В структуре агропромышленного комплекса (АПК) России сельское хозяйство является главным звеном. Оно производит свыше 48% объема продукции АПК, располагает 68% производственных основных фондов комплекса, в нем занято почти 67% работающих в производственных отраслях АПК. В развитых же странах в создании конечного продукта основная роль принадлежит другой сфере АПК - отрасли, перерабатывающей сельскохозяйственное сырье. Например, в США на долю перерабатывающих и сбытовых отраслей приходится 73% производимой продукции АПК, сельское хозяйство дает лишь 13%.
Сбалансированное развитие всех звеньев АПК - необходимое условие решения проблемы обеспечения страны продовольствием и сельскохозяйственным сырьем. В настоящее время слабое развитие перерабатывающих отраслей АПК, производственной инфраструктуры комплекса приводят к огромным потерям продукции сельского хозяйства. Например, потери собранного зерна составляют 30%, картофеля и овощей - 40-45%. Потребность в оборудовании для отраслей промышленности, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, удовлетворяется лишь на 55-60%, степень износа оборудования составляет 76%.
Роль транспорта в сельскохозяйственном производстве трудно переоценить. Он является связующим звеном в единой технологической цепи (АПК). Развитие сельскохозяйственного производства неизбежно влечет за собой увеличение объема перевозок и грузооборота. Для бесперебойного обеспечения населения продуктами питания среднегодовое повышение объема производства сельского хозяйства должно быть не менее 12 %. Поэтому вопросы повышения производительности труда и снижения повреждений продукции АПК на транспорте приобретают в настоящее время большое значение [1].
Одной из наиболее существенных и сложных задач является борьба с повреждениями и потерями сельскохозяйственной продукции, в которой весьма ответственная роль отводится автомобильному и тракторному транспорту как важнейшим звеньям АПК. Как показал анализ материалов по заготовке и использованию плодоовощей более 15 – 20% продукции не доходит до потребителя. Низок качественный уровень использования транспортных средств при перевозке плодоовощей. До 50% времени пребывания транспортных средств в наряде составляют простои в пунктах погрузки и разгрузки, что также отрицательно сказывается на сохранности продукции. Ежегодный ущерб от потерь сельскохозяйственной продукции составляет около 8 млрд. руб. Транспортные издержки в себестоимости производимой на селе продукции достигают 30 - 40% и более. Снижение их позволит дополнительно направить на развитие агропромышленного комплекса значительные средства.
Перейдя более конкретно к одной из культур, рассмотрим происходящую картину на примере картофеля.
Повышение надежности, улучшение эксплуатационно-технологических и агротехнических показателей работы машин для транспортировки картофеля является актуальной научно-технической задачей сельскохозяйственного производства. При транспортировке картофеля необходимо учитывать следующие особенности: сезонность производства и заготовки; необходимость срочного вывоза с полей после уборки урожая; применение различных схем доставки в зависимости от назначения продукции и мест хранения.
На внутрихозяйственных перевозках в АПК РФ вместе с автомобилями широко используется тракторный транспорт. Рациональность применения колесных тракторов на внутрихозяйственных перевозках обосновывается возможностью их движения как по асфальтированным, так и по грунтовым дорогам. Удельный вес перевозок тракторным транспортом в отечественном сельском хозяйстве составляет 22-27% от общего объема транспортных перевозок и 50-60% объема внутрихозяйственных перевозок.
Проблема обеспечения современной сельскохозяйственной техникой предприятий АПК в настоящее время достаточно сложна. В «Нормативах потребности АПК в технике для растениеводства и животноводства» транспортные средства не рассматриваются в технологическом процессе производства сельскохозяйственной продукции, а в качестве самого востребованного энергосредства указан колесный трактор МТЗ-80/82 кл. 1,4. При этом обеспеченность хозяйств транспортно-погрузочными средствами не превышает 50% от потребности при темпах ежегодного старения выше 60%.
Снижение темпов пополнения и обновления парка транспортных и погрузочных средств за последние годы привело к значительному ухудшению их технического состояния, работоспособности и логистического обслуживания производственных процессов в сельском хозяйстве.
Для улучшения транспортного обслуживания АПК в сложившихся условиях необходимо совершенствовать технологии перевозок с применением методов логистики, пополнять и обновлять имеющийся парк, но в связи с низкой платежеспособностью сельскохозяйственных предприятий и высокими ценами на автотракторную технику проблема обеспечения сельского хозяйства соответствующими средствами приобретает наиболее острый характер. Специализированный подвижной состав в отличие от универсальных транспортных средств выполняет производственные процессы в определенных условиях с меньшими затратами ресурсов. Однако специализация приводит к усложнению конструкции, увеличению материалоемкости и стоимости транспортных средств, а также значительному сокращению номенклатуры выполняемых работ и снижению коэффициента использования пробега специализированных машин [2,4].
Немаловажным звеном технологической цепочки всего аграрного производства в сельском хозяйстве является сегмент прицепной и съемной транспортной техники.
Рассмотрим ряд наиболее актуальных образцов техники для перевозки картофеля.
Для перевозки картофеля, используются картофелевозы на шасси КамАЗ. Одной из основных и важных особенностей такого КамАЗа является снижение количества поврежденной продукции при погрузке и выгрузке собранных плодов, что позволяет увеличить доходность сельскохозяйственных предприятий и, соответственно, создает благоприятные условия для развития агробизнеса.
Кузов для перевозки картофеля, сезонный и используется в течение трех или четырех месяцев. Поэтому кузов БАЛТ «Гранд – Полевик», установленный на базе шасси КамАЗ является сменным. То есть можно демонтировать кузов и установить либо самосвальную установку, либо бортовую платформу.
Для уменьшения боя корнеплодов при загрузке их в «Гранд – Полевик» используются ремни-гасители, которые уменьшают скорость падения картофеля в кузов [3].
Машиностроительный завод "Тонар" приступил к серийному производству новой модификации полуприцепа-картофелевоза с донной разгрузкой модели 95235, которая оснащается рессорно-балансирной подвеской и предназначена для эксплуатации с седельными тягачами повышенной проходимости с высотой ССУ 1350 мм.
Специалистами ВИМ и машиностроительного завода опытных конструкций (МЗОК) для решения проблемы транспортного обеспечения уборки и других работ разработана технология с использование специальных базовых транспортных средств, оборудованных системой смены кузовов «ВИМЛИФТ» и набором сменных кузовов, представляющая собой гидравлический крюковой погрузочно-разгрузочный механизм [3].
В результате проведенных исследований полученные результаты показали очевидное преимущество технологии перевозки картофеля с применением системы «ВИМЛИФТ» со сменными кузовами по сравнению с традиционными самосвалами. Применение в хозяйствах на уборке картофеля и овощей автотракторной системы со сменными кузовами позволило повысить: производительность уборочной техники в 1,7 раза, снизить затраты труда на погрузочно-разгрузочные работы в 1,6 раза, снизить расход топлива на гектар в 1, 25 раза, сократить потребность в уборочной технике в 1,5 раза, обеспечить круглогодичную загрузку транспортных средств.
Как мы видим из выше изложенного, наиболее часто используемая прицепная техника является контейнерной. Это говорит о том, что при эксплуатации транспортной техники, при перевозке картофеля, как производители, так и аграрии, использующие эту технику, останавливают, все чаще, свой выбор именно на контейнерном способе перевозки. Таким образом, совершенствование контейнеров для перевозки, в частности картофеля, является не маловажной задачей инфраструктурного блока АПК, которым и являются высшие учебные заведения в области АПК.
Литература:
- Успенский И. А., Юхин И.А., Колупаев С.В., Жуков К.А. Алгоритм сохранения качества плодоовощной продукции при уборочно-транспортных работах. // Техника и оборудование для села. – 2013. - № 12. – С. 12 – 15.
- Колчин Н.Н., Елизаров В.П. Снижение уровня повреждений картофеля и овощей в машинных технологиях. // Сельскохозяйственные машины и технологии - 2013. - № 6. – С. 18-21.
- Пискачев, И.А. Факторы, влияющие на снижение сохранности качества картофеля при транспортировке. // Новая наука: опыт, традиции, инновации. – Стерлитамак: АМИ, 2016. – № 12-3 – С. 159.
- Юхин И.А. Снижение повреждений картофеля и яблок на внутрихозяйственных перевозках стабилизацией транспортных средств: дис. … канд. техн. наук / И.А. Юхин. – Рязань, 2016.
- Гольтяпин, В.Я. Эффективная сельскохозяйственная техника компании CLAAS для АПК. // Техника и оборудование для села. – 2012. – № 11 (184). – С. 19 – 22.
- Гайдуков К.В., Шемякина Е.Ю., Терентьев В.В., Шемякин А.В. Устройство для разгрузки сыпучих материалов из бункера. // Механизация и электрификация сельского хозяйства. – М., 2008. – № 7. – С. 47.
- Патент на изобретение РФ № 2346875 Бункерное устройство. / К.В. Гайдуков, М.Б. Латышёнок, В.В. Терентьев, А.В. Шемякин. Опубл. 20.02.2009.