Исследование параметров работы регулируемых пересечений в практике организации дорожного движения уделяется недостаточно внимания. Это связанно с отсутствием в распоряжении у органов, отвечающих за функционирование регулируемого пересечения материальных и трудовых ресурсов на проведение постоянного мониторинга работы пересечений. Таким образом может снижается эффективность светофорного цикла на регулируемом пересечении и в следствие чего на пересечении начинают образовываться очереди из транспортных средств [1].
В данной статье представлена методика исследования и результаты анализа параметров работы регулируемого пересечения на в центральной части города Рязань.
Для исследования работы пересечения был выбран регулируемый перекресток на пересечении ул. Дзержинского и Первомайский проспект. Предварительные наблюдения за работой пересечения показали, что на перекрестке скапливаются значительные очереди, наблюдаются множественные конфликты транспортных потоков, таким образом исследование режима работы данного пересечения позволят в дальнейшем провести оптимизацию его работы применяя различные инструменты оптимизации и средства моделирования [2]. На рисунке 1 представлен общий план исследуемого пересечения с указанными подходами.
Рис. 1 – Общий план пересечения с подходами
Для целей анализа транспортных потоков использовалось видеонаблюдение за пересечением стационарной видеокамерой на штативе. Данный способ является одним из самых эффективных так как позволяет получить видеозапись работы пересечения на основе которой можно многократно производить анализ режима функционирования [3].
В таблице 1 представлены данные о составе и интенсивности потока на пересечении Первомайского проспекта и ул. Дзержинского в течение утреннего часа пик.
Таблица 1
Данные о составе и интенсивности потока на пересечении Первомайского проспекта и ул. Дзержинского
Маршрут |
Решение |
Вид ТС |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Итого |
Всего (вх.поток) |
Всего (вых.поток) |
||
1 |
1-2 |
21 |
33 |
- |
1256 |
111 |
- |
31 |
1452 |
1657 |
1465 |
1-3 |
2 |
12 |
- |
127 |
55 |
- |
9 |
205 |
|||
2 |
2-1 |
9 |
24 |
6 |
824 |
113 |
- |
50 |
1026 |
1474 |
2213 |
2-3 |
10 |
11 |
- |
391 |
24 |
- |
11 |
448 |
|||
3 |
3-1 |
8 |
10 |
4 |
348 |
48 |
- |
21 |
439 |
1200 |
653 |
3-2 |
1 |
17 |
2 |
697 |
20 |
- |
24 |
761 |
|||
ИТОГО |
4331 |
||||||||||
В таблице 2 представлены геометрические параметры представленного на рисунке 1 пересечения.
Таблица 2
Геометрические параметры пересечения
№ подхода |
Ширина |
Количество полос |
Продольный уклон (%) |
Радиус закругления |
1 |
11,25 |
3 |
0 |
12 |
2 |
15 |
4 |
0 |
10 |
3 |
11,25 |
3 |
0 |
10 |
Зная параметры интенсивности дорожного движения и геометрии перекрестка были рассчитаны показатели пропускной способности и уровня загрузки, а также удобство движения в условиях пикового периода (таблица 3).
Таблица 3
Параметры качества и эффективности работы пересечения
№ подхода |
Пропускная способность |
Интенсивность |
Уровень загрузки |
Удобство работы водителя |
1 |
3990 |
1657 |
0,41 |
Малоудобное |
2 |
5300 |
1474 |
0,27 |
Малоудобное |
3 |
3990 |
1200 |
0,3 |
Малоудобное |
Из таблицы 3 видно, что пересечение обладает достаточной пропускной способностью так как уровень загрузки движение не превышает в часы пик 41%. При этом на перекрестке наблюдаются в часы пик транспортные заторы. На основе полученных эмпирических данных можно сделать вывод, что не рационально рассчитан цикл работы светофорного регулирования в часы пик. Имеется дисбаланс распределения основных тактов на перекрестке. Полученные при исследовании параметры и выводы могут быть основой для оптимизации цикла светофорного регулирования на пересечении ул. Дзержинского и Первомайского проспекта.
Исследование параметров работы регулируемых пересечений позволяет определить важные параметры для оптимизации дорожного движения в городах РФ. Использование средств видеонаблюдения позволяет получить важный набор информации по исследуемому объекту транспортной инфраструктуры. Такая информация позволяет научно обоснованно подойти к вопросу оптимизации регулируемых пересечений в городах РФ.
Литература:
- Клинковштейн Г. И., Афанасьев М. Б. Организация дорожного движения: Учеб. для вузов. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт, 2001. – 247 с.
- Шемякин А.В., Кураксин, А. А. Методика исследования характеристик транспортного потока в центральной части города Рязань на основе технологий глобального спутникового позиционирования // Наука и техника транспорта. – 2016. – № 4. – С. 91-99.
- Организация дорожного движения в городах. Методическое пособие; Под; общ. ред. Ю.Д. Шелкова/ НИЦ ГАИ МВД России. – М.: 1995. – 143 c.
- Кураксин, А. А., Шемякин А.В. Анализ производительности транспортной системы центральной части города Рязани на основе мезоскопического моделирования транспортных потоков. // Бюллетень транспортной информации. – 2016. – № 8. – С. 17-19.
- Кураксин А.А., Шемякин А.В. Метод выявления узких мест в транспортной сети города на основе динамического моделирования транспортных потоков на мезоскопическом уровне. // Энерго- и ресурсосбережение: промышленность и транспорт. – Волгоград, 2016. – № 4 – С. 39-45.
- Андреев К.П., Терентьев В.В., Кулик С.Н. Мероприятия по улучшению улично - дорожной сети. // Новая наука: Проблемы и перспективы. – Стерлитамак: АМИ, 2016. – № 115-2. – С. 156-158
- Андреев К.П., Терентьев В.В. Информационное моделирование в проектировании транспортных сетей городов. // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – Стерлитамак: АМИ, 2016. – № 117-2. – С. 108-110
- Агуреев И.Е., Митюгин В.А., Пышный В.А. Подготовка и обработка исходных данных для математического моделирования автомобильных транспортных систем. // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2014. – № 6 – С. 119-127.
- Пышный В.А. Моделирование загрузки транспортной сети. // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. – 2012. – № 2 – С. 457-473.
- Кураксин А.А., Шемякин А.В. Совершенствование методов оценки эффективности организации дорожного движения на основе применения технологий мезоскопического моделирования транспортных потоков // Сб. Информационные технологии и инновации на транспорте. – Орел, 2016. – С. 371-377.
- Кураксин А.А., Шемякин А.В. Методика оценки качества принятых решений в организации дорожного движения на регулируемых пересечениях по критерию задержки регулирования. // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. – Новосибирск, 2016. – № 1-2. – С. 30-33.
- Кураксин А.А., Шемякин А.В. Разработка технологии создания мезоскопической модели транспортной системы крупного города. // Альтернативные источники энергии в транспортно-технологическом комплексе: проблемы и перспективы рационального использования– Воронеж, 2015. – № 2 – С. 780-785