В данной статье автор рассматривает проблему командобразования и лидерства в творческих коллективах. Авторы предлагают пути решения с помощью тренингов командообразования.
Ключевые слова: творчество, командообразование, творческий коллектив, социальная психология, лидер
В наше время все чаще от разных компаний как небольших, так и гигантских приходит заказ на тренинг «командообразования». И зачастую это просьба о помощи от руководства к тренинговым компаниям. Эта просьба о помощи появляется в связи с тем, что в нынешнее время очень многие люди заняты больше развитием себя, а не команды и компании в целом. И именно из-за этого многие руководители обращается за помощью к внешнему ресурсу — тренеру, как к магу-чародею: «Приди и сделай из этого балагана — адекватных сотрудников, чтобы работали 24 часа, и не за деньги, а за командные ценности».
Особенно проблема командообразования ярко выражена в творческой сфере. Актеры театра, артисты балета, работники оркестра — все эти профессии требуют слаженной командной работы. Этим людям всегда нужно работать сообща для того, чтобы добиться успеха и в итоге представление удалось. Однако зачастую команды как таковой нет. Практически все артисты стремятся выделиться из коллектива и показать себя ярче своих коллег и участников представления. Такое случается, когда у артистов нет командного духа и желания работать ради общей цели.
Одной из составляющих любой деятельности является ее коммуникативная сторона. От того, каким образом будут строиться коммуникации при становлении группового взаимодействия, зависит успешность существования самой группы и эффективности достижения результатов каждого из ее членов в отдельности.
Как правило для достижения цели тренинга командообразования ставят следующие задачи: организация и проведение групповых заданий для более полного знакомства членов коллектива друг с другом; проведение групповой дискуссии, позволяющей участникам «погрузиться» в проблему поиска эффективного взаимодействия; анализ результатов дискуссии, обобщение данных; выявление ролевых позиций в группе, описание эффективности применения ролевого распределения; проведение мозгового штурма на проблемную тему; анализ результатов мозгового штурма, подведение итогов; выявление тренером «сильных» и «слабых» сторон группы; выявление тренером потенциального лидера коллектива, с возможной рекомендацией на руководящую роль.
Проблематика лидеров творческой команды пока не стала предметом крупных социологических исследований, хотя процесс становления корпоративных этических норм в России идет довольно интенсивно. Объясняется это прежде всего новизной такого явления, каким для россиян является бизнес в творчестве. Но основное препятствие на этом пути — «закрытость фирм» и их лидеров, нежелание допускать исследователей «внутрь» фирмы, неверие в целесообразность социологических измерений для оптимизации их деятельности.
Многие исследователи проблем лидерства пришли к необходимости выделения двух базовых факторов, обеспечивающих эффективность поведения лидера: направленность на достижение целей группы / организации (планирование, структуризация и организация деятельности, контроль, координация, прессинг и т. д.) и ориентация на поддержку и удовлетворение личных потребностей членов группы / организации, на ее сохранение как целостного сообщества. Различная степень актуализации указанных факторов позволяет сформировать типологию различных стилей поведения лидера. Исключительная ценность этого подхода состоит в том, что, предложив теоретическую модель, он, в отличие от других, оказался чрезвычайно продуктивным для создания целого ряда практикоориентированных методов, реально работающих в современных организациях.
Современная теория лидерства объясняет изучаемое явление, добавляя фактор, которому ранее не придавалось значения. В итоге результаты исследования дали положительный результат, что позволило лидерство рассматривать как трехфакторную модель. Феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы и рассматривается как групповое явление. Лидерство выступает как способность влиять на группу, побуждая ее к достижению групповых целей. Разграничиваются понятия лидера и руководителя. Лидерство выступает как психологический феномен, руководство — как феномен социальный, как регламентированный обществом правовой процесс.
В изучении лидерства выделяют три подхода: структурный, поведенческий и ситуационный. В структурном подходе стараются выявить универсальную структуру личности эффективного менеджера. В поведенческом анализируют лидерство в контексте реализуемого лидером поведения и выявляют универсальные поведенческие особенности. Ситуационный подход синтезирует структурные и поведенческие концепции в контексте конкретных ситуационных переменных. Подойти к исследованию данного явления как организационного процесса можно, только рассматривая его в контексте целостной организации и ее системных характеристик.
В исследованиях последних лет лидерство впервые рассматривается как явление, неразрывно связанное с историей и принципами формирования современной организации. Существуют качественные различия в осуществлении эффективного лидерства на разных организационных уровнях. Одними из важных детерминантами эффективного лидерства выступают такие личностные переменные, как ценностные ориентации. В последние годы научное изучение формирует новый взгляда на содержание, функции и значение лидерства.
Творческие коллективы зачастую называю «исполнительскими». Иногда их ещё называют по принадлежности к тому или иному виду искусства: они ещё «симфонические», «камерные», «оперные», «балетные», «театральные». Т. е. один и тот же коллектив может одновременно называться — симфоническим, творческим и исполнительским. Творчество, субстанция неуловимая и измерению не поддаётся. И сказать, что вот этот коллектив «творческий», а этот «не творческий», не всегда представляется возможным. В области проблемы критериев творчества проделана большая работа, но до сих пор ещё не получено желаемых результатов [1, с. 128].
Творческие коллективы достаточно имеют некоторые отличия от иных видов коллективов. Как одни из главных отличий творческого коллектива можно выделить:
- Творчество каждого члена коллектива, есть условие творчества всего коллектива.
- Двойственность или дуализм творческого коллектива, заключающийся в том, что творчество требует индивидуализации, в то время как коллектив культивирует комфортность.
- Лидер творческого коллектива совмещает в себе функции лидера формального (управленца) и неформального.
Наиболее интересны здесь последние два пункта. Потому что от них в основном и зависит продуктивная работа исполнительского коллектива. Фактически роль лидера на себя здесь берет человек, ответственный за творческую реализацию задач коллектива. Но при этом не стоит забывать, что коллектив продолжает функционировать и вне творчества. И лидеру такого коллектива крайне трудно разделить функции управленца и лидера из-за врожденного дуализма любого коллектива.
Если знать специфику творческого коллектива и особенности их работы, вполне возможно, опираясь на знания социальной психологии, планировать его деятельность и даже контролировать качество его творчества. Для полноценной работы исполнительского коллектива его лидеру должна быть понятна структура коллектива. Особенно важно понимать закономерности образования в нём неформальных групп, которые могут, как помогать, так и препятствовать продуктивной работе коллектива. Следовательно, необходимо учитывать:
- Психологические явления, связанные с индивидуальностью человека;
- Явления коммуникации и взаимодействия в парах;
- Взаимодействия внутри малых группах и взаимодействия групп друг с другом.
В ряде случаев артист, если это не солист, может исполнять деятельность исключительно в коллективе. Для социологии индивид — человек, взятый в совокупности всех его качеств: биологических, социальных, психологических, профессиональных и т. д. [2, с. 37]. Между индивидами в группе и индивидом и группой существуют определённые взаимоотношения. Исследование индивида и группы связано, с одной стороны, изучением группового давления (т. е. влияний, оказываемой группой на протекание психических процессов), поведения индивида, а с другой — изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т. е. изучением феномена лидерства [3, с. 89]. Также встает проблема осознания индивидом того, что он является членом группы, и осознание происходящего [4, с. 150].
И именно с этими вопросами может помочь тренинг командообразования. Такой тренинг позволит лидеру увидеть основные проблемы группы и найти пути их решения. Так же с помощью этого тренинга лидер-управленец сможет разобрать ситуации, где от него потребуются не только организаторские способности, но и качества неформального лидера. И участвуя в этом, лидер сможет для себя понять, как лучше сплотить коллектив и как направить его на более продуктивную и качественную работу. Если управленец в творческом коллективе станет еще и неформальным лидером, это пойдет на благо коллективу, потому что группа будет чувствовать эмоциональную вовлеченность в процесс и желание сделать свою работу лучше. [5, с. 41]. В результате проведенных исследований или в результате проведения тренингов по выявлению лидера группы (коллектива) всегда стремятся к выявлению наиболее идеального лидера для данной ситуации, профессии, группы. При интенсивной и скрупулёзной работе в определенных случаях такой человек находится, но это как правило частные ситуации. Идеальной модели лидера, подходящей для всех направлений, или даже только для одной профессии, на данный момент пока не найдено и не разработано.
Таким образом, командообразование и лидерство в творческом коллективе имеет свою специфику и проблематику. Эти вопросы вполне решаемы с помощью различных командообразующих тренингов, где вся группа сможет проявить себя и определить важные моменты, которым требуется коррекция.
Литература:
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности одарённости. СПб. Питер.2009. — 304с.
- Дебердеева Н. А. Социальное и профессиональное самоопределение личности в гуманитарном образовании: перспективы и развитие коллективная монография М. 2015.
- Корецкая И. А. Психология развития и возрастная психология. Учебное пособие, М, 2010.
- Шукшина Л. В. Иллюзорное сознание и его функции // Интеграция образования. 2006. № 4. С. 149–153.
- Бережная М. С., Фузейникова М. Н., Криницына А. В. Самоопределение детей и молодежи в творческой деятельности // Педагогика искусств 2012, № 1.
- Палт Е. А., Корецкая И. А. К вопросу изучению стилей делового общения как самостоятельного понятия в современной психологии // «Вестник ГУУ» № 4, 2015.