Моделирование является одной из главных концепций инженерной кибернетики, служащей при проектировании основным инструментом для синтеза в известной степени идеализированных моделей существующих или воображаемых объектов, факторов и процессов, которые имеют или будут иметь прямое или косвенное отношение к разработке, производству, эксплуатации и целевому применению проектируемых систем технической эксплуатации автомобильного транспорта, имитирующих их в некоторой форме, отличной от оригиналов, с сохранением адекватности по основной сущности этих оригиналов [1,4,5,6,7,8,9,10,11,12].
Проектные модели - единственное средство для проведения опережающих проектных экспериментов над всеми объектами, факторами и процессами в ходе проектного управления качеством создаваемых систем технической эксплуатации автомобильного транспорта с целью оценки новых проектных решений, сравнения альтернативных действий и отыскания, из возможных, наиболее рациональных вариантов их построения, а также реализации условий их разработки, производства, и целевого применения, во взаимодействии с программами технического обслуживания и ремонта [2,3] обеспечивающих максимальный уровень показателей качества этих систем, без реального воспроизведения всего множества промежуточных вариантов моделируемых оригиналов.
Проектное моделирование охватывает ряд этапов [4,5,7,8]:
1. Синтез моделей проектных систем на основе выделения их интересующей сущности в том или ином исследовании, абстрагирования, пренебрежения несущественными деталями, выбора типа моделей, наиболее полно отвечающего требованиям конкретных исследований.
2.Применение модели для выработки того или иного проектного решения по изменению программно-целевой, технической, промышленно-функциональной, операционной, квалиметрической или управляющей систем.
3.Анализ полученных результатов и принятие указанных выше проектных решений с учетом накладываемых на них ограничений.
К характерным типам проектных моделей, используемым для представления главных объектов моделирования на различных этапах проектирования относятся: эвристические, лингвистические (словесно-описательные), графические, математические, физические, комбинированные:
- Эвристические проектные модели рождаются в воображении проектировщиков и имитируют моделируемые оригиналы в форме суммы определенных взглядов, логических суждений и условий, идеализированных символов и аналогий, подобных объектов и различных технических идей. Данные модели формируются в результате аккумуляции различного рода информации и переработки ее по индивидуальным логико-интуитивным программам с определенной целенаправленностью, вытекающей из проектных замыслов и задач.
2. Лингвистические (словесно-описательные) проектные модели формируются в виде различного рода словесных и письменных описаний и имитируют моделируемые оригиналы в форме сценариев и обзоров, технических требований и заданий, исходных положений и данных, представляемых в соответствующих разделах технических предложений, эскизных и технических проектов, инструкциях, описаниях, технических условиях, технологической и эксплуатационной документации.
3. Графические проектные модели представляются в виде различного рода чертежно-технической документации и имитируют моделируемые оригиналы в форме структурных и функциональных схем, диаграмм и графиков, рабочих чертежей, различных типов планов-графиков (топологических моделей), характеризующих развитие моделируемых объектов в пространственно-хронологической и логико-событийной последовательности и др.
4. Математические проектные модели образуются на основе формализованных абстрактных описаний, аналогичных моделируемому оригиналу по формализованной математической трактовке его сущности, выступающих в виде различных математических отношений (формул и систем уравнений, функций и функционалов, матриц и операторов, алгоритмов или машинных программ для вычислительных и моделирующих установок и т.д.), доступных для исследования математическими аналитическими, численными и машинными методами.
5. Физические проектные модели используются в виде конкретных материализованных объектов, сходных с моделируемыми оригиналами по физической сущности и природе, но отличающихся от них меньшим масштабом или полнотой структурного воспроизведения, выбираемых (в целях ускорения и снижения затрат на моделирование) с учетом соблюдения соответствующих критериев подобия, гарантирующих определенную достоверность получаемой при моделировании информации.
6. Комбинированные (смешанные) проектные модели представляют собой различные сочетания из логических и процедурно увязываемых, в тех или иных соотношениях, перечисленных выше типов моделей. Они компенсируют недостаточную универсальность каждого типа модели в отдельности, не позволяющую избрать его в качестве единственного для моделирования той или иной проектной системы.
Приведенная классификация проектных моделей позволяет использовать ее для анализа различных ситуаций и вариантов, возникающих в процессе проектирования новых, и модернизации существующих систем технической эксплуатации автомобильного транспорта [8,9,10,11,12].
Литература:
- Кокорев Г.Д. Основные принципы управления эффективностью процесса технической эксплуатации автомобильного транспорта в сельском хозяйстве. //Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедр «Эксплуатация машинно-тракторного парка» и «Технология металлов и ремонт машин» инженерного факультета РГСХА. – Рязань, 2004. – С. 128-131.
- Кокорев Г.Д. Программы технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта в сельском хозяйстве. //Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых и специалистов к 55-летию РГСХА. – Рязань, 2004. – С. 136-139.
- Кокорев Г.Д. Основы построения программ технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта в сельском хозяйстве. //Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедр «Эксплуатация машинно-тракторного парка» и «Технология металлов и ремонт машин» инженерного факультета РГСХА. – Рязань, 2004. – С. 133-136.
- Кокорев Г.Д. Классификация критериев эффективности при управлении техническими системами. // Научно-технический сборник. – Рязань, 2000. – №10. – С. 13-19.
- Кокорев Г.Д. Некоторые аспекты теории комплексного проектирования сложных организационно-технических систем. // Научно-технический сборник. – Рязань, 2000. – №10. – С. 19–21.
- Кокорев Г.Д. Принципы поведения технических систем на этапах их жизненного цикла. // Научно-технический сборник. – Рязань, 2000. – № 10. – С. 22–26.
- Кокорев Г.Д. Математические модели в исследованиях сложных систем. // Научно-технический сборник. – Рязань, 2000. – № 10. – С. 8–12.
- Кокорев Г.Д. Подход к формированию основ теории создания сложных технических систем на современном этапе. // Сборник научных трудов РГСХА, (вып. 4) ч.2. – Рязань, 2000. – С. 54-60.
- Кокорев Г.Д. Обосновани6е выбора показателей эффективности поведения сложных организационно-технических систем. // Сборник научных трудов РГСХА, (вып. 4) ч.2. – Рязань, 2000. – С. 60–70.
- Кокорев Г.Д. Моделирование при проектировании новых образцов автомобильной техники. // Сборник научных трудов РГСХА. – Рязань, 2001. – С. 423–425.
- Кокорев Г.Д. Состояние теории создания объектов современной техники. // Сборник научных трудов РГСХА. – Рязань, 2001. – С. 425–427.
- Кокорев Г.Д. Основные принципы исследования проблемы управления качеством сложных организационно-технических систем. // Сборник научных трудов ВАИ. – Рязань, 2002. – Вып. 12. – С. 135–141.
- Моудер Дж., Элмаграби С. Исследование операций. // Методологические основы и математические методы: Пер. с англ. – М.: Мир,1981. – 712 с.
- Флейшнан Б.С. Основы системологии. – М.: Радио и связь,1982. – 368 с.