В последние десятилетия проведение лабораторных и практических занятий на открытых площадках практически утратило свое значение. Вместе с тем значительно снизилась эффективность существующих занятий в учебно-воспитательной работе.
Это приводит к снижению или неосвоению учениками практических навыков и умений, предусмотренных программой. Проведение занятий в открытых площадках в процессе школьного обучения является неотьемлимой частью учебно-воспитательного процесса, считается средством, привлекающим учеников к непрерывному наблюдению за природой и за явлениями, происходящими в ней. Правильно, некоторые из этих наблюдений можно проводить вокруг школы без площадок. Но в таких наблюдениях возможности использования специальных приборов и установок уменьшаются.
Некоторые занятия по таким предметам, как окружающая среда, природоведение, ботаника, география, зоология, химия, физика, невозможно представить без занятий на открытых площадках. Формирование таких навыков и умений, как определение расстояний на местности, моделирование естественных процессов и явлений, проведение некоторых видов наблюдений, формируется через площадки. Для осуществления их помогают организованные в открытой местности учебные лаборатории.
Практические работы на школьных площадках имеют большое значение при формировании точных представлений и понятий, при осмыслении и систематизации освоенных знаний. Площадки создают бесконечные возможности при ознакомлении учеников с научно-исследовательскими методами.
Результаты и материалы, полученные на площадках для школьных занятий, можно использовать при проведении факультативных работ по краеведению. Такие материалы можно использовать также для обогащения экспонатов краеведческого музея. [1]
Таким образом, работы, проводимые на площадках для занятий, определяются потребностями школы. Эта потребность отражает цели и содержание учебного процесса.
Наблюдение практики ведущих преподавателей, их мнения показывают, что существование в школе площадок для занятий приводит к тому, что знания и навыки, освоеные учениками, будут глубокими и эффективными.
То, что достижение высоких результатов возможно только при правильном формировании площадок на основе методических требований, показывает сама жизнь. Стремительный рост информационного потока, высокая степень камеральных знаний на сегодняшний день показывают, что практические знания, освоенные знания слабо связаны с реальной жизнью. Мы не против таких методов, но наблюдение за цветением абрикоса на компьютере и фенологическим наблюдением на открытой площадке различаются, или прививание деревьев в электронном виде и прививание своими руками дают разные результаты. Этим мы принуждаем ребят не жить виртуальной жизнью, а жить, творить, трудится, и получать удовольствие от этих действий. Изучение некоторых учебно-естественных процессов в реальной среде дало бы хорошие результаты. [2]
Большинство ведущих преподавателей старались создать такие опытные площадки, как живой уголок, метеорологический уголок.
Не пришло ли время создать площадки современных занятий для школ?
Значение и основной критерий площадок занятий, пригодность для проведения знаний и различных наблюдений требуемых учебной программой.
Площадка должна быть пригодна не только для практического применения знаний приведенных в учебной программе, но и для проведения внеклассных работ.
Не будет неправильным назвать предлагаемую нами площадку занятий площадкой учебного комплекса. Такая площадка дает возможность ученикам формировать пространственные представления, различные навыки и умения, наблюдать метеорологические и астрономические явления и процессы, видеть знания по ботанике, биологии, химии, физике на месте.
Для создания площадок занятий современной школы необходимо более 40 учебных средств: модели, приборы, приспособления, натуральные объекты. Исходя из вышесказанного, площадки занятий современной школы состоят из следующих частей.
Математическая часть состоит из ровной поверхности, в ней расположены 10 столбцов-столов. На них расположены переносные средства. Эта часть площадки широко используется при проведение фронтальных практических занятий по таким предметам как, астрономия, география, математика. Особенно имеет возможности выполнения множества занятий по определению расстояния объема площади, измерения углов, определения расстояния данного масштаба. В топографической части площадки расположены горы и впадины, создаются впадины различной формы. Здесь можно выполнять такие занятия, как визуальная оценка и принятие топографического плана. В основном ученики знакомятся с основными формами земной поверхности. Математические и топографические части имеют огромное значение в школах городского типа, где нет возможности выводить учеников на поля. Эта часть полезна не только для городских, но и для сельских школ. Астрономическая часть. В этом секторе на открытой площадке имеются столбцы-столы для установления телескопа. Выполняются такие задачи, как наблюдение свечения Солнца, измерение его энергии. Эта часть площадки необходима для визуального и фотографического наблюдения за небесными телами. Выполняются практические работы по природоведению, георафии и астрономии. На столбцы-столы устанавливаются необходимые приборы, чтобы ученики могли самостоятельно работать на них. Метеорологическая часть. Создается для ежедневного наблюдения за изменениями природы под руководством преподавателя. [3]
При наблюдении погоды все ученики должны участвовать по очереди. Содержание плана наблюдений разрабатывается преподавателями природоведения, географии, физики. Все это нужно для предмета физики, и поэтому здесь могут выполнять свои задания участники кружка физики. Вместе с тем нужно создать живой уголок, часть природного ландшафта. Предлагаемые площадки могут иметь размеры 12X12, 15X15, 15X25, 20X20.
В выше приведенных площадках учебного комплекса могут проводить разнообразные наблюдения преподаватели географии, математики, природоведения, биологии, химии, физики.
В школах имеются опыты по созданию площадок занятий. На этих площадках проводятся работы по агрометеорологической службе, измерения параметров окружающей среды. Информация, полученная на площадках, может быть использована как информация, необходимая для производства.
Анализ учебных планов вышеприведенных предметов показал, что нужно изучить объем часов, выделенных на обязательные наблюдения и другие работы.
Таким образом:
- Необходимо тщательно изучить учебные планы для проектирования современных школьных площадок занятий;
- Необходимо разработать практические занятия и лабораторные работы для площадок;
- Необходимо создать перечень приборов нужных для создания площадки.
Создание этих источников является на сегодняшний день необходимым, неотложным делом, который даст возможность связать уроки с жизнью, принуждает учеников реально подходить к явлениям и процессам происходящим в природе.
Литература:
- Голов В. П. Средства обучения географии в условия их эффективного использования. Москва, Просвещение 1987.
- Максаковский В. П. Географическая культура. Москва 1999.
- Семакин Н. К. Географический кабинет и учебная площадка в школе. Mосква 1983.