Рассматриваются основные факторы влияния на расположение станций метро на данной территории. Производится анализ современной отече...

Применение логистической системы для улучшения функционирования информационных потоков

В данной статье рассматривается создание широкой и удобной сети пополнения транспортных карт, обслуживание карт на всех видах общественного муниципального транспорта. Описано составление схем информационных потоков внутри логистической системы предпр...

Задать вопрос