Данная статья освещает актуальные проблемы, связанные с взаимодействием Президента РФ и Правительства РФ, указывает точки зрения правовых ученых насчет существующей проблемы. В статье указываются конкретные нарушения механизма сдержек и противовесов, существующего для предотвращения узурпации власти и пути разрешения данной проблемы.
Ключевые слова: Президент, Правительство, проблемы взаимодействия, пути решения проблемы
Российская Федерация — демократическое, современное и в то же время, стремительно развивающиеся государство, которое, после распада СССР уже успело пройти значительный путь развития социально-культурной, экономической сфер и демократических институтов общества.
Стоит отметить политические преобразования в системе государственного управления, которые были проведены.
Например, следствием таких преобразований стало появление принципа разделения властей, появление системы сдержек и противовесов, препятствующих сосредоточению власти у какого-либо одного лица, обозначение на законодательном уровне роли каждого органа государственной власти и его функции.
Сравнивая роль Правительства РФ и Правительства СССР в управлении государством, следует отметить, что в советский период развития российского государства должность главы правительства не имела сколько-нибудь самостоятельного юридического значения, была политически безличной, как и статус правительства в целом, значимость главы правительства определялась не величиной занимаемой должности, а местом в партийной иерархии.
Эта должность легко соединялась с высшей партийной (И. В. Сталин, Н. С. Хрущев), что и придавало ей необходимую значимость и авторитет. Глава советского правительства обладал не столько административным, сколько партийным ресурсом управления.
Советское правительство в своем курсе было всецело зависимо от Коммунистической партии и в силу этого не обладало политической самостоятельностью внутри государства. Как отмечалось в советской государственно-правовой науке, «во всей своей работе Совет Министров руководствуется четкой и всесторонне обоснованной политической линией ЦК КПСС, соответствующими указаниями Политбюро ЦК как по общим принципиальным проблемам, так и по конкретным вопросам нашего коммунистического строительства».
В отличие от Советского Правительства, роль Правительства РФ определена юридически.
Так, Конституции РФ 1993г. указывает, что государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. При этом органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Таким образом, Правительство Российской Федерации стало главным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику на основе вышеуказанных принципов.
К сожалению, несмотря на то, что большая работа, связанная с демократизацией государственного управления уже была проделана, следует отметить, что действующее российское законодательство, регулирующее деятельность Правительства РФ, не достаточно доработано.
Выражается данное несовершенство в наличии «белых пятен» и недоработках в законодательстве.
При детальном рассмотрении обнаруживаются явные недоработки, касающиеся, например, взаимодействия Президента с Правительством, нарушения системы сдержек и противовесов в пользу Президента, недостаточная проработанность и не достаточная демократичность законодательства в вопросе прекращения деятельности Председателя Правительства Российской Федерации.
Взаимодействие Президента и Правительства.
Любое государственное устройство предполагает взаимодействие ветвей власти между собой и взаимодействие внутри власти. Одной из форм такого взаимодействия является взаимодействие между Правительством РФ и Президентом РФ. С одной стороны порядок их взаимодействия между собой регулируется Конституцией РФ, с другой стороны текст Конституции допускает неоднозначную трактовку.
Поэтому, фактически, с 1993 года, т. е., с момента принятия Конституции РФ между учеными идут дискуссии о роли и месте в системе управления государством и Президента, и Правительства.
Так, Окуньков Л. А. придерживается мнения, что Конституция 1993 г. закрепляет за Президентом РФ статус главы государства, но не более того. В своей позиции ученый руководствуется тем, что исходя из Конституции РФ и федеральных законов, Президент осуществляет исполнительную власть в Российской Федерации и возглавляет единую систему органов исполнительной власти в России лишь номинально. [Окуньков Л. А., с.79].
Противоположного от мнения Окунькова Л. А. придерживается ученый Авакьян С. А., согласно утверждениям которого, федеральное Правительство является как по Конституции, так и в реальности Правительством Президента РФ.
Ученый отмечает, что при введении поста Президента в 1991 г. в Конституции РФ было четко указано, что Президент осуществляет руководство Правительством РФ. «В Конституции 1993 г. слов о руководстве нет. Но и юридически, и фактически у Президента есть все возможности для руководства Правительством». [Авакьян С. А., с.48.].
По мнению Авакьяна С. А., зависимостью Правительства РФ от Президента называет право Президента РФ председательствовать на заседаниях Правительства, определять базовые направления внутренней и внешней политики страны, в ходе реализации которых, Правительство только участвует, в дополнение отмечает, что сложение полномочий Правительством перед вновь избранным Президентом является прямой зависимостью Правительства от Президента Российской Федерации, исходя из этого Президент это «фактически глава исполнительной власти, верховный руководитель Правительства РФ, осуществляющий общее стратегическое руководство им».
Шаблинский И. Б. считает, что Правительство по Конституции РФ выступает фактически командой президента. «Сами функции главы государства у российского Президента неотделимы от его функций главы исполнительной власти. Формально таким титулом он не обладает, но фактически у Президента в руках все важнейшие управленческие рычаги»., [Шаблинский И. Б., с.68].
Попов В. А., автор данной статьи, разделяет позиции Авакьяна С. Я. и Шаблинского И. Б., в своей диссертационной работе на тему «Правительство как высший орган исполнительной власти» отмечает недостаточно сбалансированную, с точки зрения системы сдержек и противовесов процедуру назначения и отставки Председателя Правительства РФ, в ходе которой Председатель Правительства назначается Президентом при согласовании с Государственной Думой РФ, а может быть отправлен в отставку без какого-либо согласования.
В качестве примера автор статьи приводит процедуру досрочного прекращении полномочий Председателя Правительства по состоянию здоровья. Законодательство не указывает полный перечень заболеваний, препятствующих Председателю Правительства исполнять свои обязанности, не устанавливает механизма контроля над состоянием здоровья Председателя Правительства с целью установления возможности им исполнять свои профессиональные обязанности.
Исходя указанного, следует, что решение о прекращении полномочий Председателя Правительства по состоянию здоровья выносится Президентом субъективно, руководствуясь своими принципами и убеждениями без опоры на какие-либо документы медицинского характера, которые подтвердили бы юридическую основу для действий Президента.
Законодательным органам РФ следует как можно скорее обратить внимание на недоработку нормативно-правовой базы и предпринять меры для скорейшего устранения соответствующих пробелов в законодательстве.
Литература:
- Авакьян С. Я. Актуальные проблемы конституционно-правовой ответственности//Конституционно-правовая ответственность: Проблемы России, опыт зарубежных стран. — М.: МГУ, 2001. — 471 с.
- Шаблинский И. М. Президент — Правительство- исполнительная власть: Российская модель. — М.: Москва, 1997. — 68 с.
- Окуньков Л. А., под редакцией Тихомирова Ю. А. Конституционный статус Федерального Правительства//Конституционное законодательство.— М: Москва, 1999. — 169 с.