В данной статье рассматриваются вопросы, касающиеся агрессивного поведения. Выделяются и описываются характерные особенности агрессии. Раскрываем основные причины возникновения агрессии, также возможности её контроля через тренинг.
Ключевые слова: агрессия, агрессивное поведение, тренинг, теория социального научения
В современном обществе журналы, книги, телевизионные программы, радио и интернет вещание нельзя представить себе без сообщений произошедших актов насилия или агрессии. Мы можем сказать, что уровень агрессии в современном мире растёт. Агрессия является реакцией человека на фрустрацию, стресс, психологический или физический дискомфорт. Всё больше и больше агрессивное поведение может служить средством достижения цели — например, для повышения собственного статуса за счет самоутверждения. Агрессия (от лат. aggredere — нападать) — поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, вплоть до уничтожения объекта агрессии. Объектом в данном случае могут выступать не только живые существа, но и предметы. Состояние агрессии сопровождается следующими свойствами: гнев, враждебность, ненависть [1, с. 23]. Различают несколько типов агрессии: физическая, вербальная, прямая, косвенная, инструментальная, альтруистическая, а также аутоагрессия, которая проявляется в самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений, вплоть до самоубийства [1, с. 23]. В жизни агрессия может быть: доброкачественной и злокачественной. Под первой понимаются следующие свойства личности — мужество, настойчивость, амбиции, храбрость, отвага. А под злокачественной — хамство, насилие, жестокость.
Существует много разносторонних упражнений, игр, советов для снятия агрессии, как для группы людей, так и индивидуально. Тренинг на снижение агрессии помогает преодолевать вспышки гнева и злости. Он имеет ряд преимуществ и применяется в различных сферах [2, с. 43]. Чаще всего, человеку трудно признаться самому себе, что его что-то или кто-то задел, обидел, разозлил, и он пытается подавить эти эмоции. Внутри человека назревает конфликт, все переживания скапливаются и, в дальнейшем, сливаются воедино, что приводит к неприятным последствиям. Этот человек уже «бомба замедленного действия», такой человек опасен как обществу, так и самому себе. Очень важно владеть навыками, которые помогут контролировать агрессию: умение снимать эмоциональное напряжение, расслабляться, относиться к некоторым событиям спокойно и терпеливо [4, с. 128].
Теория социального научения. Эта теория была предложена А. Бандурой и объясняла усвоение, провоцирование и регуляцию агрессивного поведения. Теория социального научения А. Бандуры [3, с. 40]. Теория представлена в таблице 1.
Таблица 1
Теория социального научения А. Бандуры
Агрессия, приобретаемая посредством: |
· Биологических факторов (например, гормоны, нервная система) · Научения (например, непосредственный опыт, наблюдение) |
Агрессия провоцируется: |
· Воздействием шаблонов (например, возбуждение, внимание) · Неприемлемым обращением (например, нападки, фрустрация) · Побудительными мотивами (например, деньги, восхищение) · Инструкциями (например, приказы) · Эксцентричными убеждениями (например, параноидальными убеждениями) |
Агрессия регулируется: |
· Внешним поощрением и наказанием (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия) · Викарным подкреплением (например, наблюдение за тем, как поощряют или наказывают других) · Механизмами саморегуляции (например, гордость, вина) |
С точки зрения А. Бандуры, анализ агрессивного поведения требует учета трех моментов:
- Способов усвоения подобных действий;
- Факторов, провоцирующих их появление;
- Условий, при которых они закрепляются.
Поверив в то, что человек освобождается от накопленной агрессивной энергии, совершая агрессивные действия или фантазируя, некоторые психотерапевты и руководители групп рекомендуют пациентам не копить в себе, а «сбрасывать» агрессивность [2,3].
Переутомление, просмотр фильмов таких жанров как боевик, ужасы, триллер, так же как и строгое воспитание, проблемы с трудоустройством, отказ от отдыха, злоупотребление алкоголем, наркотическими веществами, проблемы личного характера, психические травмы, полученные в детстве — всё это способствует появлению агрессии. Психотерапевты говорят, что первым шагом по пути с совладанием с агрессией, агрессору важно, осознать причину, которая привела его к такому поведению. Понимание причины, контроль за своими эмоциями помогают справится со вспышками агрессии. Однако необходимо помнить, что это длительная работа над собой и своими паттернами поведения. [7,8].
Люди встречают агрессию на протяжение всей жизни, начиная со школы. Наиболее распространенной формой психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в поведении, является тренинг социальных навыков. Это обусловлено опорой на результаты исследований, которые свидетельствуют о взаимосвязи дефицита социальных навыков у детей с их агрессивностью [2,5].
Во время педагогической практики в одной из школ Москвы, мы обратили внимание, что в 9 классе много ребят, которые ведут себя чересчур агрессивно по отношению к друг другу. На занятиях они спорят и ругаются, мешая самим себе, учителю и другим ученикам. Во время перерыва продолжают ссориться, дело часто доходит до драк. Учителя неоднократно пытались разговаривать со школьниками, объясняли правила поведения в школе, наказывали. Периодически вызывали родителей драчунов к классному руководителю. В школе класс приобрел ярлык «неуправляемого». Учителя с большой неохотой соглашались работать в данном классе. Перед нами была поставлена задача, сформулированная следующим образом: «сделайте хоть что-нибудь».
В классе учится 10 девочек и 15 мальчиков. Все школьники вместе учатся с первого класса. Проведя психометрию, нам удалось выявить 3 социометрические звезды и 6 «изгоев» (все мальчики). Так же было установлено, что чаще всего драки вспыхивают между «звездами» и «изгоями». Также был проведен анонимный опрос на тему понимания причин агрессивного поведения в классе. Школьниками было высказано предположение, что у них в классе идет борьба за лидерство. Также 70 % учащихся отметили, что им трудно сдерживать свою агрессию и раздражение и «хочется выплеснуть ее на другого», 62 % ответов говорилось о желание самоутвердиться с помощью драки. Отвечая на вопрос о возможных способах справления с собственной агрессией, 88 % поставило прочерк, что свидетельствует о том, что школьники не знают и не умеют принимать и справляться с агрессией.
Мы решили на классных часах, еженедельно, проводить упражнения, направленные на формирование внутреннего самоконтроля и умения сдерживать импульсы, конструктивно решать возникающие конфликты [5,6]. Одно из таких упражнений — игра «мафия».
Цель данного упражнения формирование внутреннего самоконтроля, а также развитие коммуникативной компетенции. Коммуникативная компетентность включает в себя коммуникативные способности и умения, психологические знания в области общения, свойства личности и психологические состояния, сопровождающие процесс общения. Заранее приготовить карточки по числу участников, на нескольких из которых написано слово «мафия». Участники садятся в круг лицом к центру. Тренер раздает участникам по специальной карточке, оговорив заранее, какие карты будут обозначать «мафию». Игроки смотрят карточки, никому их не показывая, после чего их собирают. «Мафиози» никак не должны показывать свою принадлежность, а «мирные жители» должны обнаружить их по особенностям поведения. Далее участники обсуждают способы выражения агрессии без какого-либо вреда окружающих. Данное упражнение не требует сложного реквизита, выполнение его всегда положительно окрашено. Многие школьники играли в эту игру, не задумываясь о психологических компонентах. Разбор данного упражнения с точки зрения психологии позволяет показать как в житейских, повседневных ситуациях можно применять психологические навыки.
После месяца тренингов, драк в классе стало меньше, школьники начали активно коммуницировать друг с другом, избегая агрессивных выпадов. Были обсуждены и опробованы способы уменьшения агрессии: дыхательные упражнения, переключение внимание на приятные воспоминание.
Было решено провести дополнительные 4 тренинга для закрепления полученного эффекта.
В опросе, проведенном среди учителей после 2-х месячных занятий с указанным классом, было отмечено, что «класс стал спокойнее», «работать стало приятнее», «уроки практически не срываются». Драки на перемене прекратились, более того, было замечено, что теперь в перерывах школьники с удовольствием играют в «мафию».
Нам представляется все же необходимым провести повторное исследование проявление агрессивности в данном классе спустя 3–4 месяца.
Подводя итог, можно сказать, что проведение тренингов в школе решает ряд сложных проблем: улучшение адаптации школьников, формирование коммуникативной компетенции, снижение напряженности. Особую роль приобретают тренинги, направленные на осознание и снижение агрессии. Они помогают разрешить конфликтную ситуацию, как в малой группе, так и в большой, за счёт таких приобретенных навыков как: самообладание, умение сдерживать свои негативные импульсы, адекватно оценивать ситуацию и уметь выражать свою агрессию без последствий для себя и других людей. Как правило школьники с удовольствием участвуют в данных тренингам, активно обсуждают результаты, учатся рефлексировать.
Литература:
- Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб: Питер, 2001. — 352 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»). С. 23.
- Бажданова Ю. В. Тренинг в образовании: пути усовершенствования учебного процесса // Современный тренинг: новые возможности в бизнесе и образовании. Коллективная монография/ Общ. ред. Васякин Б. С., Бережная М. С., Пожарская Е. Л., Дебердеева Н. А. — М.: Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, 2016.
- Ильин Е. П. Психология агрессивного поведения. — СПб: Питер, 2014. — 386 с.: ил. С. 40.
- Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. — 512с.
- Васякин Б. С. Безопасная образовательная среда в изменяющихся условиях современного общества. М., 2016.
- Ермаков В. А. Психология и педагогика. — М., 2011.
- Корецкая И. А., Палт Е. А. К вопросу изучению стилей делового общения как самостоятельного понятия в современной психологии, 2015. С. 336–339.
- Шукшина Л. В. Иллюзорное сознание и его функции // Интеграция образования. 2006. № 4. С. 149–153.